Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 15:48, курс лекций
1. Основные понятия и определения экономики региона
2. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность
3. Теории размещения регионального производства
4. Пространственная организация и специализация хозяйства
5. Методы исследований в региональной экономике
6. Основы регионального управления экономикой
7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
8. Основы муниципального менеджмента
9. Региональное размещение и регулирование региональных пропорций
10. Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики
11. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
12. Методы управления региональной экономикой
13. Воспроизводственные процессы в регионе
14. Организация управления экономикой региона
15. Принципы управления
16. Финансовая система региона
Если между отечественными и жесткими факторами еще можно провести параллели, то мягкие факторы в число первых пока не включены вообще. Они касаются прежде всего количественно трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если можно так выразиться, дружественности экономике. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают:
Отечественные факторы |
Зарубежные факторы |
Сырьевой — наличие сырья и его экономическая оценка |
Расходы на используемое сырье Расходы на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны |
Топливно-энергетический — обеспеченность ресурсами ТЭК |
Расходы на энергию |
Водный — обеспеченность водными ресурсами |
— |
Земельный — обеспеченность земельными ресурсами |
Цена земельных участков |
Трудовой — обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации |
Уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды Наличие соответствующих трудовых ресурсов |
Транспортный: наличие коммуникаций стоимость перевозок |
Транспортное положение и транспортные связи Транспортные издержки Наличие телекоммуникаций |
НТП — уровень НТП, обеспечивающий эффективное применение ресурсов |
Наличие технологии и ноу-хау |
Потребительский — наличие основной массы потребителей товаров и услуг |
Покупательная способность населения |
Экономико-географическое положение |
Территориальное расположение, близость рынков |
Агломерационные эффекты |
Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии |
Соотношение между отдельными факторами размещения их значимость находятся в постоянном движении. Все же середины 90-х годов можно зафиксировать несколько o6щих изменений, которые в еще большей степени будут действовать на рубеже веков.
Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха (1).
По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам факторы "земля", "близость к источникам сырья", "издержки на заработную плату и первоначальный капитал" теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.) (2).
Факторы |
Производство |
Распределение |
Управление /маркетинг/ сбыт |
Исследования и развитие |
Надежность энергоснабжения |
1 |
|||
Наличие телекоммуникаций |
2 |
1 |
1 |
2 |
Стабильность политического положения |
3 |
5 |
2 |
1 |
Издержки на заработную плату |
4 |
4 |
3 |
|
Наличие квалифицированной рабочей силы |
5 |
4 | ||
Близость к сети магистральных автодорог |
2 |
|||
Транспортные издержки |
3 |
|||
Близость к аэропорту |
4 |
|||
Здоровая экономическая ситуация |
5 |
|||
Стабильность социального к |