Региональные аспекты развития здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере Московской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.
Исходя из этого, основные задачи, которые я поставил перед собой, является следующее:
Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
Проанализировать современное состояние здравоохранения в регионах.
Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. Роль здравоохранения в социальной сфере, в повышении уровня и качества жизни населения в регионах 5
1.1. Характеристика здравоохранения в регионах
1.2. Показатели, характеризующие развитие здравоохранения в регионах
1.3. Правовые основы и структура управления здравоохранением в регионах
1.4. Система единого стратегического и тактического планирования в здравоохранении
2. Основные проблемы развития здравоохранения 14
3. Анализ развития здравоохранения в МО
3.1. Анализ развития здравоохранения в МО
3.2. Тенденции развития здравоохранения в регионах и направления их совершенствования и пути изменения
3.3. Факторы, влияющие на прогнозные показатели развития здравоохранения
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик здравоохранение.docx

— 86.90 Кб (Скачать файл)




рассматривают обращения об оказании разовой материально-технической  помощи бюджетным учреждениям здравоохранения.

 

            рис.1. Построение системы здравоохранения на территории Московской области

Источниками финансирования здравоохранения Московской области являются:

  1. перечисление страховых медицинских организаций как оплата за предоставленные медицинские услуги застрахованным по:
    • базовой программе обязательного медицинского страхования (амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь),
    • добровольному медицинскому страхованию, осуществляемому гражданами и предприятиями.
  2. средств федерального бюджета на оплату медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, в т.ч. дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Минсоцразвития РФ;
  3. расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь по перечню.
  4. бюджетные расходы всех уровней на льготное лекарственное обеспечение и протезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, детскими санаториями и другими специализированными медучреждениями;
  5. добровольные взносы и пожертвования юридических (например, обществами красного креста) и физических лиц;
  6. банковские кредиты и другие формы привлечения инвестиций (например, в форме лизинга медицинского оборудования) - только для небюджетных учреждений;
  7. оплата населением платных услуг (частных стоматологий, центров планирования семьи, клиник и пр.).

Бюджет на здравоохранение Московской области  зависит от подушевых нормативов, отражающих размеры средств на компенсацию  затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете  на 1 человека, формируется органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из определенных ими показателей  стоимости медицинской помощи по видам ее оказания в соответствии с методическими рекомендациями.

Основным  источником финансирования государственных  учреждений здравоохранения являются страховые возмещения по программе  ОМС.

Средством балансирования центров убытков и создание профит-центров в системе здравоохранения является добровольное медицинское страхование (ДМС), которое может выражаться в различных формах.

Развитие  ДМС ограничено платежеспособностью  населения. Мировой опыт показывает, что медицинская страховка покупается с готовностью, если ее стоимость составляет менее 5% годового дохода страхователей. Поэтому важно мотивировать и привлечь в ДМС корпоративных клиентов. С другой стороны, цены на услуги по системе ДМС, аналогичные входящим в программу ОМС, могут регламентироваться органами местного управления.

1.2. Показатели, характеризующие развитие здравоохранения в регионах

 

При определении  основных показателей развития здравоохранения  в регионах на плановый период привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, а также сведения о состоянии здоровья населения, расчетные данные о действующей сети лечебно-профилактических, санитарно-профилактических, аптечных санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха с разбивкой этих данных по формам собственности, городской и сельской местности. Осуществляется анализ возможностей отечественной медицинской промышленности, уровни медицинского обслуживания по регионам страны, определяются районы и виды лечебной помощи, которые должны получить преимущественное развитие в плановом периоде.

Основными показателями, используемыми в плановых расчетах являются: число больничных коек, эффективность их использования, количество врачебных должностей. Число больничных коек и врачебных должностей в определенной мере позволяет судить о состоянии обеспеченности населения важнейшими видами медицинской (амбулаторно-поликлинической и больничной помощи). Вместе с тем, эти показатели используются при планировании развития сети медицинских учреждений, определении численности обслуживаемого персонала, для выделения материально-технических и финансовых ресурсов. «Больничная койка» и «Врачебная должность» являются исходными для определения ассигнований, расхода медикаментов, оборудования, инвентаря, продуктов питания и других предметов снабжения, а также нормативов медицинского снабжения.

Обеспеченность  населения больничными койками  определяется на 10000 жителей на конец планируемого периода. Показателем сети амбулаторно-поликлинических учреждений является их мощность, измеряемая числом посещений в смену.

Потребность населения в больничных койках для  каждого региона РФ рекомендуется определить по формуле7:

где:

К — число среднегодовых коек;

Н — численность населения;

Р — уровень госпитализации населения;

П — среднее число дней пребывания больного на койке;

Д — число дней использования койки  в году.

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (т.е. их пропускная способность) на плановый период определяется исходя из принятых на указанный период норматива мощности этих учреждений в смену в расчете на 100 или 10000 жителей и численности населения. При отсутствии этого норматива — на основании планируемых на данный период норматива числа врачебных посещений в расчете на одного жителя в год, численность населения, числа дней работы амбулаторно-поликлинических учреждений в году и коэффициента сменности их работы в день.

Расчет может  производиться по следующей формуле8:

   или   ,

где:

М — мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену;

А — норматив мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в смену в расчете на 1000 или 10000 жителей;

Н — численность  населения;

В — норматив числа посещений на одного жителя в год;

Д — число  дней работы амбулаторно-поликлинических  учреждений в году;

К — коэффициент  сменности работы амбулаторно-поликлинических  учреждений в день.

Развитие  сети больничных и амбулаторно-поликлинических  учреждений предусматривается за счет их нового строительства. Поэтому прирост сети этих учреждений должен соответствовать или быть больше их вывода (в связи с необходимостью замены пришедших в негодность зданий больниц, диспансеров, родильных домов, поликлиник, амбулаторий).

Число врачебных  должностей на плановый период определяется по нормативам на принятые приросты сети здравоохранения и численности  населения с учетом ожидаемого наличия  врачей, а базисного года — по занятым должностям (включая должности, временно занятые средним медицинским  персоналом).

Объемы медицинской  помощи, предоставляемой населению  субъекта РФ бесплатно, определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек (на год)9:

  1. Амбулаторно-поликлиническая помощь (норматив посещений – 9198, в т.ч. по базовой программе – 8458 посещений; норматив количества дней лечения в дневных стационарах, в стационарах дневного пребывания и стационарах на дому – 749, в т.ч. по базовой программе – 619 дней).
  2. Стационарная помощь (норматив объема помощи составляет 2812,5 койко-дня, в т.ч. по базовой программе – 1942,5 койко-дня).
  3. Скорая медицинская помощь (норматив – 318 вызовов).

В таблицу 1 поместим все основные показатели здравоохранения.

 

Основные  показатели здравоохранения приведены  в таблице 1.10.

Таблица 1.

Основные  показатели здравоохранения.

Показатель

1.

Численность врачей

 

всего, тыс.

 

на 10000 населения

2.

Численность среднего медицинского персонала

 

всего, тыс.

 

на 10000 населения

3.

Число больничных учреждений, тыс.

4.

Число больничных коек

 

всего, тыс.

 

на 10000 населения

5.

Число врачебных учреждений, оказывающих  амбулаторно-поликлиническую помощь населению, тыс.

6.

Мощность амбулаторно-поликлинических  учреждений (число посещений в  смену)

 

всего, тыс.

 

на 10000 населения

7.

Число женских консультаций, детских  поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и число учреждений, имеющих женские  консультации и детские отделения, тыс.

8.

Число фельдшерско-акушерских пунктов, тыс.


Цены на услуги в системе ДМС рассчитываются по формуле11:

где:

S - действующий тариф на услугу по городской программе ОМС;

ki -коэффициент, учитывающий затраты ЛПУ, связанные с эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования и другой уставной деятельностью, и дифференцирующийся в зависимости от возраста пациента, оказываемых услуг (патолого-анатомические, стоматологические, амбулаторно-поликлинические);

N - нормативный срок лечения пациента;

Т - количество койко-дней сверх нормативного пребывания;

k2i - надбавки, устанавливаемые в процентном отношении к сумме затрат, указанных выше, за условия повышенной комфортности, предоставляемые по желанию пациента, например, одноместная палата - 25% (k2=0,25), телевизор - 10% (k2=0,1) и пр;

R - предельный норматив рентабельности;

D - дополнительные услуги за предоставляемый транспорт, привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост, индивидуальное питание и др. (оплачиваются по счету, выставляемому пациенту по факту оказанных услуг).

1.3. Правовые основы и структура управления здравоохранением в регионах

 

Согласно  статьи 15 пункта 12 №131-ФЗ12 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится «Организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов».

Структура управления здравоохранением в Московской области притерепела изменения и на данный момент основным принципом формирования является единство целей деятельности на областном и муниципальном уровнях. В 2001 году Главное управление здравоохранением Московской области преобразовано в Министерство здравоохранения Московской области.

С Министерством  здравоохранения Московской области  согласовываются кандидатуры на должности руководителей муниципальных  органов управления здравоохранением.

Структура и численность муниципальных органов управления здравоохранением формируются в соответствии с методическими рекомендациями Главного управления здравоохранением и Управления государственной и муниципальной службы Московской области «О формировании органов управления здравоохранением администраций муниципальных образований» от 20.11.2000 г. №1-45/1402 исх.

При Министерстве создан отдел взаимодействия с муниципальными образованиями для координации работы муниципальных органов здравоохранения.

Проведена интеграция нескольких муниципальных систем оказания медицинской помощи в единое медицинское образование – медицинский округ. В настоящее время в области созданы 12 медицинских округов, возглавляемые Координационными советами.

Координация межотраслевой, межведомственной деятельности  в области  здравоохранения осуществляется Координационным советом по охране здоровья при Губернаторе Московской области13, Координационным советом по делам инвалидов при Правительстве Московской области14; Московскими областными межведомственными Комиссиями: по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, по безопасности дорожного движения.

Информация о работе Региональные аспекты развития здравоохранения