Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:
Возникновение и сущность монополий;
Монополистическая фирма на рынке;
Законодательные аспекты по отношению к монополии;
Регулирование монополии государственными органами
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Возникновение и сущность монополий 5
1.2 Монополистическая фирма на рынке и ее ценовая политика 8
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Общее понятие антимонопольного регулирования 13
2.2 Государственный механизмы контроля за работой монополии 17
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Особенности контроля и монопольное законодательство 19
3.2 Политика регулирования цен на рынке монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Министерство
Образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
Регулирование монополии в Республике Беларусь
Автор работы: студент
1 курса отделения
(подпись)
(дата)
Руководитель:
старший преподаватель _______________
(подпись)
(дата)
Минск 2013
Содержание
В нашем мире существует огромное количество разных рыночных структур, это позволяет говорить о том, что рынок находится в состоянии несовершенства и монополистическая составляющая является причиной этого несовершенства.
Предмет данной работы - регулирование монополии в Республике Беларусь, в рамках которой мы рассмотрим государственную политику в сфере монополистической деятельности. Понятие монополия, прямо противоположно понятию идеальной конкуренции. Монополия в чистом виде - явление очень редкое, но есть рынки, где друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связано с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. Такие фирмы, на рынке, владеют монопольной властью. Она является формой рыночной власти. Монополистическим положение желает владеть каждый продавец, это поможет избежать некоторых проблем и рисков связанных с конкуренцией. Рыночная власть означает возможность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда владеют некоторой рыночной властью (на большинстве мировых рынков), нам необходимо раскрыть сущность такого понятия, как - монопольная власть, и рассмотреть источники ее появления.
В странах с рыночной экономикой, тема монополий весьма актуальна, т.к. деятельность монополий напрямую может воздействовать на благосостояние и жизнь общества. В связи с этим появляется необходимость на монополистическом рынке, антимонопольного законодательства.
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень важна для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке, много лет тому назад, во многих странах монополизм считали экономическим преступлением против общества. В связи с этим были приняты, и принимаются специальные законы, направленные на регулирование, предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Такой подход в отношении монополистических фирм может обеспечить стабильное экономическое развитие страны.
Для ослабления монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что изучение монополии, и вопроса антимонопольного регулирования представляется важным для понимания темы экономического развития любого государства.
Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Возникновение и сущность монополий
В сложившейся рыночной ситуации, на рынке совершенной конкуренции, ни одна из фирм не может повлиять на цену, по которой продается продукция. Фирмы всегда вынуждены продавать свою продукцию по цене, сложившейся в результате взаимодействия всех покупателей и всех продавцов, то есть по цене рыночного равновесия.
Но так бывает не всегда. Очень часто фирма владеет значительной долей рыночных продаж, и при этом могут влиять на рыночную стоимость, с помощью изменения объемов производимой продукции. При этом фирма может выбрать для себя самую благоприятную комбинацию цены и объема продаж. Это свидетельствует о том, что фирма обладает рыночной властью.
При обладании рыночной власти, фирма может максимизировать свою прибыль, но, как известно, наличие экономической прибыли, является сигналом для привлечения других фирм. Появится соперничество, фирмы будут продавать одни и те же товары, на рынке появятся характерные черты конкуренции, в конечном счете, это приводит к снижению рыночной цены и исчезновению экономической прибыли. Получение же фирмами экономической прибыли в долгосрочной перспективе свидетельствует о наличии у них стабильной рыночной власти, то есть рыночной власти, которая не может быть нарушена конкурентами. А это возможно только в том случае, когда некие объективно существующие условия предотвращают конкуренцию.
Такая фирма, имеющая рыночную власть, исходит из понятия монополия. Слово монополист происходит от греческих слов топо – один и polist – продавец. Монополия – ситуация на рынке, при которой весь объем продаж товара, у которого нет близких заменителей, осуществляется одной фирмой(т.е. монополист – является единственным производителем в данной отрасли, и кроме того, отсутствует отрасль, которая бы производила аналогичные товары-субституты).
Для стабильной деятельности монополии, без вмешательства других фирм, существуют условия предотвращающие конкуренцию.
Чаще всего в качестве
таких условий выступают барьер
Существует несколько видов монополии, к основным отнесу следующие:
Особенного внимания требует вопрос
ценовой политики монополистических образований.
Монополисты, используя свое положение,
имеют возможность влиять на цены, а время
от времени и устанавливать их. Вследствие
этого возникает новая разновидность
цены - монопольная стоимость, которая
устанавливается бизнесменом, занимающим
монопольное положение на рынке, и приводит
к ограничению конкуренции и нарушению
прав потребителя. К этому следует добавить,
что эта стоимость рассчитана на получение
сверхприбылей, либо монополистических
прибылей.
В этой цене реализуется выгода монопольного
положения.
Монополисты могут быть разных видов: государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из приведенных выше случаев ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия с помощью политики цен имеет возможность преследовать достижение различных целей. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Так же может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (примером может служить установление цен на алкогольные или табачные изделия). Но все же в реальной экономической ситуации любой из этих указанных типов рынка определить в чистом виде довольно сложно.
Как можно стать монополистом. Кандидат в монополисты сначала сильно снижает цену на свою продукцию, что приводит к разорению почти всех конкурентов, затем он захватывает рынок и поднимает цену, но покупатели вынуждены покупать его товар. Захватить рынок можно и другим криминальным способом, для этого нужно нанять за определённую плату или взятку преступников или контролирующие органы, которые могут заставить конкурентов закрыть свои предприятия. Рейдерство - это силовой захват конкурирующего предприятия с помощью преступников. При этом заказчик рискует подвергнуться уголовному преследованию. После захвата рынка у монополиста есть возможность не заботиться о повышении качества продукции и увеличении объёма производства. Для своей деятельности монополист выбирает то соотношение объёма производства и себестоимости продукции, которое ему наиболее выгодно. Другие же фирмы, чувствую чистую экономическую прибыль, пытаются проникнуть на этот рынок любой ценой. А монополист стремится закрыть свой рынок от вторжений.
На конкурентном рынке обычно работает несколько фирм, продающих одинаковый продукт по одинаковой цене. При любой попытке одной из фирм продать свой продукт по цене выше рыночной приводит к тому, что потребители, в результате, отказываются покупать продукцию завысившей цену фирмы в пользу ее конкурентов. На монополизированном рынке данный единственный продукт продает только одна фирма. Завышая цену, монополист теряет часть своих покупателей, но не всех.
Информация о работе Регулирование монополии в Республике Беларусь