Регулирование монополии в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:
Возникновение и сущность монополий;
Монополистическая фирма на рынке;
Законодательные аспекты по отношению к монополии;
Регулирование монополии государственными органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Возникновение и сущность монополий 5
1.2 Монополистическая фирма на рынке и ее ценовая политика 8
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Общее понятие антимонопольного регулирования 13
2.2 Государственный механизмы контроля за работой монополии 17
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Особенности контроля и монопольное законодательство 19
3.2 Политика регулирования цен на рынке монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Вложенные файлы: 1 файл

monopolia_RB_2.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Разберем законодательное  положение на территории города Минска. В Минске главным законодательным огранном является Минский городской исполнительный комитет. Его основными задачами является:

  1. Реализация государственного монопольной и ценовой политики в Минске;
  2. Регулирование цен (тарифов) на товары в пределах предоставленных горисполкому полномочий;
  3. Демонополизация товарных рынков;
  4. Противодействии монополистической деятельности органов местного управления, хозяйствующих субъектов, предупреждение, ограничение и пресечение  недобросовестной конкуренции;
  5. Контроль за применением установленного порядка ценообразования, соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях органами местного управления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  6. Мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них;
  7. Мониторинг цен (тарифов) на отдельные товары;
  8. Профилактика, обнаружение административных правонарушений, а также подготовка дел об административных правонарушениях к рассмотрению. 

Правовой основой антимонопольной  политики являются Законы «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» от 22 декабря 2011 г. № 328-З, «О защите прав потребителей» от 8 июля 2008 г. № 366-З [8].

В Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" заложены основные виды злоупотребления монополизма: базовые пресечения, ограничения, нарушения (препятствие конкуренции, сговоры и т.д.). Как говорилось раньше, контроль над исполнением законодательств осуществляется Министерством экономики.

Данные ограничения  не распространяются на случаи установления и осуществления правомерной  монополии (например, государственной). В Республике Беларусь запрещается деятельность какого-либо субъекта, занимающего властвующее положение на товарном рынке, если его деятельность имеет или может иметь ограничение конкуренции либо причинение вреда правам других субъектов или потребителей.

В Республике Беларусь запрещается любое зарождение монополизации производства, которое может повлечь за собой ограничение конкуренции. Эти ограничения не уместны в случаях установления государственной или правомерной монополии, установленных в Республике Беларусь в соответствии с законодательством. Министерство, в свою очередь, для предотвращения возникновения или усиления монополии, осуществляет контроль за всеми важными юридическими договорами данных субъектов.

Для того чтобы совершить  необходимую сделку, юридической или физическое лицо обязаны заявить о своем намерении и подать ходатайство о даче согласия на совершение данной сделки и предоставить информацию, необходимую для принятия решения. Если сделка повлекла за собой возникновение или усиление доминирующего положения фирмы на рынке или ограничение конкуренции, то сделка может быть признана недействительной в судебном порядке.

Законодательство Республики Беларусь также запрещает государственным  органам принимать акты, заключать  соглашения либо совершать и т.д., если такие акты или действия имеют либо могут иметь в результате ограничение конкуренции или причинение вреда правам, субъектов или граждан.

Государственным органам запрещается также заключать соглашения, которые могут привести к ограничени конкуренции, разделу рынка, незаконному повышению, снижению или поддержанию цен, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

3.2 Политика регулирования цен на рынке монополий

Самое важное направление государственной ценовой политики - это реализация принятого курса на сокращение сферы ценового регулирования, и дальнейшую либерализацию ценообразования.

Правительством Республики Беларусь принимаются меры по либерализации  цен. Развитие процессов ценовой  либерализации подразумевает соблюдение следующих условий:

•  Стимулирование рыночных методов ценообразования в конкурентных отраслях экономики;

•  Упрощение норм и правил, регламентирующих ценообразование и условия экономической деятельности, в сочетании с действенным и единообразным механизмом применения контроля;

•  Совершенствование антимонопольного регулирования и конкурентной политики.

В 2008 г. – начале 2009 г. был принят ряд решений связанных с ценообразованием, направленных на сокращение сферы ценового регулирования и упрощение административных процедур в области ценообразования.

Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и  реализации товаров (работ, услуг)»  установлено, что все коммерческие  
организации, созданные с 1 апреля 2008 г. в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек, самостоятельно устанавливают и применяют свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги), за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

Указами Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 694 , от 12 июня 2008 г. № 322, от 6 февраля 2009 г. № 70:

  • отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), за исключением тарифов на новые платные медицинские услуги; 
  • все индивидуальные предприниматели (за исключением оказывающих платные медицинские услуги), юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также крестьянские (фермерские) хозяйства освобождены от соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и соответственно – от их регистрации в том случае, если ин

Информация о работе Регулирование монополии в Республике Беларусь