Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие проблем регулирования процессов миграции рабочей силы на международном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-определить понятие, причины и формы международной миграции рабочей силы;
-рассмотреть социально-экономические последствия миграции рабочей силы;
-оценить масштаб международной миграции рабочей силы в странах ЕС;
-выявить особенности современной миграционной политики в странах Евросоюза;
-рассмотреть проблемы регулирования, прогнозные данные и пути снижения международной миграции рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ………………………………………………………6
1.1. Понятие и причины международной миграции рабочей силы……..6
1.2. Формы международной миграции рабочей силы………………….12
1.3. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы..17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЕВРОСОЮЗЕ………...23
2.1. Оценка масштаба и структурно-динамических изменений
международной миграции рабочей силы в странах ЕС…………...23
2.2. Особенности современной миграционной политики в странах
Евросоюза…………………………………………………………….32
2.3. Межгосударственное регулирование миграции рабочей силы в ЕС…..36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……..42
3.1. Проблемы регулирования международной миграции рабочей силы…………...42
3.2. Прогнозирование и пути снижения международной миграции
рабочей силы…………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...59
Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.
Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран-доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно-технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран14.
Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.
Социально-экономические последствия для стран, принимающих рабочую силу:
1. Повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая сила);
2. Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства;
3. Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих;
4. Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.
Международная
миграция оказывает серьезное
В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению валового миграционного потока (ВМП). В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы непросто, так как не все они поддаются количественному учету. Складываются такие выгоды из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах, стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем в среднем население, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.
Разные категории
иммигрантов оказывают
Иммиграция
существенно не влияет на средний
уровень заработной платы и дифференциацию
доходов. Лишь в отдельных случаях усиление конкуренции внутри
определенных профессионально-
Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы) (табл. 1).
Таблица 1
Возможные социально-экономические
последствия международной
Страны |
Позитивные |
Негативные |
Страна-экспортер рабочей силы |
1. Приобретение работником новой квалификации |
1. Потеря квалифицированной рабочей силы |
2. Сокращение дефицита платежного баланса |
2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу | |
3. Ослабление
напряжения на внутреннем |
3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление | |
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства |
4. Рост инфляции |
Продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
Страна-импортер рабочей силы |
1. Облегчение структуры региональных сдвигов |
1. Блокирует
внедрение трудосберегающей |
2. Содействие
вертикальной мобильности |
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы | |
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы |
3. Увеличиваются
расходы на содержание | |
4. Торможение
роста цен, благодаря |
||
5. Повышение
качества рабочей силы путем
отбора более молодых, квалифиц |
Источник: [23, с.90]
Таким образом, международная миграция рабочей силы оказывает различные последствия. С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни.
С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, урбанизации, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.
ГЛАВА
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И
2.1. Оценка масштаба
и структурно-динамических
Результаты естественного движения населения систематически корректируются за счет миграции. На международном уровне территориальные перемещения происходят между отдельными странами, что, кроме межгосударственных пропорций, также трансформирует межрегиональные демографические пропорции.
Каждый мигрант является выбывшим по отношению к территории выбытия и прибывшим по отношению к территории прибытия. При этом прибывшие - это число лиц, въехавших (вселившихся) на данную территорию из-за ее пределов, а выбывшие - число лиц, выехавших (переселившихся) с данной территории за ее пределы в течение периода наблюдения. В текущем статистическом учете в настоящее время условно фиксируются числа прибывших и выбывших как внутри страны, так и за ее пределы, в действительности же речь идет о числах прибытия и выбытия.
Для количественной характеристики территориальных перемещений международная статистика наряду с абсолютными индикаторами (численность прибывших; численность выбывших; сальдо миграции, равное разности прибывших и выбывших; миграционный оборот, равный сумме прибывших и выбывших) рассчитывает и относительные коэффициенты, среди которых наиболее важными являются18:
(1)
где Кп - коэффициент прибытия;
П - численность прибывших;
- среднегодовая численность населения.
(2)
где Ку - коэффициент выбытия;
У - численность выбывших.
(3)
где Кмп - коэффициент миграционного прироста населения.
(4)
где Э - эффективность миграции.
Коэффициенты прибытия и выбытия соответственно отражают интенсивность миграционных процессов (прибытия и выбытия) в расчете на каждую тысячу жителей, а их разность между собой показывает величину миграционного прироста (или убыли) населения. Эффективность миграции характеризует долю миграционного прироста во всем миграционном обороте населения19.
Эти показатели могут быть использованы в качестве характеристики стран и регионов с точки зрения их привлекательности для жизни человека. Коэффициенты миграционного прироста, вычисленные для различных групп населения, полезные при выявлении факторов, определяющих миграционную активность и социально-экономический портрет мигрантов, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика показателей движения рабочей силы в ЕС
Показатели |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Коэффициент прибытия |
2758,2 / 483234 * 1000 = 5,71 |
2863,5 / 484635 * 1000 = 5,91 |
3489,5 / 486646 * 1000 = 7,17 |
3588,2 / 488798 * 1000 = 7,34 |
3438,0 / 491135 * 1000 = 7,00 |
3585,3 / 493210 * 1000 = 7,27 |
4133,7 / 495292 * 1000 = 8,35 |
4018,2 / 497686 * 1000 = 8,07 |
2724,9 / 499687 * 1000 = 5,45 |
2952,5 / 501104 * 1000 = 5,89 |
Продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Коэффициент выбытия |
1462,4 / 483234 * 1000 = 3,03 |
1575,5 / 484635 * 1000 = 3,25 |
1757,6 / 486646 * 1000 = 3,61 |
1837,1 / 488798 * 1000 = 3,76 |
1810,6 / 491135 * 1000 = 3,69 |
2008,8 / 493210 * 1000 = 4,07 |
2065,9 / 495292 * 1000 = 4,17 |
2422,8 / 497686 * 1000 = 4,87 |
1640,4 / 499687 * 1000 = 3,28 |
1959,4 / 501104 * 1000 = 3,91 |
Коэффициент миграционного прироста населения |
5,71 - 3,03 = 2,68 |
5,91 - 3,25 = 2,66 |
7,17 - 3,61 = 3,56 |
7,34 - 3,76 = 3,58 |
7,00 - 3,69 = 3,31 |
7,27 - 4,07 = 3,2 |
8,35 - 4,17 = 4,18 |
8,07 - 4,87 = 3,2 |
5,45 - 3,28 = 2,17 |
5,89 - 3,91 = 1,98 |
Эффективность миграции |
(1295,8 / 4220,6) * 1000 = 307,02 |
(1288 / 4439) * 1000 = 290,16 |
(1731,9 / 5247,1) * 1000 = 330,07 |
(1751,1 / 5425,3) * 1000 = 322,77 |
(1627,4 / 5248,6) * 1000 = 310,06 |
(1576,5 / 5594,1) * 1000 = 281,81 |
(2067,8 / 6199,6) * 1000 = 333,54 |
(1595,4 / 6441) * 1000 = 247,69 |
(1084,5 / 4365,3) * 1000 = 248,44 |
(993,1 / 4911,9) * 1000 = 202,18 |
Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства
Как следует из табл. 2, коэффициент прибытия на протяжении исследуемого периода имеет тенденцию как к снижении так и к увеличению, увеличение составило с 5,71 в 2001 году до 5,89 в 2010 году. Это свидетельствует о превышении потоков рабочей силы по отношению к темпу прироста населения ЕС.
Коэффициент выбытия также увеличился, увеличение составило с 3,03 в 2001 году до 3,91 в 2010 году.
Коэффициент миграционного прироста населения имеет тенденцию к снижению, максимальное значение составило 4,18 в 2007 году, а минимальное 1,98 до 2010 году.
Эффективность миграции на протяжении 10 лет снижается, это связано со снижением баланса рабочей силы, т.е. приток рабочей силы превышает отток.
Анализ показателей сальдо общей и трудовой миграции служит критерием для отнесения каждой конкретной страны к «центрам» притяжения или отталкивания населения и рабочей силы. Так, перевес эмиграции над иммиграцией называется «нетто-эмиграцией» (или чистой эмиграцией), а превышение иммиграции над эмиграцией дает в итоге «нетто-иммиграцию» (или чистую иммиграцию).
Показатели миграции населения могут группироваться по различным признакам (территориальным, временным, социально-демографическим, целевым) в зависимости от имеющейся информационной базы и цели исследования.
Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией рабочей силы в ЕС, измеряются миллиардами евро и вполне сопоставимы по масштабам с прямыми ежегодными зарубежными инвестициями (табл. 3).
Таблица 3
Денежные потоки,
связанные с международной
Показатели |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
Трудовой доход |
Кредит |
5,6 |
5,8 |
6,0 |
6,2 |
6,2 |
6,3 |
6,2 |
6,0 |
7,0 |
7,2 |
Дебет |
-14,6 |
-14,9 |
-15,2 |
-15,3 |
-15,3 |
-15,5 |
-16,9 |
-17,0 |
-17,2 |
-17,5 | |
Частные неоплаченные переводы |
Кредит |
58,6 |
59,2 |
60,1 |
60,2 |
60,5 |
60,6 |
58,7 |
58,3 |
62,1 |
63,2 |
Дебет |
-41,1 |
-42,0 |
-42,0 |
-41,2 |
-42,1 |
-43,2 |
-44,1 |
-45,2 |
-45,8 |
-46,2 | |
Итого |
Кредит |
64,2 |
65 |
66,1 |
66,4 |
66,7 |
66,9 |
64,9 |
64,3 |
69,1 |
70,4 |
Дебет |
-55,7 |
-56,9 |
-57,2 |
-56,5 |
-57,4 |
-58,7 |
-61 |
-62,2 |
-63 |
-63,7 |
Информация о работе Регулирование процессов миграции рабочей силы на международном уровне