Регулирование процессов миграции рабочей силы на международном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие проблем регулирования процессов миграции рабочей силы на международном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-определить понятие, причины и формы международной миграции рабочей силы;
-рассмотреть социально-экономические последствия миграции рабочей силы;
-оценить масштаб международной миграции рабочей силы в странах ЕС;
-выявить особенности современной миграционной политики в странах Евросоюза;
-рассмотреть проблемы регулирования, прогнозные данные и пути снижения международной миграции рабочей силы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ………………………………………………………6
1.1. Понятие и причины международной миграции рабочей силы……..6
1.2. Формы международной миграции рабочей силы………………….12
1.3. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы..17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЕВРОСОЮЗЕ………...23
2.1. Оценка масштаба и структурно-динамических изменений
международной миграции рабочей силы в странах ЕС…………...23
2.2. Особенности современной миграционной политики в странах
Евросоюза…………………………………………………………….32
2.3. Межгосударственное регулирование миграции рабочей силы в ЕС…..36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……..42
3.1. Проблемы регулирования международной миграции рабочей силы…………...42
3.2. Прогнозирование и пути снижения международной миграции
рабочей силы…………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...59

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

 

Как следует  из представленной выше таблицы, трудовые доходы за 10 лет увеличилась незначительно, с 5,6 до 7,2 млн. чел. (или на 28,57%). Денежные потоки имеют положительную динамику (в 2002 году 8,5 млрд. евро, в 2011 году 6,7 млрд. евро).

Следовательно, политика ЕС не достаточно эффективно проводит социально-экономическую политику, поскольку сальдо денежного потока имеет тенденцию к снижению.

Наиболее крупные  выплаты трудового дохода частным  лицам - нерезидентам в Европе осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Бельгия. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых европейских стран (Германии, Франция, Великобритании).

Представления о масштабах международной миграции рабочей силы дают данные о количестве мигрировавшего населения родившегося в Европе (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Динамика населения среди мигрантов, родившихся в Европе

Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

 

По данным рисунка 3 видно, что население, родившихся за границей увеличилось с 25,6 в 2001 году до 32,1 млн. человек в 2010 году, абсолютный прирост при этом составил 6,5 млн. чел. Динамика потока рабочей силы в ЕС представлено на рис. 4.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Динамика потока рабочей силы в ЕС

Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

Как следует  из данного рисунка, количество иммигрантов увеличилось на 0,2 млн. человек, при этом количество эмигрантов увеличилось только на 0,4 млн. чел., что свидетельствует о значительном приросте населения за счет увеличения рабочей силы.

Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия  иммиграции, которые в развитых странах связаны с понижением реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы в результате притока иммигрантов.

Структура потоков  рабочей силы (приток и отток) в  ЕС по регионам представлена в табл. 4-5.

Таблица 4

Структура иммиграционных потоков в страны ЕС

Регионы ЕС

2001

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

2010

год

Восточная Европа

560,1

514,6

985,5

990,5

980,7

991,5

1004,9

1000,4

570,5

645,5

Центральная Европа

945,1

1000,1

1151,6

1130,2

1140,8

1137,9

1387,6

1304,9

905,6

960,8

Западная Европа

1253,0

1348,8

1352,4

1467,5

1316,5

1455,9

1741,2

1712,9

1248,8

1346,2

Итого

2758,2

2863,5

3489,5

3588,2

3438,0

3585,3

4133,7

4018,2

2724,9

2952,5


Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

 

Наибольший  приток рабочей силы на протяжении 10 лет направлен в страны Западной Европы (Франция, Германия, Великобритания и т.д.). В 2009 году приток рабочей силы снизился из-за усиления мирового финансового кризиса.

Таблица 5

Структура эмиграционных потоков в страны ЕС

Регионы ЕС

2001

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

2010

год

Восточная Европа

365,8

370,9

389,4

402,6

397,1

458,6

512,5

699,4

412,5

489,5

Центральная Европа

604,1

610,5

620,5

692,5

680,7

701,3

725,9

905,2

700,5

756,8

Западная Европа

492,5

594,1

747,7

742

732,8

848,9

827,5

818,2

527,4

713,1

Итого

1462,4

1575,5

1757,6

1837,1

1810,6

2008,8

2065,9

2422,8

1640,4 

1959,4


Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

Структура эмиграционных  потоков на протяжении 10 лет изменилась незначительно, если в 2001 году на страны Центральной Европы приходилось 41,31% эмигрантов, то в 2010 году 38,62%. Потоки эмигрантов в 2010 году из стран Центральной и Западной Европы практически находится на одном уровне. Наименьший поток из стран Восточной Европы увеличился незначительно.

Для проведения коэффициентного анализа рассчитаем следующие показатели: среднегодовой уровень ряда, среднегодовой абсолютный прирост, среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста20.

Данные  коэффициенты позволят более точно  выявить значения всех рассчитанных показателей, поскольку при их расчете  применяются средние значения, которые  охватывают все года (приложение 1).

Средний уровень ряда динамики характеризует типическую величину абсолютных уровней.

В интервальных рядах динамики средний уровень  определяется по формуле средней  арифметической простой:

      (1)

где - сумма уровней;

- значение средней арифметической;

n - число уровней21.

Средний абсолютный прирост представляет собой обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики.

При базисном способе  расчета чтобы определить средний абсолютный прирост, для этого определяется разность между конечным Уn и базисным У0 уровнями изучаемого периода, которая делится на m-1 субпериодов:

.     (2)

где - средний абсолютный прирост;

m - количество временных периодов22.

Средний темп роста - обобщающая характеристика индивидуальных темпов роста ряда динамики. Для  определения среднего темпа роста  цепным способом применяется следующая  формула:

*100,  (3)

где Кр1, Кр2, ..., Крn - индивидуальные (цепные) коэффициенты роста;

- средний цепной темп роста;

n - число индивидуальных темпов роста.

Средний темп прироста можно определить по формуле:

.     (4)

где - средний темп прироста;

- средний темп роста.

Эти показатели динамики находят практическое применение во всех расчетах, где требуется  изучение изменения социально-экономических  явлений во времени23.

Индекс темпов роста - относительная скорость изменения уровня временного ряда в единицу времени. В статистике применяются следующие показатели (в литературе приняты обозначения уровней временных рядов либо с индексом - yt, либо со скобками - y(t) или y(t–2) и т.д.).

На основе расчетов проведенных в приложении 1, представим динамику индексов среднегодовых темпов роста миграции рабочей силы в ЕС (рис. 5).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Динамика индексов темпов роста миграции рабочей силы в ЕС

Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

 

Из рисунка 5 следует, что наибольших прирост по среднегодовому темпу роста иммигрантов был в 2003 году, а эмигрантов в 2010 году. При этом страны, принимающие основную часть иммигрантов - Германия, Франция (1 млн. - преимущественно Либерия и Северная Африка), Великобритания, Швейцария (1 млн., итальянцы, испанцы, турки), Бельгия, Швеция (0,5 млн. - финны), Нидерланды, Люксембург - 33,5% иммигрантов от численности населения страны в 2010 году.

Тенденции миграции рабочей силы в ЕС по странам представлены в табл. 6.

Таблица 6

Динамика потока рабочей силы в страны ЕС, млн. чел.

Страны

2001

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

2010

год

Африканские страны

1,9

1,4

2,0

1,7

1,4

1,7

1,9

1,9

1,3

1,6

Страны Ближнего Востока

0,5

0,4

0,3

0,2

0,3

0,2

0,4

0,6

0,2

0,2

СНГ

0,1

0,1

0,2

0,3

0,3

0,3

0,5

0,5

0,3

0,4

Прочие страны

0,3

1,0

1,0

1,4

1,4

1,4

1,3

1,0

0,9

0,7

Итого

2,8

2,9

3,5

3,6

3,4

3,6

4,1

4,0

2,7

2,9


Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

Как видно из представленной выше таблицы 6, наибольший поток рабочей силы идет из Африканских стран (Кения, Зимбабве, Ливия, Марокко). Общий поток из этих стран снизился с 1,9 до 1,6 млн. человек (или на 15,79%). Удельный вес при этом уменьшился с 67,86 до 55,17%, это связано приростом потока рабочей силы из стран СНГ.

Таким образом, в исследуемом периоде наблюдаются  как значительные притоки, так и  оттоки иммигрантов, это связано с тем, что в 2006-2008 годах Греция, Италия, Португалия и Испания потеряли статус страны эмиграции.

 

2.2. Особенности  современной миграционной политики  в странах Евросоюза

 

В настоящее время, миграционная политика в странах ЕС формируется  под влиянием двух определяющих факторов:

-рассматриваемая в недавнем прошлом как «временное явление» рабочая сила мигрантов обрела статус одного из важных компонентов, оказывающих влияние на экономику, независимо от состояния хозяйственной конъюнктуры в странах-импортерах;

-происходит постоянное увеличение средней продолжительности пребывания мигрантов в стране, принимающей рабочую силу. Мигрант становится во все большей мере долговременным жителем страны-импортера, что меняет сам характер межгосударственной миграции. Одновременно в миграционной политике западноевропейских стран наметились значительные перемены по отношению к государствам, не являющимся членами ЕС24.

На протяжении десятилетий европейская миграционная политика строилась по принципу «европеизация  миграционной политики» - то есть, предполагалось, что наиболее значительными будут миграционные потоки внутри самой Европы, из страны в страну, однако на самом деле, основные миграционные потоки сегодня в страны ЕС направлены извне. Кроме того, предполагалось, что в периоды экономических спадов коренное население будет постепенно вытеснять мигрантов с низкопрестижной работы, однако этого не произошло. Определенные сферы деятельности прочно закрепились за коренными европейцами, а в сферы деятельности, предназначенные для мигрантов, коренные жители Европы не идут ни при каких обстоятельствах.

«Политика развития» стран-доноров  рабочей силы, при помощи которой  ЕС хотели сгладить приток мигрантов,  оказалась не состоятельной,  т.к. для таких стран денежные переводы от мигрантов являются основным каналом их притока в страну. Так, например, только за 2011 год мигрантами было отправлено из Европы в родные края порядка 14 миллиардов евро.

Приведенные выше факты говорят о несостоятельности  современной миграционной политики ЕС. Государства - члены ЕС должны гармонизировать свою миграционную политику. Европейскому Союзу необходимо придать более обширные полномочия в сфере контроля за передвижением людей по территории Союза, создать единый механизм реагирования на угрозы иммиграции. Миграционной политике также следует быть более равновесной, в полной мере использующей все возможности, предоставляемые как пограничным контролем, так и превентивной политикой сотрудничества в отношении стран исхода иммигрантов. В данном случае вполне возможно, что миграционная политика ЕС будет более эффективной, что благоприятно отразится на его будущем экономическом и социальном развитии, а также его роли в мировом сообществе25.

Информация о работе Регулирование процессов миграции рабочей силы на международном уровне