Регулирование процессов миграции рабочей силы на международном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие проблем регулирования процессов миграции рабочей силы на международном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-определить понятие, причины и формы международной миграции рабочей силы;
-рассмотреть социально-экономические последствия миграции рабочей силы;
-оценить масштаб международной миграции рабочей силы в странах ЕС;
-выявить особенности современной миграционной политики в странах Евросоюза;
-рассмотреть проблемы регулирования, прогнозные данные и пути снижения международной миграции рабочей силы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ………………………………………………………6
1.1. Понятие и причины международной миграции рабочей силы……..6
1.2. Формы международной миграции рабочей силы………………….12
1.3. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы..17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЕВРОСОЮЗЕ………...23
2.1. Оценка масштаба и структурно-динамических изменений
международной миграции рабочей силы в странах ЕС…………...23
2.2. Особенности современной миграционной политики в странах
Евросоюза…………………………………………………………….32
2.3. Межгосударственное регулирование миграции рабочей силы в ЕС…..36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……..42
3.1. Проблемы регулирования международной миграции рабочей силы…………...42
3.2. Прогнозирование и пути снижения международной миграции
рабочей силы…………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...59

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы ЕС перешел к модели надгосударственного регулирования миграции рабочей силы. Данная модель получила свое развитие в повседневной практике управленческих структур государств Евросоюза. Благодаря этому в ЕС стало активно развиваться единая миграционной политики, при этом общие контуры ЕС как надгосударственного интеграционного образования стали более зримыми и очевидными.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗ  УРОВНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ  СИЛЫ

 

3.1. Проблемы  регулирования международной миграции  рабочей силы

 

В настоящее время государственные органы и население стран ЕС столкнулись с целым рядом очень серьезных проблем, от решения которых в определенной степени зависит будущее Европейского союза, которые требуют правового регулирования.

Существует  ряд проблем по регулированию международной миграции рабочей силы.

1. Незаконная трудовая миграция в странах ЕС. Беспокойство в ЕС по поводу нелегальной миграции обусловлено теми угрозами и рисками, которые она несет с собой. Прежде всего, она бросает вызов в сфере занятости, на рынке труда. Наплыв нелегальных мигрантов подрывает суверенитет, правовую систему, внутреннюю безопасность государства, ставит под сомнение его способность контролировать въезд и выезд. Нередко нелегальная миграция выступает как катализатор преступности, особенно контрабанды и трафика наркотиков, оружия, людей. В странах Европы существует также проблема терроризма и политического экстремизма иностранцев, в том числе их членство в организациях, угрожающих безопасности европейских государств.

Наибольшая проблема, нежели для других членов ЕС, нелегальная миграция обращается для южных государств ЕС. В южноевропейских странах в 2011 - начале 2012 года проживали сотни тысяч нелегальных иммигрантов, особенно в Испании и Италии (1,5 миллиона) и в Португалии (около 300 тыс.). В течение последних 5 лет эти государства неоднократно пытались урегулировать вопросы миграции с главными транзитными государствами - Марокко и Ливией. Проблема усложняется тем, что на территории Африканского континента расположены два испанских полуанклава - Сеута и Мелилья. Только в 2010 г. в Сеуту и Мелилью пытались прорваться 55 тыс. незаконных иммигрантов, еще 16 тыс. были перехвачены испанскими военно-морскими силами, при этом были задержаны 740 лодок и катеров.

2. Проблема нехватки высококвалифицированных кадров. По сравнению с США, Европа очень мало привлекает высококвалифицированных специалистов. На долю высококвалифицированных специалистов из стран третьего мира приходится 1,72% общей рабочей силы ЕС, и это намного меньше, чем в таких странах, принимающих мигрантов, как Австралия (9,9%), Канада (7,3%), США (3,2%) и Швейцария (5,3%).

Несмотря на все усилия простимулировать мобильность  высококвалифицированных специалистов внутри ЕС, доля высококвалифицированных  мигрантов остается низкой и очень медленно растет. Конечно, основной причиной является то, что иммиграционный процесс для высококвалифицированных специалистов в ЕС остается крайне сложным, со многими ограничениями. В результате, как уже было отмечено, у ЕС нет притягательной силы для привлечения высококвалифицированных иностранных ученых и развития ведущих центров интенсивного изучения производства28.

Ряд исследований свидетельствует о том, что следствием введения свободного режима перемещения  рабочей силы может стать миграция около 5% населения новых стран на территорию «старой» Европы. Миграция увеличивает финансовое бремя в странах - источниках миграции, ведь население там будет стареть не меньшими темпами, чем в Западной Европе, тогда как рождаемость с начала переходного периода резко сократилась. И если чаще всего получение мигрантом высокой квалификации и образования, включая высшее, было оплачено из государственной казны, то последствия для бюджета стран Центральной и Восточной Европы будут отрицательными, а для принимающей страны - положительными. Повышению эффективности распределения людских ресурсов могла бы способствовать разработка механизма компенсации этих расходов стране происхождения специалиста.

3. Несовершенство законодательства в сфере миграционной политики. К правовым проблемам регулирования потоков рабочей силы можно отнести:

-отсутствие  единого определения понятия  «мигрант». Так, в одних странах  (Германия и страны Южной Европы) в первую очередь при определении  гражданства мигранта принимают  во внимание его национальность, и главную роль при этом играют доказательства его происхождения от той или иной этнической группы. В то же время, например, Франция и Великобритания при определении гражданства лица первоочередное значение придают месту его рождения;

-неразработанность унифицированной правовой базы по обеспечению статуса иностранцев, приезжающих в шенгенские государства на долгосрочный период (более трех месяцев) или постоянно в них проживающих;

-малые полномочия  Европейского союза в сфере  контроля за передвижением людей по территории Союза, отсутствие единого механизма реагирования на угрозы иммиграции, так как до сих пор существовали лишь системы договоров между странами внутри и вне ЕС;

-нефункционирование  системы регулирования иммиграционных  потоков, которые из эпизодического явления превращаются в ЕС в постоянный фактор;

-недостаточная  степень адаптированности к современным  условиям правовой базы, касающейся  нелегальных иммигрантов и беженцев;

-несовершенство  законодательства и мер по  адаптации иммигрантов к условиям труда, быта и культуры страны их пребывания29.

Таким образом, к основным проблемам регулирования  потоков рабочей силы можно отнести:

-нелегальную миграцию рабочей силы - данный факт проявляется негативно в экономике стран;

-проблема нехватки высококвалифицированных кадров - в странах ЕС существует значительная нехватка кадров с высшим образованием в ряде отраслей;

-несовершенство  нормально-правового регулирования  миграции рабочей силы - в европейских  странах нет единого документа,  который бы решал все юридические проблемы по регулированию миграционных потоков

 

3.2. Прогнозирование  и пути снижения международной  миграции рабочей силы

 

Страны расширяющегося Европейского Союза столкнулись  с тем, что проистекающий в  настоящее время процесс старения в Европе, сопровождающийся демографическим спадом, дальнейшее развитие процесса глобализации и специализации ведет к необходимости создания механизмов, которые бы позволили работникам передвигаться с одной территории на другую, туда, где требуется больше всего высокая квалификация, хотя свободное передвижение граждан, в том числе и с целью трудоустройства, остается долгосрочной задачей.

По прогнозам, от почти 501 миллиона в 2010 г. население  ЕС увеличится до 520,7 миллионов в 2035, затем уменьшится до 505,7 миллионов в 2060 г. В то время как в 2010 на каждого человек в возрасте более 65 лет приходилось 3,5 людей работоспособного возраста (20-64 года), ожидается, что в 2060 г. эта доля будет составлять всего 1,7 или 1,6%.

В период с 2010 по 2030 годы, при сохранении сегодняшнего уровня рождаемости, уменьшение числа работоспособного населения в странах-членах ЕС повлечет за собой уменьшение числа занятых людей на 20 миллионов (рис. 6-7). В дополнение, согласно данным демографических трендов, опубликованных статистическим агентством ЕС Eurostat в 2004 г., доля экономически активного населения в 15 странах, составляющих «ядро» ЕС, (1980-2020) снизится на 20,7%, в то время как доля пожилого населения увеличится на 19,1%. Все новые государства-члены и страны-кандидаты также являются жертвами демографического дефицита. Прогнозы для Болгарии и Румынии показали отрицательный рост (-21% и -11% соответственно к 2030 г.) (приложение 2).

Баланс рабочей  силы будет иметь тенденцию к  снижению, и к 2030 году он будет составлять 141 тыс. человек, об этом свидетельствует большой планируемый отток рабочей силы и незначительный приток.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Прогноз баланса миграции рабочей силы в ЕС

Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

 

Приведенные выше цифры показывают, что ЕС сталкивается со структурной проблемой в демографическом развитии. Несмотря на уровень безработицы, составляющий почти десять процентов и оставляющий более 23 миллионов человек безработными, широко отмечается недостаток квалификации.

Относительно миграционного прироста предполагалось, что в странах со значительным приростом он несколько сократится, а в странах с преобладающим в настоящее время миграционным оттоком он постепенно сменится миграционным притоком. В итоге получалось, что величина чистой миграции по ЕС-27 в целом вначале будет немного возрастать - от 1 миллиона человек в 2010 году до 587 тыс. человек в 2020 году, а потом постепенно снижаться - до 945 тысяч человек в 2060 году. Это вполне умеренный прирост - в относительном выражении его величина не превысит 0,3% в год (от 2,1 в расчете на 1000 человек в 2010 году он поднимется до 2,6 в 2020 году, а затем снизится до 1,8 к 2060 году).

В базе данных Евростата  представлены результаты расчетов предположительной  численности населения ЕС-27 по двум вариантам: с учетом миграционного прироста и при его отсутствии (нулевом сальдо миграции по всем возрастно-половым группам). В первом случае при реализации описанных выше предположений относительно рождаемости и смертности численность населения ЕC-27 продолжит устойчиво возрастать до 2040 года, но затем, не превысив уровня 526 миллионов человек, начнет постепенно сокращаться и снизится до 517 миллионов человек в 2060 году. Если же Европейский союз прекратил бы увеличивать свое население в результате миграционного обмена с другими странами мира уже начиная с 2011 года, его численность, достигнув наибольшего значения уже в ближайшие годы - 502 миллиона человек в 2015 году, - стала бы быстро сокращаться. Различия в численности населения по двум вариантам прогнозных расчетов будут ежегодно увеличиваться - до 86 миллионов человек в 2060 году, что составляет почти 17% от численности населения по варианту прогноза с учетом сохранения миграционного прироста.

Сохранение  миграционного прироста не только обеспечит устойчивый рост населения в ближайшие десятилетия, но и будет способствовать торможению старения населения и сглаживанию возрастной структуры населения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Прогноз миграции рабочей силы в ЕС

Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

 

Как следует из рисунка 7 количество эмиграционных потоков увеличится с 3460 в 2015 году до 4394 тыс. человек в 2030 году, а иммигрантов с 4261 до 4535 млн. человек.

Для поддержания  экономического роста и системы  социального обеспечения Европы, ЕС срочно нуждается в разрешении несогласованности между предложением квалификации и спросом на рынке труда. Об это четко говорится и в Стратегии Европы 2020 (the Europe 2020 Strategy), в частности, в руководстве по приему на работу и главном Сообщении 'An Agenda for New Skills and Jobs' (Программа действий в области повышения квалификации и вакансий). Стратегия Европы 2020 призывает ЕС к увеличению уровня занятости до 75% к 2020 г., а также к обеспечению лучшей совместимости квалификации людей, их образования и умений с фактическими потребностями рынка труда.

Прогноз соотношения всей иностранной рабочей силы в ЕС с реальной потребностью представлено на рис. 8.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Прогноз соотношения всей иностранной рабочей силы на территории ЕС с реальной потребностью

Источник: Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства

 

В обозримом  будущем в странах ЕС будет  наблюдаться значительная нехватка рабочей силы, если в 2015 году нехватка рабочей силы будет составлять 2,76 млн. человек, то к 2030 году страны ЕС будут испытывать значительную нехватку в иностранной рабочей силе (почти 5,5 млн. человек), это связано с незначительным приростом населения Европы.

Таким образом, демографические тенденции определяют одни из основных аргументов в поддержку иммиграции. Как правильно отмечают некоторые эксперты, иммиграция не может быть ключевым решением демографических проблем Европы, но, как показывает пример наиболее популярных стран иммиграции, может быть частью решения этих проблем.

Миграционная политика в сфере интеллектуальной миграции в целом носит фрагментарный характер, представляет собой набор разрозненных мер, не объединенных единым замыслом, целями и задачами. Кроме того, она не оформлена концептуально, организационно и нормативно30.

Исходя из проблем  регулирования международной миграции рабочей силы в ЕС, существуют определенные пути их решения.

1. Для решения  проблемы незаконной миграции в 2002 г. была введена в действие «Атлантическая стена», которая представляет собой систему тотального контроля за морским пространством от Канарских островов на юге до испанской области Андалузия. Евросоюз потратил на ее сооружение 300 млн. евро, однако стена ограничивает проникновение нелегальных мигрантов в Испанию только со стороны Атлантики. Основные же пути в Европу начинаются с побережья Западной и Восточной Африки. На западе мигранты из Либерии, Кот-д’Ивуара, Ганы, Того, Бенина, Буркина-Фасо, Нигерии, Камеруна и западной части Конго стекаются в город Агадес (Нигер). Оттуда они движутся по трем направлениям: в Ливию, Тунис и Алжир. Из Ливии и Алжира они также стремятся попасть на Мальту или в Италию. Тот же поток, который достигает Алжира, затем устремляется в Марокко, а затем через Гибралтарский пролив в Европу. Перед марокканской границей даже возник стихийно созданный нелегальный лагерь Магния. Именно здесь мигранты переходят границу и устремляются к поселку Уджда (Уйда) – неофициальной «столице нелегальной миграции».

Информация о работе Регулирование процессов миграции рабочей силы на международном уровне