Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие проблем регулирования процессов миграции рабочей силы на международном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-определить понятие, причины и формы международной миграции рабочей силы;
-рассмотреть социально-экономические последствия миграции рабочей силы;
-оценить масштаб международной миграции рабочей силы в странах ЕС;
-выявить особенности современной миграционной политики в странах Евросоюза;
-рассмотреть проблемы регулирования, прогнозные данные и пути снижения международной миграции рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ………………………………………………………6
1.1. Понятие и причины международной миграции рабочей силы……..6
1.2. Формы международной миграции рабочей силы………………….12
1.3. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы..17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЕВРОСОЮЗЕ………...23
2.1. Оценка масштаба и структурно-динамических изменений
международной миграции рабочей силы в странах ЕС…………...23
2.2. Особенности современной миграционной политики в странах
Евросоюза…………………………………………………………….32
2.3. Межгосударственное регулирование миграции рабочей силы в ЕС…..36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……..42
3.1. Проблемы регулирования международной миграции рабочей силы…………...42
3.2. Прогнозирование и пути снижения международной миграции
рабочей силы…………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...59
Наряду с «Атлантической стеной» Евросоюз пытается создать сеть лагерей на территории Ливии, Алжира, Марокко и Туниса. В этих центрах или лагерях иммиграционная служба ЕС рассматривает заявки мигрантов на получение статуса беженцев или временного права на проживание на территории Евросоюза. Все остальные мигранты будут отправляться на родину или находится в подобных лагерях неопределенно долгое время (в среднем - от 6 до 11 месяцев). Однако многие специалисты по миграции сомневаются, что эти центры станут эффективным средством борьбы с нелегальной миграцией.
Одним из достижений Евросоюза в политике по борьбе с нелегальной иммиграцией считается открытие в Варшаве в 2005 году нового специализированного учреждения ЕС, именуемого Европейское агентство по управлению сотрудничеством на внешних границах (ФРОНТЕКС).
Главное направление интересов ФРОНТЕКСа - предотвращение нелегальной иммиграции. Пока это агентство будет оказывать техническую и оперативную помощь национальным пограничникам, заниматься анализом соответствующих рисков. К 2015 году это агентство надеется увеличить число своих сотрудников вдвое, как и ежегодный бюджет (в 2006 году он был равен 15,8 миллиона евро).
2. Привлечение в страны ЕС высококвалифицированных кадров должно идти в нескольких направлениях:
-в концептуальном
плане целесообразно выделить
регулирование
-в нормативном плане - разработать правовую базу, в которой разработать и нормативно закрепить порядок работы соответствующих органов власти с лицами, относящимися к интеллектуальным мигрантам.
-в организационном
плане эффективными могут быть
меры по формированию в
Наиболее эффективным механизмом сдерживания интеллектуальной эмиграции в странах - донорах является, по мнению экспертов:
-разработка
и реализация наукоемких
-инструменты
повышения эффективности
-внедрение процедуры
заключения контрактов с
-создание государственного
фонда возмещения части
-при выезде
на работу за границу
-упрощение процедуры получения гражданства для иностранцев, получивших образование в вузах страны обучения31.
3. Необходимо совершенствование миграционного законодательства, в котором должны принимать участие не только страны ЕС, но и страны Северной Африки. Только обоюдно возможно вести эффективную миграционную политику, отвечающую интересам посылающих и принимающих стран. Для этого следует разрабатывать совместные соглашения и законы, которые будут не противоречить друг другу.
Правительства стран Европейского союза в скором времени должны скоординировать усилия в отношении следующих аспектов:
-совершенствовать не только вторичную правовую базу в области миграционной политики, но и создать первичную;
-разработать
общую политику по
-дополнить законодательную базу в области незаконной миграции и контролировать исполнение уже существующих нормативных актов;
-создать законодательную
базу по вопросам
Новое законодательство должно основываться на трех главных принципах.
Во-первых, вводятся новые административные требования, которые работодатели должны будут выполнить, прежде чем нанимать иностранцев.
Во-вторых, предполагается гармонизация процедуры рассмотрения судебных исков против нарушителей.
В-третьих, в планы Комиссии также входит увеличение с 2% до 10% количества компаний, которые подвергаются ежегодной проверке на предмет выявления случаев использования нелегального труда.
Результаты выполнения Плана ЕС по борьбе с трафиком людей свидетельствуют об определенных успехах деятельности государств-членов, которые, тем не менее, не смогли кардинальным образом переломить ситуацию.
В настоящее время данные вопросы остро встали перед всеми странами. Ведутся горячие дискуссии по созданию новых, соответствующих изменившейся ситуации механизмов управления миграцией, в первую очередь законодательных.
Таким образом, правительства стран Европейского Союза в скором времени должны скоординировать усилия в отношении следующих аспектов:
-снизить уровень нелегальной миграции путем ужесточения таможенного контроля;
-разработать общую политику по привлечению высококвалифицированных кадров;
-дополнить законодательную базу
в области незаконной миграции и контролировать
исполнение уже существующих нормативных
актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования, можно сказать, что международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.
Опыт европейских государств в области миграционной политики также неоднозначен, и в странах Евросоюза существует немало нерешенных проблем в этой области. Одной из них является вопросы квалификации и образования работников-мигрантов. 25 мая 2009 года Совет ЕС принял Директиву, направленную на улучшение условий въезда и проживания в странах Евросоюза высококвалифицированных работников из третьих стран. В ней предусматривается более оперативная процедура выдачи соответствующего разрешения, так называемой «синей карты» ЕС, которая улучшает доступ ее владельцев к рынку труда и предоставляет большие социально-экономические права, а также благоприятные условия для воссоединения семьи и передвижения в странах ЕС.
По результатам аналитических исследований потоков иностранной силы в ЕС можно сделать следующие выводы.
В течении 2001-2010 годов коэффициент прибытия имеет тенденцию как к снижении так и к увеличению, увеличение составило с 5,71 в 2001 году до 5,89 в 2010 году. Это свидетельствует о превышении потоков рабочей силы по отношению к темпу прироста населения ЕС. При этом коэффициент выбытия также увеличился с 3,03 в 2001 году до 3,91 в 2010 году.
В отличие от указанных выше коэффициентов, коэффициент миграционного прироста населения имеет тенденцию к снижению, максимальное значение составило 4,18 в 2007 году, а минимальное 1,98 до 2010 году.
Особо следует отметить, что население, родившихся за границей увеличилось с 25,6 в 2001 году до 32,1 млн. человек в 2010 году, при этом абсолютный прирост составил 6,5 млн. чел.
Количество иммигрантов увеличилось на 0,2 млн. человек, при этом количество эмигрантов увеличилось только на 0,4 млн. чел., что свидетельствует о значительном приросте населения за счет увеличения рабочей силы.
Наибольших среднегодовой темп роста иммигрантов был зафиксирован в 2003 году, а эмигрантов в 2010 году. При этом страны, принимающие основную часть иммигрантов - Германия, Франция (1 млн. - преимущественно Либерия и Северная Африка), Великобритания, Швейцария (итальянцы, испанцы, турки), Бельгия, Швеция (финны), Нидерланды, Люксембург - 33,5% иммигрантов от численности населения страны в 2010 году.
Одновременно Евросоюз ужесточает законодательство, направленное на борьбу с нелегальной иммиграцией, устанавливает санкции, которые должны применяться к работодателям, которые нанимают нелегальных иммигрантов на низкую зарплату с плохими условиями труда.
В соответствии с Лиссабонским договоров, миграционная политика ЕС должна формироваться, исходя из:
1) факта неизбежности роста миграционных потоков в будущем;
2) выгод, которые мигранты могут принести ЕС и сами себе.
Приоритетные меры по регулированию потока рабочей силы в ЕС:
1) недопущение нелегальной миграции и борьба с ней;
2) утверждение
государственного перечня
3) удержание
квалифицированных
4) согласование миграционной политики на наднациональном и региональном уровнях;
5) адаптационная политика;
6) получение
права на двойное гражданство
и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расчет средних значений по миграции в ЕС
Показатель |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Эмигранты | ||||||||||
Среднегодовой уровень ряда |
(1462,4 + 1575,5 + 1757,6 + 1837,1 + 1810,6 + 2008,8 + 2065,9 + 2422,8 + 1640,4 + 1959,4) / 10 = 1854,05 | |||||||||
Среднегодовой абсолютный прирост |
(1959,4 - 1462,4) / 9 = 55,22 | |||||||||
Среднегодовой темп роста |
(9√1,08 * 1,12 * 1,05 * 0,99 * 1,11 * 1,03 * 1,17 * 0,68 * 1,19) * 100 = 104,51% | |||||||||
Среднегодовой темп прироста |
104,51 - 100 = 4,51% | |||||||||
Базисный темп роста |
100 |
1575,5 / 1462,4 = 1,08 |
1757,6 / 1462,4 = 1,20 |
1837,1 / 1462,4 = 1,26 |
1810,6 / 1462,4 = 1,24 |
2008,8 / 1462,4 = 1,37 |
2065,9 / 1462,4 = 1,41 |
2422,8 / 1462,4 = 1,66 |
1640,4 / 1462,4 = 1,12 |
1959,4 / 1462,4 = 1,34 |
Иммигранты | ||||||||||
Среднегодовой уровень ряда |
(2758,2 + 2863,5 + 3489,5 + 3588,2 + 3438,0 + 3585,3 + 4133,7 + 4018,2 + 2724,9 + 2952,5) / 10 = 3355,2 тыс. человек | |||||||||
Среднегодовой абсолютный прирост |
(2952,5 - 2758,2) / 9 = 21,59 тыс. человек | |||||||||
Среднегодовой темп роста |
(9√1,04 * 1,22 * 1,03 * 0,96 * 1,04 * 1,15 * 0,97 * 0,68 * 1,08) * 100 = 101,89% | |||||||||
Среднегодовой темп прироста |
101,89 - 100 = 1,89% | |||||||||
Базисный темп роста |
100 |
2863,5 / 2758,2 = 1,04 |
3489,5 / 2758,2 = 1,27 |
3588,2 / 2758,2 = 1,30 |
3438,0 / 2758,2 = 1,25 |
3585,3 / 2758,2 = 1,30 |
4133,7 / 2758,2 = 1,50 |
4018,2 / 2758,2 = 1,47 |
2724,9 / 2758,2 = 0,99 |
2952,5 / 2758,2 = 1,07 |
Информация о работе Регулирование процессов миграции рабочей силы на международном уровне