Регулирование рынка и равновесие. Производственная функция и производительность факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Изучение микроэкономики, как и любой другой науки, предполагает овладение определенной системой понятий. Базовыми являются такие термины, как «спрос», «предложение», «ресурсы», «потребности», «эластичность», «модели рынка», «рыночное равновесие», «издержки» и многие другие.
Современная микроэкономика как отрасль экономической теории является результатом её продолжительного исторического развития, начиная с античных времен. Однако наивысшего расцвета микроэкономика – уже как самостоятельная отрасль знаний – достигла к середине XX века.

Содержание

1. Введение --------------------------------------------------------------------- 2
2. Регулирование рынка и равновесие ------------------------------------ 3
- государственное регулирование рыночных процессов и его
инструменты ---------------------------------------------------------------- 3
- налог с продавцов и рыночное равновесие -------------------------- 6
- налог с покупателей и рыночное равновесие ------------------------ 6
- субсидии продавцу и субсидии покупателю ------------------------ 10
- рыночное равновесие ----------------------------------------------------- 12
- государственное регулирование цен ---------------------------------- 14
3. Производственная функция и производительность факторов ---- 15
- взаимодействие факторов и технология ------------------------------ 15
- производственная функция Кобба-Дугласа, её характеристика и
проблема агрегирования -------------------------------------------------- 17
- изокванта -------------------------------------------------------------------- 17
- карта изоквант -------------------------------------------------------------- 20
- изокоста ---------------------------------------------------------------------- 21
- графическое выражение общей, средней и предельной
производительности факторов ------------------------------------------- 22
- технологические коэффициэнты ---------------------------------------- 23
- заменяемость и дополняемость факторов производства ----------- 24
- возрастающая отдача от масштабов ------------------------------------ 25
- закон убывающей предельной производительности факторов --- 26
4. Список используемой литературы -------------------------------------- 27

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 256.68 Кб (Скачать файл)

Рис. 3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

 

Субсидии продавцу и субсидии покупателю

   Субсидия — финансовая или другая экономическая поддержка в любой форме, которая осуществляется правительством стран — участниц внешнеторговых сделок, и какая может предоставляться индивидуально, отдельной области, отдельному региону или неопределенной группе лиц ( физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев.

Основными признаками субсидии есть:

использование бюджетных средств для предоставления такой поддержки;

изъятие в результате ее падения экономической дохода содержателями субсидии.

   С торгово-политической точки зрения применения субсидий может быть связанное с определенной дискриминацией, которая оказывается в том, что производители субсидируемого продукта могут пользоваться дополнительными ресурсами и соответственно преимуществами. С точки зрения внешнего рынка ситуация не отличается от условий сбыта товаров по демпинговым ценам с той лишь различием, которое в условиях субсидирования занижения цены для производителя компенсируется не за счет повышения цен на другом рынке, а за счет перераспределения средств через госбюджет. Конкуренты при этом не имеют доступа к таким ресурсам.

   По оценкам МВФ, в 70 — 80-те годы в странах ОЕСР объем субсидий составлял близко 1,5 % ВНП. Субсидирования по обыкновению концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно самых больших масштабов субсидирования приобретает в торговле сельскохозяйственными товарами. Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применение согласно Соглашению СКЗ.

   Прямые субсидии — это непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом осуществления экспортной операции или производства продукта. Они равняются различию затрат экспортера или производителя и полученного ими выгоды. В данном случае — это непосредственное датирования производителя (экспортера) при его выходе на внешний рынок. С начала 60-х лет прямо субсидировались дорогостоимосные товары промышленного экспортирования развитых стран — судна, авиатехника. Эти субсидии запрещены правилами ВТО.

   Косвенные субсидии — это форма скрытого датирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возвращение предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования и т.п. Эти субсидии могут касаться и экспортных, и импортных товаров.

   Перекрестные субсидии — это датирование одной области или сектора экономики за счет другой области или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между областями через механизм цен. Например, установление заниженных тарифов на транспортировку некоторых категорий товаров, когда убытки, которые возникают, покрываются за счет высоких цен переведения других товаров.

   Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые экспортируются. Для производителей в обеих случаях субсидия — это негативный налог, поскольку он не высчитывается с них прибыли, а наоборот, выплачивается им правительством.

   Внутренние субсидии — разные формы субсидирования продуцентов товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскировано субсидирование.

   Экспортные субсидии — это бюджетные выплаты национальным экспортерам, которые позволяет продавать продукт иностранным покупателям по цене, низшей, чем на внутреннем рынке, и увеличивать тем самым экспорт.

   Субсидирование издержек — это датирование используемых материалов, расходов на зарплату, проводка исследований, создание и использование инфраструктуры.

   Субсидирование продукта (продукта) — прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства или экспортирования.

   Субсидирование потребления — например, субсидирования использования отходов или местного сырья и компонентов.

   Субсидирование перестройки структурного производства — например, субсидии на сокращение площадей под той или другой сельскохозяйственной культурой.

  Субсидирование отдельных регионов — например, субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам.

   Cубсидия "покупателю", т.е. субъекту не имеющему достаточно средств для привлечения необходимых ресурсов, с целью позволить субъекту потребить эти ресурсы с рынка.[6]

Рыночное равновесие

  РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.

Рис. 4. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

  1. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

  1. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

  1. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

  • а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

  • б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.[3]

Государственное регулирование цен

 

 

В соответствии со статьей 71 конституции РФ в ведении российской федерации находятся основы ценовой политики. Ценовая политика государства  является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет важное значение,  и проявляется в следующем:

-  содействует развитию рыночных отношений через создание условий для конкуренции, свободного перемещения товаров и услуг, финансовых средств;

- служит средством защиты  всех форм собственности.

Регулирование цен представляет собой деятельность государства направленную на установление определённого уровня цен.

 

 При проведении ценовой политики государство может применять как административные (прямые), так и экономические (косвенные) методы.

Административное регулирование цен – непосредственное административное управление, в основе которого лежит собственность монополии или государства на реализуемые товары.

Экономическое регулирование цен  - это косвенное воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма.

Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий.

Прямое регулирование цен – административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

Основными формами административного государственного регулирования цен  являются.

- замораживание цен и  замораживание цен на отдельные  товары;

- установление фиксированных  цен и тарифов  по решению соответствующих органов власти;

- установление пределов  возможного роста цен за определенный  период времени или предельного  уровня цен (минимального или  максимального);

- установление предельного  уровня рентабельности  (применяется для регулирования цен предприятий монополистов)

- установление предельных  размеров  торговых и снабженческо-сбытовых надбавок ;

-  декларирование цен;

- установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции;

 

 установление паритетных цен

 

 и другие способы фиксации цен на определённом уровне; контроль цен; соглашение с предприятиями; установление границ и диапазонов цен;

Косвенное государственное  регулирование цен  проявляется в  обеспечении определённого уровня прибыли предприятия путем предоставления, им субсидий, кредитов, налоговой политики, амортизационной политики и других мероприятий; в воздействии на издержки предприятий путем  снижения цен на сырьё и материалы, установление льготных тарифов; в воздействии на спрос и предложение конкретных товаров (протекционизм в сельском хозяйстве); через государственные закупки товаров и услуг.

Косвенное регулирование это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них.[7]

 

2.Производственная функция и производительность факторов

Взаимодействие факторов и технология

Целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, предполагает постадийное превращение сырья в конечный продукт в ходе производства. Сырье и материалы не обрабатываются только лишь технологическими средствами.  Производственные операции требуют участия человека или вклада труда. Кроме того, в превращении сырья в конечный продукт, как правило, участвуют различные  станки и инструменты, здания и оборудование - эти ресурсы определяют общую  категорию экономических ресурсов, называемую капиталом. Далее, производственная  деятельность должна происходить в определенном месте, так что она занимает землю (это в особенности относится к сельскохозяйственному производству). Наконец, производственная деятельность требует надзора, планирования, контроля, координации и  руководства, то есть вложения предпринимательского или  управленческого таланта. Таким образом, производство товаров и услуг осуществляется путем комбинирования факторов производства или ресурсов, то есть производственных благ, созданных природой или людьми.



                                                                     



                                                             



 

 

 

 

 

Рис. 2. Система факторов производства

 

В широком смысле, производство характеризует последовательность действий, благодаря которым ресурсы (сырье и материалы, труд, капитал, земля, управленческий талант) превращаются в конечную продукцию, в товары и услуги.  Время  превращения ресурсов в продукцию зависит как от самой продукции, так и от применяемой  технологии.[8]

Производственная функция Кобба-Дугласа, её характеристика и проблема агрегирования

   Совокупная зависимость объема производства и основных факторов производства, труда и капитала, его создающих, рассчитанная в 20-е гг. XX в. для обрабатывающей промышленности США экономистом П.Дугласом и математиком Ч.Коббом и имеющая вид:

Y = AKa Lb.

   Предполагается, что объем производства Y определяется двумя факторами: K (количеством капитала, то есть используемых средств производства) и L (количеством труда). Степенные показатели a и b показывают, на сколько процентов увеличится продукция, если увеличить на 1% соответственно количество капитала и труда, каждый раз оставляя количество другого фактора фиксированным. Величина A есть коэффициент пропорциональности; ее можно трактовать также как величину, учитывающую все качественные, не выражающиеся в количествах капитала и труда, факторы производства. Аппарат производственной функции располагает значительными аналитическими возможностями. Производственная функция входит в статические модели, позволяя исследовать текущие соотношения затрат ресурсов и результатов производства. Есть динамические варианты, предназначенные для прогнозирования экономического роста. Модели производственной функции с успехом применяются при изучении хозяйственной деятельности предприятия. В то же время они легко поддаются агрегированию, превращаясь в средство моделирования народнохозяйственных процессов. Концепция производственной функции развивается в двух основных направлениях. Первое – учет в производственной функции макроэкономического типа фактора технологического прогресса. В рамках другого, тесно связанного с первым направления, анализируются проблемы замещения одного фактора производства другим.[9] 

Информация о работе Регулирование рынка и равновесие. Производственная функция и производительность факторов