Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:44, реферат
Третья проблема - в отрасли крайне не эффективная система регулирования цен на электроэнергию, сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей, а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводит к тарифному не балансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются из субъективных соображений. Система регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики.
Введение...............................................................................................................2
1 Переходный период ..........................................................................................5
2 Реструктуризация. Основные этапы .............................................................18
3 Анализ современного состояния электроэнергетики в России......................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................30
Список использованной литературы................................................................33
Этап II. Завершение создания инфраструктуры и реструктуризации АО-энерго (2005-2006 годы).
Рисунок 2 - Структура отрасли в 2006 году
Этап III. Полностью либерализованный рынок (2006-2008).
Начало функционирования либерализованного оптового и розничного рынков;
Увеличение доли государства в компании – операторе Единой национальной электрической сети, в Системном операторе, снижение доли участия государства в оптовых и территориальных генерирующих компаниях, если это необходимо.
Рисунок 3 - Итоги реорганизации к 2008году
Таким образом, после окончания
всех основных процедур реформирования
холдинга к 2008 году каждый акционер РАО
«ЕЭС России», владевший до начала реорганизационных
процедур пакетом акций, при условии,
что он не будет приобретать
Каждому акционеру ОАО РАО "ЕЭС
России", голосовавшему против или
не принимавшему участия в голосовании
по вопросу о реорганизации ОАО
РАО "ЕЭС России" (ориентировочно
не позднее 2 кв. в 2006 года), и не предъявившему
в установленном законом
3 Анализ современного состояния электроэнергетики в России
Созданные в ходе реструктуризации АО-энерго распределительные сетевые компании на этапе их межрегиональной интеграции будут объединены в несколько (до 5) холдинговых компаний по ОЭС, имеющих достаточные величину активов и рыночную капитализацию. Тарифообразование в МРСК будет также осуществляться на основе установления справедливой РБК и справедливой нормы возврата на вложенный капитал. Предполагается, что регуляторная база капитала (РБК) каждой МРСК должна составить не менее 0,5 млрд. долларов США.
Планируется, что каждая из МРСК (100% дочернее общество РАО "ЕЭС России") примет все необходимые шаги для скорейшего перехода на единую акцию (при этом миноритарным акционерам РСК будет предложено обменять свои акции РСК на акции МРСК). В результате такого обмена доля РАО "ЕЭС России" в МРСК может снизиться до уровня не менее 49%. При этом доля МРСК в РСК увеличится до 100%.
В настоящее время развитие ЕЭС России осложняется рядом проблем, требующих своего решения в перспективный период.
Одну из серьезнейших проблем в
энергетике представляет старение основных
фондов. В настоящее время в
ОЭС России находится в эксплуатации
30 млн. кВт генерирующего
Важнейшей проблемой развития энергетики
является создание и внедрение современного
эффективного оборудования с высокими
технико-экономическими и экологическими
параметрами, в том числе и
для решения задач технического
перевооружения. Необходимо ускоренное
внедрение высокоэкономичных
Проблемой ЕЭС России является также частичная энергетическая зависимость отдельных регионов от транзита электроэнергии через энергосистемы других государств (Калининградская, Псковская, Омская энергосистемы).
Из-за недостаточной степени
Появление в последнее время
вынужденных неоптимальных
Кроме того, в настоящее время
практически во всех регионах страны
тарифные ставки по отдельным тарифным
группам не соответствуют реальным
величинам затрат на производство,
транспорт и распределение
Положение в электроэнергетике России сегодня близко к кризисному - продолжается спад производства. Государственная политика формирования рыночных отношений в электроэнергетике России не учитывает свойств и особенностей этих отраслей. Концепция, как нужно строить рыночные отношения в области энергетики имеется, но детально проработанной, полноценной программы перехода к рынку сегодня нет.
Одной
из составляющих энергетической политики
России и ее регионов должно стать
формирование нового механизма управления
функционированием и развитием
электроэнергетического комплекса. Это
необходимо проводить в рамках осуществляемых
в стране общих экономических
реформ с учетом особенностей электроэнергетического
комплекса. Поскольку эти и другие
необходимые основы рыночной экономики
пока не сформированы, и это потребует
длительного времени, то невозможность
саморегулирования на рыночных принципах
должна быть компенсирована сильным
государственным регулированием экономических
процессов. Единственным известным
на данный момент выходом из противоречия
между целью (создание эффективной
рыночной экономики) и объективной
необходимостью сохранения централизованного
управления является создание двухсекторной
экономики, в которой параллельно
функционирует рыночный и государственно
управляемые секторы. Рыночный сектор
должен формироваться, прежде всего, в
отраслях, близких к конечной продукции
(торговля, легкая и пищевая промышленности,
сельское хозяйство, строительство (потребление
электроэнергии в отраслях промышленности
по крупным и средним организациям
представлено в приложении 4), а также,
по мере готовности, и в других производствах,
где отсутствует (или относительно
легко может быть разрушен) монополизм
и сбои в работе которых не ведут
к большим ущербам и к
Электроэнергетика обладает рядом особенностей, обусловливающих необходимость сохранения в ближайшей перспективе необходимость сохранения преимущественно государственного управления его функционированием и развитием. К ним относятся :
- особая
важность для населения и всей
экономики обеспечения
- высокая
капиталоемкость и сильная
- высокий
уровень опасности объектов
- монопольное
положение отдельных
- отсутствие
необходимых для рыночной
В 2003-2004 гг., когда в РАО "ЕЭС
России" разрабатывалась пореформенная
структура отрасли, основным ее принципом
стала идея: ни тени монополизма
на рынке межрегиональных
В предкризисные 2006-2008 годы цены росли на редкость быстрыми темпами. Чему способствовали не только объективные факторы, но и особенности проведения самой реформы. При формировании ТГК и ОГК не был учтен фактор связности региональных энергосистем - возможностей ЛЭП попросту не хватало для свободного перетока энергии и потому единое рыночное пространство могло существовать лишь гипотетически. Во многих дефицитных регионах спрос на старые неэффективные мощности ничуть не снизился, тогда как в соседних энергоизбыточных территориях более современные электростанции часто работали лишь на 30-40% от установленной мощности. Все это обусловило дополнительные издержки, наглядно показав, что простым "введением рынка" невозможно решить сугубо технические проблемы.
Другим аспектом, не учтенным в полной мере при приватизации тепловой генерации, стал региональный монополизм - многие стратегические инвесторы покупали активы в соседних регионах. Например, "КЭС-Холдинг", один из крупнейших инвесторов в электроэнергетику, приобрел пакеты акций в ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9 - фактически компания получила контроль над тепловой энергетикой большей части Поволжья и Урала.
В результате вместо одной большой
компании, находящейся под