Реструктуризация отрасли на примере угольной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на примере угольной промышленности показать значение реструктуризации в дальнейшем развитии отрасли.
Для достижения поставленной цели в представленной мной работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты реструктуризации отрасли.
Рассмотреть роль и значение реструктуризации отрасли на примере угольной промышленности.
Выявить дальнейшие перспективы развития угольной промышленности в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, задачи и механизмы реструктуризации отрасли.
Сущность реструктуризации отраслей промышленности………………6
Задачи и механизмы реструктуризации отраслей промышленности….10
Глава 2. Программа реструктуризации угольной промышленности.
Состояние угольной промышленности России…………………………13
Причины и направления реструктуризации……………………………20
Основные итоги реструктуризации угольной промышленности……..24
Перспективы развития угольной промышленности России…………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсачреструктуризация.docx

— 69.90 Кб (Скачать файл)

В начальный период кризиса Правительством РФ, администрациями субъектов федерации  и угольными компаниями были разработаны  антикризисные программы. Среди  мер предусматривалось совершенствование  социальной защищенности работников угольной промышленности. Однако увеличения количества безработных избежать не удалось 

Хотя общий вклад угольной промышленности в рост безработицы кажется небольшим, но целый ряд угольных компаний имеет  шахты и разрезы, которые расположены  в городах и поселках, выросших вокруг этих предприятий. Многие из них  по существу являются моногородами. В случае увольнения в связи с сокращением штата, что характерно для периода кризиса, найти другую работу в таких городах и поселках практически невозможно.

Количество безработных в 2009 году увеличилось целом по Российской Федерации и в большинстве  угледобывающих регионов, кроме Магаданской  и Сахалинской областей. Наибольшее количество безработных наблюдается  в Свердловской, Ростовской, Кемеровской, Иркутской, Челябинской, Новосибирской  областях и в Приморском крае.

 

 

Таблица 1. Прирост количества безработных в 2009 году.

 

Административные

образования

Россия,

тыс. человек

Угольная

промышленность, человек

Доля угольнойпромышленности

(%)

Российская Федерация

1193,5

6170

0,5

Тульская область

17,8

237

1,3

Республика Коми

20,9

-2590

-12,4

Ростовская область

20,3

1521

7,5

Свердловская область

143,5

-18

0,0

Челябинская область

46,2

1346

2,9

Новосибирская область

16,7

333

2,0

Кемеровская область

55,7

4092

7,3

Красноярский край

-6,8

291

-

Республика Хакасия

4,5

440

9,8

Республика Тыва

9,8

11

0,1

Иркутская область

27,6

88

0,3

Республика Бурятия

1,2

-23

0,0

Забайкальский край

-28,6

141

-

Республика Саха (Якутия)

1,7

393

23,1

Приморский край

13,7

н.д

н.д

Амурская область

29,7

-231

-1,7

Хабаровский край

18,5

82

0,4

Магаданская область

-1,2

16

-

Сахалинская область

-3,9

н.д

н.д


Продолжение таблицы 1.

Чукотский авт. округ

6,9

12

0,2


Таким образом, исходя из истории развития угольной промышленности России, видно, что в разное время состояние  угольной промышленности находилось на разных уровнях. В настоящее время в угольной промышленности России действует свыше 240 угледобывающих предприятий, в том числе 96 шахт и около 150 разрезов, суммарные производственные мощности которых составляют более 360 млн т добычи угля в год. Основным угледобывающим регионом России остается Кузнецкий угольный бассейн, на долю которого приходится около 60% всей добычи (около 80 % добычи коксующихся углей). Необходимо отметить, что рост угледобычи в России в последнее десятилетие обеспечивался в первую очередь благодаря вводу новых производственных мощностей в Кузбассе – в период с 2000 г. по 2009 г. введено в эксплуатацию 19 шахт и 22 разреза общей производственной мощностью 58 млн. т.

 

2.2.    Причины и направления реструктуризации угольной промышленности.

 

Осуществляемая с 1994 г. реструктуризация угольной промышленности России была вызвана необходимостью неотложного  вывода отрасли из сложившегося ее технико-экономического кризиса (падение  объемов добычи угля и производительности труда, интенсивный рост издержек производства, повышение потребности в государственных  дотациях на покрытие убытков текущей  деятельности предприятий и другие негативные явления) на путь конкурентоспособного развития в условиях рыночной экономики. К началу реструктуризации угольная отрасль страны располагала в  основном устаревшим шахтным фондом (более половины шахт имели фактический  срок службы свыше 40 лет), многие предприятия  отрабатывали в тяжелых горно-геологических  условиях некондиционные по мировым оценкам запасы угля, используя при этом физически изношенное и морально устаревшее оборудование, добычу угля приходилось осуществлять при высоком уровне аварийности и производственного травматизма. В отрасли сложилось весьма неблагополучное финансовое положение из-за убыточности многих предприятий, большой задолженности потребителей угля и ряда других причин внутриотраслевого и внешнего характера.

Основными целями реструктуризации угольной промышленности являются:

  1. формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих самофинансирование на перспективу;
  2. обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых трудящихся;
  3. последовательное снижение государственной поддержки предприятий отрасли;
  4. социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах.

Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многообразие приоритетов (интересов) основных участников процесса реструктуризации. 

Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности являются:

  1. в производственной сфере: создание прибыльного угольного производства на базе перспективных и стабильно работающих предприятий; ликвидация особо убыточных и неперспективных предприятий; выделение непрофильных видов деятельности, непосредственно не входящих в технологический комплекс основного производства, прежде всего обслуживание социальной инфраструктуры; развитие научно-технического потенциала; углубление процесса преобразования форм собственности; трансформация системы управления угольной промышленностью;
  2. в социальной сфере:  социальная защита высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией; охрана труда; повышение квалификации и переобучение работников; совершенствование социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. 

Реформирование производственной и социальной сфер будет увязано  с мерами по дальнейшему совершенствованию  механизма государственной поддержки  угольной промышленности. 

С целью принятия конкретных мер  по выводу угольной промышленности из сложившегося кризисного состояния  был издан Указ Президента России от 21.06.1993 г. № 934 «О мерах по стабилизации положения в угольной промышленности» и принято постановление Совета Министров – Правительства РФ от 20.06.1993 г. № 590 «О чрезвычайных мерах финансовой стабилизации работы угольной промышленности», в соответствии с которыми разработаны и утверждены 04.05.1994 г. Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (МВК) «Основные принципы санации и закрытия неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России». Далее по ходу реформирования угольной отрасли Минэкономики РФ и компанией «Росуголь», Минтопэнерго РФ были разработаны с учетом предложений Минфина РФ, Минтруда РФ, Минсоцзащиты РФ, профсоюзов и других заинтересованных организаций «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России» (первая редакция утверждена МВК 14.07.1995 г., вторая – 21.08.1998 г.). Эти программные документы определили следующие основные направления структурной перестройки угольной промышленности:

  1. формирование конкурентоспособных угольных компаний, разработка и реализация программ реформирования и финансового оздоровления;
  2. ликвидация неперспективных и особо убыточных организаций;
  3. социальная защита работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией, включая предоставление пособий, компенсаций и льгот в соответствии с действующим законодательством;
  4. выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
  5. обеспечение занятости высвобождаемых работников путем диверсификации производства, развития предпринимательской деятельности, реализации программ местного развития, содействия переселению высвобождаемых работников в другие районы России;
  6. повышение безопасности труда в угольной отрасли посредством модернизации и обновления индивидуальных средств защиты, систем обеспечения безопасности труда, усиления профилактических и других мер в области безопасности и охраны труда;
  7. приватизация угольных компаний и создание конкурентного угольного рынка;
  8. социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах на основе совершенствования социальной инфраструктуры и усиления природоохранной деятельности в этих регионах;
  9. развитие научно-технического и проектного обеспечения реструктуризации угольной промышленности;
  10. активизация работы по разъяснению и доведению до шахтеров основных направлений государственной политики в угольной промышленности;
  11. совершенствование системы управления угольной промышленности и механизма государственной поддержки отрасли.

Политика России по реформированию угольной промышленности получила активную поддержку Международного банка  реконструкции и развития путем  выделения бюджетозамещающих займов на структурную перестройку отрасли, решение социальных проблем и осуществление мероприятий по приватизации угольных компаний. Во многом благодаря этому были разработаны и практически осуществлены в углепромышленных регионах России механизмы преодоления негативных социальных последствий, вызванных реструктуризацией угольной отрасли.

По оценкам экспертов, доля угля в структуре мирового топливно-энергетического  баланса составляет около 27%. Основными  ее отраслями-потребителями являются металлургия и электроэнергетика. С использованием угля производится примерно 44% всей мировой электроэнергии.

Более 80% угольных запасов сосредоточено  в Северной Америке, Азиатско-Тихоокеанском  регионе и странах СНГ. При  этом девятая часть мировых запасов  угля сосредоточена в Китае, шестая часть - в России. Запасы угля в Казахстане составляют 35,8 млрд. т. или 3,6% мировых  запасов. 

Основными импортерами выступают  страны Западной Европы (около 160 млн.т) и АТР (более 200 млн.т, в т.ч. Япония - 130 млн.т, Южная Корея - около 50 млн.т  и Тайвань - около 20 млн.т).  
Ведущими экспортерами являются Австралия, США, ЮАР, Колумбия, Венесуэла, Индонезия, Канада, Китай, Польша и Россия. Поставками из этих государств обеспечивается более 90% мировых импортных потребностей.

Таким образом, реструктуризация угольной промышленности России заключается  в осуществлении мероприятий, направленных на преобразование производственной и  организационной структур угольной отрасли в целях повышения  ее эффективности и решение сопряженных  социально-экономических проблем  угледобывающих регионов.

 

    1. Основные итоги реструктуризации угольной промышленности.

 

В период 1994–2006 гг. кардинально изменилась структура финансирования угольной промышленности.

Ранее первоочередной была поддержка (дотирование) убыточного производства; затем приоритетной стала государственная поддержка процессов реструктуризации, включая социальную защиту, технические работы по ликвидации угольных шахт и разрезов; программ местного развития, обеспечения безопасности работ и т. д. Выделение дотаций на покрытие убытков текущей деятельности предприятий отрасли было полностью прекращено в 2001 году. Таким образом, произошла коренная трансформация экономической основы функционирования угольной промышленности. В действующем секторе угледобычи финансовые ресурсы стали формироваться только за счет реализации продукции. Угольные компании теперь осуществляют модернизацию производства, реконструкцию и новое строительство за счет собственных средств.

Реализация указанных направлений  реструктуризации угольной промышленности России в 1994–2006 гг. положительно отразилась на макроэкономических и отраслевых показателях функционирования отрасли. Произошло реальное сокращение ее бюджетного финансирования в процентном отношении  к валовому внутреннему продукту страны с 1,020 % в 1994 г. до 0,025 % в 2006 г.

Таблица 2. Динамика финансирования реструктуризации угольной отрасли из средств федерального бюджета.

 

Год

Фактический объем бюджетных средств (млн.руб., до 1998г. - млрд.руб.)

Объем бюджетных средств   (% от ВВП)

Всего

Социальные и экологические  мероприятия

1994

7283,1

1227,53

1,020

1995

7637,8

1175,90

0,535


 

Продолжение таблицы 2.

1996

10361,0

3406,54

0,516

1997

6431,0

1615,67

0,274

 1998

5254,3

2266,76

0,199

1999

10000,0

5548,38

0,210

2000

7967,4

4199,44

0,110

2001

7528,4

4403,86

0,080

2002

6998,4

4554,92

0,065

2003

6549,2

4235,37

0,049

2004

6114,2

4177,99

0,036

2005

6376,4

4646,70

0,030

2006

6648,4

5066,50

0,025


Существенным результатом реструктуризации на макроэкономическом и региональном уровнях угольной отрасли явилось  достижение цели "демонополизация – коммерциализация – приватизация". Были упразднены структуры, обладавшие монополией в области всех важнейших полномочий по управлению угольной отраслью от имени государства. На начало 2007 г. доля добычи угля приватизированными организациями в общем объеме годовой добычи составляла около 100 %. Приватизация угледобывающих предприятий вызвала интеграционные процессы в базовых отраслях промышленности с созданием энергоугольных, угольно-металлургических и других вертикально и горизонтально интегрированных компаний, хозяйствующих корпоративных структур.

В результате ликвидации 203 убыточных  и неперспективных организаций  с высокой трудоемкостью производства и сложными горно-геологическими условиями, сосредоточения добычи угля на более  перспективных месторождениях и  предприятиях, технического перевооружения и масштабной приватизации оставшихся в эксплуатации предприятий, а также  передачи объектов социальной инфраструктуры в муниципальное ведение при  реструктуризации угольной промышленности был не только преодолен ее интенсивный технико-экономический спад в прошлом, но и достигнуто существенное улучшение параметров и показателей работы отрасли. 

Информация о работе Реструктуризация отрасли на примере угольной промышленности