Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья
В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.
Реформирование Международного
валютного фонда: проблемы и решения.
Финансы и управление1
Д. В. Смыслов,
доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник ИМЭМО РАН
В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.Реформа квот и прав голоса. Под давлением ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рын-ком мВф в рамках упоминавшейся в первой статье «среднесрочной стратегии» (принята в апреле 2005 г.) осу-ществляет значительные изменения своей организационной структуры, в первую очередь, так называемую реформу квот и прав голоса.В своем коммюнике от 22 апреля 2006 г. международный валютно-финансовый комитет (мВфК) признал необходи-мость осуществления «фундаментальной реформы» распре-деления квот и механизма голосования в мВф. Эта рефор-ма должна была быть направлена на то, чтобы, во-первых, учесть повышение весов и роли ряда стран в глобальной экономике, а также обеспечить своевременное осуществле-ние изменений долей квот и голосов государств-членов в будущем – по мере того, как будут происходить новые сдви-ги в мировом хозяйстве; во-вторых, расширить для стран с низким доходом, которые имеют небольшой вес в мировой экономике, но нуждаются в финансовой подпитке и консуль-тационных услугах со стороны фонда, возможность более активно участвовать в процессе принятия решений. В соответствии с призывом мВфК совет управляющих мВф принял на своей сессии в сингапуре 18 сентября 2006 г. постановление, в котором предусматривалось осуществле-ние двухлетнего плана «комплексной программы реформ квот и механизма голосования в фонде». Это постановление, в частности, утвердило проведение первоначального раунда «специального» (ad hoc) увеличения квот, а именно для четы-рех стран – Китая, Южной Кореи, мексики и Турции, кото-рые, как было признано, имели явно недостаточное предста-вительство в мВф. одновременно планировались преобразования более масштабного характера. 28 марта 2008 г. проект этих преоб-разований был утвержден Исполнительным советом мВф. 28 апреля того же года совет управляющих фонда одоб-рил «Резолюцию относительно реформ квот и прав голоса» (Resolution on quota and voice reforms). Ниже рассматрива-ются основные составные компоненты этого пакета и ход их реализации.Новая формула расчета квот. мВф считает достоин-ствами предлагаемой им формулы ее компактность (сущест-вующая ныне система расчета величины квот включает пять отдельных формул), простоту и бόльшую прозрачность по сравнению с предыдущим набором формул. согласно перво-начальным предложениям фонда, эта формула представляла
бы собой средневзвешенную величину, которую образуют че-тыре компонента: валовый внутренний продукт (ВВП); уро-вень открытости экономики; степень изменчивости состояния платежных балансов; объем официальных международных резервов. Веса указанных компонентов должны составлять соответственно 50, 30, 15 и 5%1.«Группа 20» и мВфК заявляют о необходимости про-должения работы по совершенствованию элементов новой формулы определения размеров квот государств – членов мВф с тем, чтобы эта формула наиболее адекватно отражала экономические веса соответствующих стран. Установлено, что работа по пересмотру действующей формулы расчета квот и замене ее новой формулой будет завершена к январю 2013 года.
Второй раунд специального увеличения квот («ре-форма квот и прав голоса 2008 г.»)1. Все государства-члены,
имеющие недостаточное
в сингапуре в сентябре 2006 г.) произойдет
для отдельных стран в
Во-вторых, имеется в виду, что квоты развивающихся стран, недостаточно представленных в фонде, увеличива-ются как минимум на 40%. При этом основными бенефици-арами этого увеличения станут в первую очередь страны с формирующимся рынком. Так, квота Южной Кореи увеличи-вается на 106%, сингапура – на 63%, Турции – на 51%, Китая – на 50%, Индии – на 40%, Бразилии и мексики – на 40%.
В-третьих, четыре государства – члена мВф (они были названы выше), квоты которых уже были увеличены в ходе первого раунда в 2006 г., даже после этого все еще имели не-достаточное представительство в фонде. Поэтому и в ходе второго раунда их номинальные квоты увеличиваются еще как минимум на 15%.В числе стран, доля квот которых в капитале мВф в результате второго специального раунда увеличения квот не только не увеличивается, а, напротив, уменьшается, оказыва-ется и Россия. Доля российской квоты, по сравнению с уров-нем 2006 г., сокращается с 2,78 до 2,49%, т. е. в итоге на 0,29 процентного пункта.В общей сложности с учетом специальных корректиро-вок 2006 г. (четыре страны) суммарное увеличение всей со-вокупности квот государств – членов мВф в номинальном выражении в рамках осуществляемой реформы составляет 11,5%.
Увеличение количества и доли голосов развивающихся стран. В результате поэтапного общего увеличения квот в мВф доля «базовых» голосов государств-членов в общем количестве голосов понизилась с уровня более 10% в се-редине 1970-х годов до приблизительно 2%. особенно это затронуло интересы более бедных стран. В связи с данным обстоятельством с целью содействия повышению влияния в мВф развивающихся стран, в первую очередь группы стран с низкими доходами, количество базовых голосов, которыми каждое государство наделено в равной мере, увеличивается с 250 до 750, т. е. утраивается (первое увеличение со времени основания фонда). В результате этого доля базовых голосов в общей сумме голосов всех государств-членов возрастает с 2,1 до 5,5%. При этом совокупная доля 135 стран в сумме го-лосов всех государств – членов мВф возрастет (вследствие увеличения как общей суммы базовых голосов, так и голосов, количество которых определяется размерами квот соответ-ствующих стран) на 5,42 п. п. В числе стран, доля которых в сумме голосов в результате двух раундов увеличения квот возрастает в наибольшей степени, – Бразилия, Индия, Китай, Южная Корея и мексика.Предполагается создание механизма, который должен обеспечивать в случае увеличения квот отдельных стран постоянное соотношение величины базовых голосов и об-щей суммы голосов и в будущем. ожидают, что увеличение числа голосов государств – членов мВф с низкими доходами будет в определенной мере содействовать активизации учас-тия этих стран в деятельности мВф, в процессах принятия решений.Увеличение числа базовых голосов и закрепление их постоянного соотношения в общей сумме голосов потребо-вало внесения соответствующей поправки в статьи согла-шения мВф. Условием вступления в силу этой поправки является ее официальное одобрение тремя пятыми числа государств – членов мВф, на которые приходилось бы 85% общего числа голосов. Увеличение квот также начнет дей-ствовать только с момента одобрения этой поправки. однако многие страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства не были удовлетворены результатами осущест-вления «реформы квот и прав голоса 2008 г.» и добивались более основательной перестройки структуры мВф.В подготовленных руководством России и опублико-ванных 16 марта 2009 г. предложениях к лондонскому сам-миту «большой двадцатки» (апрель 2009 г.) в данной связи говорилось: «Исходя из результатов первого этапа реформы, завершенного в апреле 2008 г., поставленные цели пока не достигнуты. В этой связи мы полагаем целесообразным ан-нулировать пакет решений по реформе квот и голосов, со-гласованный в апреле 2008 г., и продолжить работу в рам-ках мВф с тем, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, в большей степени отражающий существующую расстановку сил в мировой экономике»
1. Намеченное в апреле 2008 г. увеличение
квот к назначенному сроку
(31 октября 2008 г.) действительно не
получило нужного для его
Пятилетние пересмотры квот («реформа 2010 года»). согласно уставу мВф, не реже одного раза в пять лет должны производиться общие пересмотры квот государств – членов фонда. одним из компонентов проводимой реформы является установка на осуществление, в ходе будущих оче-редных пересмотров квот, дальнейших специальных коррек-тировок долей квот отдельных стран. цель такого рода кор-ректировок состоит в том, чтобы поддерживать постоянное соответствие долей квот и голосов меняющимся удельным весам стран в мировой экономике и добиваться сокращения разрыва между фактическими долями квот и долями, кото-рые будут определяться по новой формуле их расчета.Вопрос о перераспределении квот между государ-ствами – членами мВф, которые, с одной стороны, имеют избыточное представительство в фонде (over-represented countries), а с другой стороны, напротив, представлены в нем недостаточно (under-represented countries), явился предметом острой дискуссии на саммите «Группы 20», состоявшемся в Питтсбурге (сШа) в сентябре 2009 г.1 Президент Российской федерации Д. а. медведев при поддержке представителей ряда развивающихся стран предлагал увеличить общую сумму долей квот в пользу второй группы стран (это – глав-ным образом динамично развивающиеся государства с формирующимся рынком) за счет первой группы на 7%. В итоге состоявшегося обсуждения компромиссная величи-на этого перераспределения была зафиксирована на уров-не «не менее 5%». При этом в качестве основы пересчета использовалась действующая в настоящее время формула определения квот. В выступлении на пресс-конференции по результатам Питтсбургского саммита достигнутое по данно-му вопросу согласие Д. а. медведев назвал «очень весомым вкладом в создание новой конфигурации международной фи-нансовой системы»2.В соответствии с установками «двадцатки» Исполни-тельный совет мВф 5 ноября 2010 г. утвердил предложения о завершении 14-го общего пересмотра квот3 . Эти предложе-ния получили одобрение «двадцатки» на ее саммите в сеуле 11 – 12 ноября 2010 г.4 В декабре 2010 г. они были утвержде-ны советом управляющих фонда. Пакет реформы квот мВф 2010 г. предусматривает, что:
– будет увеличен вдвое (в таких размерах впервые за всю историю пересмотров квот) совокупный размер квот с 238,4 млрд сДР до приблизительно 476,8 млрд сДР (около 772,9 млрд дол. сШа по текущим обменным курсам). Кроме того, вступление в силу реформы квот 2008 г. даст мВф до-полнительно 30 млрд дол. в форме новых ресурсов, которые поступят в форме квот;
– будет перераспределено более 6% долей квот от госу-дарств-членов с чрезмерным представительством в пользу стран с недостаточным представительством (подробнее пе-рераспределение долей голосов и квот государств – членов мВф показано в табл. 1);
– будет перераспределено свыше 6% долей квот в поль-зу динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. общее перераспределение числа голо-сов в пользу этих стран в целом, с учетом реформы квот и прав голоса 2008 г., составит 5,3 п. п. (см. табл. 1 на с. 43);
– будут существенно
– будут сохранены доли квот и
голосов беднейших го-сударств-
сокращения бедности и содействия экономическому росту и, во-вторых, страны, чей доход на душу населения составлял в 2008 г. менее 1135 дол. (т. е. был ниже порогового уров-ня, установленного на тот год международной ассоциацией развития), а в том, что касается малых стран, был меньше двукратной величины названной суммы (значения долей квот стран и групп стран, изменявшиеся по мере осуществления названных выше преобразований, представлены в табл. 2 на с. 44).
Названные выше итоговые показатели
перераспределе-ния квот в пользу
стран с недостаточным
Информация о работе Реформирование международного валютного фонда