Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья
В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.
«Группа 20» на саммите в лондоне в апреле 2009 г. приняла, в частности, специальный документ «Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые учреждения». В этом Заявлении «двадцатка» объявила о своей договоренности «весьма существенно увеличить объ-ем ресурсов, выделяемых через международные финансовые учреждения, и обеспечить, чтобы эти учреждения располага-ли возможностями, требуемыми для скоординированного и всестороннего реагирования на кризис».суммарный объем выделяемых международным фи-нансовым институтам ресурсов был оценен в 850 млрд
дол. (вместе с выпуском сДР – 1,1 трлн дол.). что касается доли мВф в этой сумме, то в качестве экстраординарной меры было названо предоставление ему за счет средств го-сударств – членов фонда в порядке двустороннего финанси-рования 250 млрд дол. Эта цифра как раз и соответствовала установке мВф на удвоение величины его свободных для использования средств. Конкретное распределение назван-ной суммы между отдельными странами не было указано. она должна была формироваться посредством кредитных договоренностей фонда с отдельными государствами или их центральными банками. Руководство мВф постоянно напоминает, что основ-ным источником его резервов для финансирования госу-дарств-членов являются взносы стран, производимые в раз-мере установленных для них квот. В результате вступле-ния в силу в марте 2011 г. реформы квот и прав голоса 2008 г. произошло увеличение квот 54 стран – членов фонда на 28,8 млрд сДР (33,7 млрд дол.). Выше говорилось, что к октябрю 2012 г. ожидается завершение процесса ратификации госу-дарствами-членами, соответственно, вступление в силу па-кета реформ, принятого фондом в 2010 г. Вследствие этого подписной капитал мВф удвоится против нынешнего уров-ня, достигнув величины в 476,8 млрд сДР (772,9 млрд дол.). Значительное место в системе мер, направленных на укрепление кредитного потенциала мВф, занимает рас-ширение «Новых соглашений о займах», НСЗ (the New Arrangements to Borrow – NAB).В апреле 2010 г. фонд, по призыву «Группы 20» и мВфК, принял решение об увеличении объема НсЗ более чем в 10 раз – с 34 млрд сДР (55 млрд дол.) до 367,5 млрд сДР, или приблизитель-но 576 млрд дол. одновременно число участников этого механизма увеличилось на 13 стран, включая ряд стран с формирующимся рынком. Для повышения эффективности расширенных НсЗ в качестве инструмента противодействия кризисам вместо практики назначения индивидуальных сро-ков для вступления в силу каждого отдельного займа уста-навливается общий порядок вступления этих займов в силу в течение срока до шести месяцев. В марте 2011 г. мВф объявил о завершении процесса ратификации механизма расширенных НсЗ и введении его в действие. согласно решению саммита «двадцатки» в сеуле после вступления в силу договоренности об увеличении квот государств – членов фонда (в рамках четырнадцатого их пересмотра) будет произведено сокращение на соответс-твующую сумму объема НсЗ при сохранении относительных долей стран-участниц. Важным источником пополнения кредитного потен-циала мВф в условиях глобального кризиса являются зай-мы, предоставляемые Фонду государствами-членами на основе двусторонних соглашений. В качестве инициатора заключения такого рода соглашений выступает «Группа 20». особенно велика была роль этих займов в период ожидания запланированного увеличения квот и вступления в силу ре-шения о расширении НсЗ. В июне 2009 г. Исполнительный совет обсудил и согла-совал операционную основу использования фондом заемных ресурсов. Были приняты «Руководящие принципы заимс-твования Фондом» (Guidelines for Borrowing by the Fund), в которых определялись ключевые элементы механизма этих заимствований. Первое из числа двусторонних соглашений о займах после начала кризиса мВф заключил в феврале 2009 г. с Японией на сумму в 100 млрд дол. В июле того же года были подписаны аналогичные соглашения с Канадой (10,0 млрд дол.) и Банком Норвегии (4,6 млрд дол.). Далее, на протяжении 2009 – 2011 финансовых годов, фонд заклю-чил двусторонние договоренности о получении займов у 16 стран – членов Ес (или их центральных банков). Все эти зай-мы были предоставлены в рамках обязательства, принятого на себя в марте 2009 г. Европейским союзом, о предоставле-нии 75 млрд евро (в то время примерно 100 млрд дол.) для поддержки кредитных возможностей мВф. Помимо получения займов у государств-членов, мВф осуществляет у них заимствования посредством выпус-ка облигации и размещения их в соответствии с со-глашениями о покупке облигаций (нот). В июле 2009 г. Исполнительный совет утвердил порядок выпуска таких об-лигаций. соглашения о покупке облигаций были заключены
в сентябре 2009 г. с Народным банком Китая на сумму, эк-вивалентную 49,9 млрд дол., в сентябре 2009 г. с Бразилией (10,0 млрд дол.) и в марте 2010 г. с Резервным банком Индии (10,0 млрд дол.)К концу 2010 финансового года (30 апреля) общая сум-ма ресурсов, предоставленных фонду в рамках двусторон-них соглашений о займах и посредством покупки его обли-гаций, составила 174 млрд сДР (270,3 млрд дол.). После вступления в силу решения о расширении НсЗ двусторонние договоренности с его участниками перестали использоваться для финансирования новых обязательств. В результате принятых мер, направленных на пополне-ние ресурсов мВф, показатель суммы средств, доступной для предоставления государствам-членам (ПБо), возрос по состоянию на конец 2011 г. до беспрецедентно высокого уровня в 251,4 млрд сДР (386,0 млрд дол.). Это превысило предыдущий пиковый показатель (конец 2009 г.) на 68,4%4. В то же время возрастает потребность развитых стран в креди-тах фонда, обусловленная возникновением острого финан-сового кризиса в системе еврозоны. 9 мая 2010 г. мВф предоставил кредит «стэнд-бай» Греции на сумму 30 млрд евро (около 40 млрд дол), 16 де-кабря того же года – «расширенный кредит» Ирландии в размере 22,5 млрд евро (порядка 30 млрд дол.) и 20 мая 2011 г. – аналогичный кредит Португалии в объеме 26 млрд евро (приблизительно 37 млрд долл). Возможны обращения к фонду и некоторых других стран – членов Ес. сумма фак-тически выделенных фондом средств возросла с 21,2 млрд сДР в 2010 г. до 34,4 млрд сДР, или приблизительно 53 млрд дол., в 2011 году
«Группа 20» на своем саммите в Каннах (3 – 4 ноября 2011 г.) сочла необходимым заверить в том, что она и впредь будет заботиться о поддержании должного финансового по-тенциала мВф. В финальной декларации этого саммита в данной связи говорится: «мы обеспечим, чтобы мВф про-должал иметь необходимые ресурсы для выполнения систем-ной роли на благо всех стран-членов, основываясь на значи-тельных объемах ресурсов, которые мы уже мобилизовали, начиная с лондонского саммита 2009 г. мы готовы обеспе-чить своевременное предоставление дополнительных ресур-сов». В этом контексте страны Ес договорились в декабре 2011 г. о предоставлении мВф дополнительных финансовых ресурсов в форме двусторонних займов в общем размере до 200 млрд евро для компенсации кредитов, которые страны еврозоны получают от фонда. Три четверти указанной сум-мы выделяют 17 стран еврозоны, в первую очередь Германия. Предполагается, что остальные 50 млрд евро пожертвуют другие государства, в частности сШа и страны, принадле-жащие к «Группе БРИКс».
Корректировка механизмов управления. Глобальный кризис и происходящие в мировой экономики структур-ные сдвиги побуждают к осуществлению значительных изменений в управленческих структурах мВф. В качестве главного инициатора этих изменений выступает «Группа 20». В «Плане действий», принятом на лондонской встрече «двадцатки», говорилось, в частности, о необходимости «рас-смотреть вопрос относительно более широкого участия уп-равляющих фонда в определении стратегического направле-ния деятельности мВф и повысить степень его подотчетно-сти». а мВфК на своем заседании в апреле 2009 г. поручило Исполнительному совету фонда осуществить в короткий срок реформы, которые бы обеспечили активное участие это-го комитета «в процессе принятия стратегических решений». Конкретные предложения по проблемам реформы уп-равления фондом разрабатывались «Комитетом выдающихся лиц» (the Committee of Eminent Persons), который был обра-зован в мае 2008 г. и которым руководил министр финансов ЮаР Тревор мануэль (Trevor Manuel).Исполнительный совет мВф в ноябре 2010 г., наряду с решением об увеличении и реструктурировании квот в рамках 14-го общего их пересмотра, о чем речь шла рань-ше, предложил проект поправки к статьям соглашения, ко-торая предусматривала весьма существенные корректировки в системе управления фондом. В декабре 2010 г. данный проект реформ был утвержден советом управляющих. Как говорилось выше, предполагается, что процесс ратификации указанной поправки государствами-членами будет завершен к концу 2012 года.Предусмотренные изменения в системе управления мВф состоят в следующем:
– состав Исполнительного совета, который по-прежнему будет насчитывать 24 члена, подлежит пересмотру каждые восемь лет, начиная со времени вступления в силу реформы квот и управления;
– европейские страны с развитой экономикой сокра-тят свое представительство в совете на две должности, а развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком получат, соответственно, дополнительные места. Это про-изойдет не позднее первых выборов совета после начала
действия реформированного механизма;
– после вступления в силу поправки к уставу мВф Исполнительный совет будет состоять только из выбираемых исполнительных директоров, и тем самым ликвидируется категория назначаемых директоров (в настоящее время госу-дарства – члены фонда с пятью наиболее крупными квотами не избирают, а назначают своих директоров);
– возникает дополнительная возможность для назначе-ния вторых заместителей исполнительных директоров, что повысит представительство в фонде групп, состоящих из большого числа стран. Данное изменение имеет определен-ное значение в особенности для стран с низкими доходами и малых стран.оценивая осуществляемую реформу мВф, участники саммита «Группы 20» в сеуле заявили, что «модернизирован-ный мВф… лучше отражает изменения мировой экономики благодаря повышению степени, в которой в фонде пред-ставлены страны с динамично развивающейся экономикой и развивающиеся страны». Далее в декларации Сеульского саммита говорится: «Такие всеобъемлющие реформы в об-ласти квот и управления… повысят правомерность, надеж-ность и эффективность мВф, превратив его в еще более сильный институт, призванный содействовать глобальной финансовой стабильности и росту».Реформа 2010 г. не решает полностью задачу демо-кратизации мВф. Назрела потребность в полном отказе от неформальных, кулуарных договоренностей, касающихся проблемы кадров. Высшее руководство мВф должно назна-чаться в результате открытого, прозрачного отбора с учетом профессиональных качеств, опыта работы и реальных заслуг кандидатов. При этом необходимо учитывать все географи-ческое и социально-экономическое многообразие государств-членов. Пора отказаться и от привычной практики, согласно которой Президентом Всемирного банка является гражданин сШа, а директором-распорядителем мВф – одной из стран Ес, и разработать четкую процедуру прозрачных выборов этих руководителей. Нынешний порядок является явно диск-риминационным по отношению к развивающимся странам и странам с формирующимся рынком.
Информация о работе Реформирование международного валютного фонда