Роль России в развитии экономического сотрудничества СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение анализа эффективности интеграционных процессов в СНГ и их влияние на экономическое развитие России. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- исследование значения экономической интеграции для России;
- исследование современного состояния интеграционных процессов России и СНГ;
- исследование перспектив экономической интеграции стран СНГ.

Содержание

Введение 3
1 Экономический потенциал стран содружества независимых 5
1.1 История создания и развития СНГ 5
1.2 Особенности современного развития СНГ 7
2 Внешнеэкономические факторы развития стран СНГ 7
2.1 Анализ основных экономических проблем СНГ 9
2.2 Состояние и перспективы развития экономики стран СНГ 11
3 Перспективы развития интеграционных процессов в рамках СНГ 14
3.1 Состояние интеграционных процессов России и СНГ 14
3.2 Перспективы экономической интеграции стран СНГ 14
4 Роль России в развитии экономического сотрудничества СНГ 15
4.1 Оценка деятельности России в составе СНГ 18
4.2 Стратегия взаимодействия России со странами- участниками СНГ 21
Заключение 25
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

2.2 Состояние и перспективы развития экономики стран СНГ

     Недавний  финансовый кризис на мировом рынке  не прошел бесследно для стран  СНГ, однако его негативное влияние  было смягчено самым длительным хозяйственным  подъемом со времени перехода данных стран к рыночной экономике. В 2008 году вследствие ужесточения условий кредитования темпы развития экономик стран СНГ снизились[20[. Основными рисками для стабильного экономического подъема в странах СНГ являются возможно более существенные, чем ожидалось ранее, отрицательное влияние последствий финансового кризиса на мировом рынке на доступность внутреннего и внешнего финансирования, а также негативное воздействие, замедление развития мировой экономики на стоимость сырья и экспортный спрос. Если темпы прироста ВВП России существенно замедлятся, это может иметь серьезные негативные последствия для импортного спроса менее крупных государствах данной группы (Армении, Молдавии, Киргизии). Инфляция в странах СНГ остается на высоком уровне в некоторых странах (например, на Украине) возросли издержки на рабочую силу, что связано с повышением коэффициента использования рабочей силы и ужесточением условий на рынке труда. Отмечается нехватка машин и оборудования, о чем свидетельствуют возросший импорт товаров производственного назначения. Стабильный рост спроса ведет к ослаблению платежных балансов по текущим операциям стран СНГ, хотя в большинстве государтсв-экспортеров энергоносителей они остаются положительными.

     В некоторых странах повышающиеся цены негативно влияют на конкурентоспособность, хотя курсы многих национальных валют в данном регионе (особенно в России) все еще остаются заниженными в последние годы государства данной группы привлекли большой объем частного иностранного капитала. Прямые иностранные инвестиции (Приложение Ж) поддержали экономический рост, особенно странах-нетто-импортерах энергоносителей. Приток портфельных и других капиталовложений также возрос, в том числе и странны нетто-экспортеры энергоносителей (особенно в Россию и Казахстан).

     Ограниченная  гибкость валютных курсов во многих странах  СНГ способствовало притоку спекулятивного капитала. Возросшая  зависимость  хозяйственного роста стран СНГ  от иностранных банковских займов и  портфельных инвестиций создала  проблемы для их экономики. В отличие от доходов от экспорта сырьевых товаров, которые,  по крайней мере частично поступают в стабилизационные фонды, иностранный капитал направляется в основном на стимулирование роста внутреннего кредитования (Приложение И) и способствует повышению инфляционного давления. Снижения нефтяных доходов и (или) быстрый рост государственных расходов (например, в Азербайджане, Армении, Грузии, России и на Украине) привели к обострению проблемы «перегрева» экономики. Возможное снижение объема внешнего финансирования в связи с негативными последствиями недавнего мирового финансового кризиса может создать проблемы для продолжения стабильного экономического роста стран СНГ.

     Некоторые страны СНГ в ответ на значительное увеличение притоков иностранного капитала (Приложение К) и повышение вероятности «перегрева» экономики ужесточили резервные требования. С целью усиления контроля за инфляцией, необходимо, полагают  эксперты МВФ, повысить степень гибкости валютных курсов (например в Казахстане, России и на Украине), и, по их мнению, это должно быть произведено в как можно быстрее с тем, чтобы предотвратить реализацию ожиданий высокой инфляции.

     Важными задачами для стран данной группы являются развитие рыночных валютных инструментов, укрепление  внутреннего денежного рынка, ужесточение финансового регулирования (прежде всего с целью предотвращения негативного влияния иностранных займов на балансы банков и корпораций). Необходимо  ограничивать государственные расходы, соблюдая баланс между потребностью выделения значительных средств на социальные нужды, а также на развитие инфраструктуры и растущей инфляции и повышающимися курсами национальных валют. Главными стимулами к сохранению устойчивого роста экономики стран СНГ в краткосрочной перспективе, по мнению авторов доклада МВФ, является увеличение сбережений  и повышение инвестиций. Концентрация иностранных инвестиций в отдельных отраслях экономики вызывает необходимость диверсифицировать источники экономического роста. Для того чтобы частные инвесторы начали осуществлять капиталовложения в различные сектора экономики, отмечают эксперты МВФ, нужно улучшить деловой климат.

     Совершенствование систем регулирования и усиления банковского контроля будут способствовать повышению возможностей банков управлять  рисками и поддерживать качество кредитов в условиях быстрого роста займов.

 

3 Перспективы  развития  интеграционных процессов в рамках  СНГ

3.1 Состояние интеграционных процессов России  и СНГ 

    Интеграционные тенденции  на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

  • разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
  • желанием широких масс населения в странах  - членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
  • технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
 

    Однако  интеграционные процессы наталкивались  и на противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего стремлением  правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран – членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

    Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к  интеграции в рамках СНГ имели  расчеты на помощь Запада в том  случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

    Готовность  бывших советских республик и  интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько  политическими и даже этническими  факторами. С самого начала прибалтийские  страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами – членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно – со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

    Поэтому многие их них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для достижения своих политических задач.

3.2 Перспективы  экономической интеграции стран  СНГ

     Различия в подходах государств – участников СНГ к  многостороннему сотрудничеству, поиск  оптимальных конфигураций и методов  совместного решения насущных проблем  обусловили практику разноуровневой и  разноскоростной интеграции на пространстве Содружества. Так, на базе СНГ появились Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

     Ядром интеграционных процессов на пространстве СНГ является Евразийское экономическое  сообщество, в которое входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Немаловажно, что в основу ЕврАзЭС заложены также такие апробированные в мировой практике принципы, как учет экономического веса партнеров при формировании бюджета и голосовании, жесткая финансовая дисциплина, четкий механизм принятия и исполнения решений.

     В формате ЕврАзЭС уже действует  зона свободной торговли без изъятий. Упрощаются таможенные процедуры на внутренних границах, планомерно сближаются национальные законодательства.

     Странами  ЕврАзЭС взят курс на формирование таможенного союза внутри шестерки в составе трех наиболее продвинутых в деле интеграции государств – Белоруссии, Казахстана и России на базе соглашений, подготовленных в рамках ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. В дальнейшем, по мере достижения соответствующего уровня интеграции, к ним будут присоединяться и другие участники. Естественно, что стратегический курс Сообщества в формате «шестерки» будет последовательно проводиться и далее. После окончательного формирования таможенного союза появится возможность перейти к завершающему интеграционному этапу – созданию единого экономического пространства (общего рынка) в рамках ЕврАзЭС.

     Преобразование  Совета коллективной безопасности в  многофункциональное международное  объединение – Организацию Договора о коллективной безопасности коренным образом повысило эффективность усилий государств-членов в обеспечении коллективной безопасности и борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами и вызовами. Повышению роли ОДКБ в решении этих проблем, особенно применительно к Центрально-Аазиатскому региону, способствует возобновление членства в ней Узбекистана.

     В соответствии с решениями СКБ  претворяются в жизнь пакеты документов по совершенствованию и развитию военной составляющей ОДКБ, военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств-членов, Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ и ряд других основополагающих документов. В рамках ОДКБ разработаны и практически реализуются планы борьбы с терроризмом и наркоугрозой, которые исходят с территории Афганистана. В январе 2006 года начала свою деятельность Рабочая группа при СМИД ОДКБ по Афганистану с целью налаживания взаимодействия с властями Афганистана в вопросах постконфликтного обустройства.

     Россия  и далее будет содействовать  консолидации ОДКБ в качестве военно-политического  союза, совершенствованию сотрудничества между государствами-членами, усилению координации их действий на международной арене. Актуальной задачей является дальнейшее укрепление международного авторитета ОДКБ, развитие ее контактов с другими региональными организациями, включая НАТО. Растущее практическое значение приобретает усиление координации деятельности между ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС.

 

4 Роль России в развитии экономического сотрудничества стран СНГ

4.1 Оценка деятельности России в составе СНГ

     В зоне СНГ Россия сталкивается с растущей политической и экономической конкуренцией со стороны Евросоюза, США, Японии и Китая. Следует заметить, что мы все чаще проигрываем в жестоком противоборстве. Равновесие сил на экономическом и политическом пространстве СНГ заметно разрушается под воздействием напора мировых центров сил и влияния не в пользу России.[22]

     Настоящей борьбой сил и реальным противодействием такой политике, проводимой США и  странами Евросоюза на пространстве СНГ, явился адекватный ответ России на нападение Грузии на Южную Осетию и угрозу ее в вторжения в Абхазию. Впервые за время существования новой России наше руководство во всеуслышание предупредило недругов, что не позволит создавать реальные угрозы национальной безопасности страны по всему периметру ее внешних границ. Это явилось прямым предупреждением США и их европейским союзникам, которые сегодня, как известно, создают такие угрозы непосредственно на южных и западных рубежах нашего отечества путем втягивания Грузию и Украину в военно-политический блок НАТО. Новый геополитический расклад, возникший в ходе принуждения Грузии к миру и мирному существованию с соседями, показал странам Запада очевидную геополитическую реальность: зона СНГ является жизненно важным пространством для России и уступать его наша страна не собирается ни США ни Евросоюзу. [27]Таким образом, если до последнего времени Россия зачастую отказывалась от защиты своих интересов в ближнем зарубежье, то сейчас наступило время реальных действий в сфере укрепления национальной безопасности страны и наращивания присутствия в зоне СНГ, в том числе через государственные ассигнования на мероприятия по усилению национальной внешней политики в ближнем зарубежье. Чтобы российская внешняя политика носила системный и эффективный характер, необходимо ускорить разработку внешнеполитического и внешнеэкономической стратегии в новых условиях, после признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Только в этом случае страна сможет адекватно отвечать на реальные внешние угрозы, такие, как наращивание военно-технической помощи НАТО режиму Саакашвили, угроза отлучения РФ от ВТО и предполагаемое изгнание ее из « восьмерки». До недавнего времени основная ставка российского руководства – на формирование единого экономического пространства «Большой четверки» - так и не привела к существенным позитивным результатам. Более того, она принесла[19] России экономический проигрыш. Ведь Москва проявила добрую волю, в том числе согласившись на применение практики взимания НДС по принципу страны-получателя, а не страны-производителя. Ради общего дела, во имя всемирного стимулирования интеграционных процессов Россия проявила готовность идти на существенные финансовые потери. Только в торговле с Украиной она,  составляют 2- 3 млрд. долларов в год. С момента возникновения СНГ ежегодна наблюдается падение объемов товарооборота во взаимной торговле входящих в него стран. А ведь товарооборот – основной принятый в мировой практике показатель интенсивности интеграционных процессов. На протяжении последних лет доля торговли стран Содружества между собой составляла  лишь около трети общего объема их внешней торговли, когда как в 19991г. она равнялась 60%. В настоящее время интеграционная роль России в постсоветском пространстве снизилась до 15% - такова доля стран СНГ в совокупном российском внешнеторговом обороте.(Приложение А,Б) Для сравнения: удельный вес торговли РФ СА странами Евросоюза за последние годы вырос и имеет тенденцию к дальнейшему повышению. В этой связи следует подчеркнуть, что подобный перекос во внешней торговле России ведет, с одной стороны к повышению зависимости ее национального хозяйства от более сильных и сплоченных западноевропейских партнеров, а с другой – к сжатию интеграции постсоветского экономического пространства. В конечном итоге этот внешнеторговый дисбаланс означает превышение пороговых значений экономической безопасности страны и подрыв ее основ. Следовательно, в нынешних условиях шансы на расширение постсоветского экономического пространства по прежнему продолжают снижаться.

Информация о работе Роль России в развитии экономического сотрудничества СНГ