Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики, на необходимость которого указывал Дж.М.Кейнс еще в 30-е годы нашего века.
Главной задачей является выяснить необходимость вмешательства государства в экономику, показать цели, функции и направления государственного регулирования экономики, выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать состоятельность в практике, показать объекты и инструменты государственного регулирования, определить особенности современной экономической политики российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………..6
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики………20
3. Особенности современной экономической политики российского государства….34
Заключение…………………………………………………………………………………..44
Список используемой литературы…………………………………………………………47
Приложения………………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - копия.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

     - управление валютным  курсом через установление соответствующего  его режима (фиксированного, плавающего  или придерживаемого);

  • установление системы внешнеторговых тарифов, квот и лицензий.

Высшей формой государственного регулирования  являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется  планирование экономики по довольно продолжительному горизонту.

    В экономических средствах  переплетаются использование прямых  и косвенных форм воздействия на экономику. Особенно наглядно это проявляется на примере использования такой формы регулирования, как учетная ставка. Установление нормы учетной ставки Центральным банком на основе проводимой им дисконтной политики – факт прямого действия, а влияние данной нормы ставки процента опосредованно определяет тенденцию развития кредитных отношений, изменение ссудного процента, движение ссудного капитала.

В развитых правовых государствах экономика  во многом теряет случайный характер развития и как бы пронизывается определенными правовыми, этическими, психологическими организационными нормами и специальными правилами. Сама же экономическая политика представляет собой систему организационно оформленных действий. В этой связи целесообразно подчеркнуть, что вообще все методы государственного воздействия имеют организационно-институциональную форму. Такие действия, связанные с относительно длительно существующим явлением, принято отражать понятием «институт». Им обозначают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа.

Акцент на организационно-правовой стороне дела позволяет вычленить  некоторые дополнительные черты  методов государственного регулирования. Проявлением институционализма может считаться следующие:

1. Формирование исполнительных  структур государственной власти, непосредственная задача которых  – реализация целей правительства.

2.Создание и сохранение объектов  государственной собственности,  т.е. государственного сектора.

3. Подготовка экономических программ  и экономических прогнозов.

  1. Поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов.
  2. Обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики.
  3. Правовая и информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия.
  4. Соучастие в экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например, представителей группы «семерки»).

     Хозяйственная практика  знает не мало комбинаций использования  различных методов государственного  регулирования. Одни методы направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

Так как рынки (рынок товаров  и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Применение односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести только к углублению кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

Формы и методы, которые государство  использует для реализации  целей  своей экономической политики, образуют инструментарий государственного регулирования  экономики.

Рассмотрим основные инструменты  и их роль в регулировании экономики  государства.

Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию. Экономическая наука выработала ряд методологических требований, обеспечивающих эффективность прогнозов:

поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого, прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

составление сценария и вариантов  прогнозов;

сведение разного рода прогнозов  в систему;

формирование системы прогнозов  складывается из прогнозов последствий  от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Прогнозные разработки начали осуществляться и в России. Например, в январе 1998 г. Правительство РФ приняло постановление  «О разработке прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта Федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов Федерального бюджета до 2001 года».

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму  государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические  программы, базируясь на экономических  прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Объектами целевых экономических  программ являются отрасли, регионы, социальные сферы и ее элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах». Целевые государственные программы в основном предусматривают решение задач планового воздействия на экономику. В рыночной экономике они носят главным образом прогнозный и рекомендательный характер. В России, имевшей на протяжении большей части 20 века директивно плановую экономику, программирование сейчас стало одной из основных мер в управлении федеральным хозяйством. Только на уровне федерации к началу 2001 г. было принято более 300 государственных программ, гораздо больше их утверждается в регионах, городах. По всей видимости, в наличии программ органы управления, высшие менеджеры видят основной инструмент решения хозяйственных и социальных проблем, которых предостаточно в условиях сократившегося производства.

Широко используется практика разработки общенациональных пятилетних планов, имеющих целью обеспечение экономического равновесия и стабильного развития, определяющих рекомендательные ориентиры динамики национального дохода, объемов производства, модернизации промышленности на основе достижений научно-технического прогресса, развития инфраструктуры, жилищного строительства, подготовки рабочей силы. Предусматриваются и меры, способствующие реализации программных целей.

Бюджетно-налоговая система –  один из существенных рычагов реального  экономического воздействия государства  на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем дохода, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Основным источником доходной части  бюджета являются налоговые поступления. Так, в доходах Федерального бюджета  РФ в 1997 г. налоги составили 76,5 %. Доля неналоговых поступлений составила 12,5 %. В доходах Федерального бюджета 1998 г. эти источники составили соответственно 83,5 и 7,8 %. Доля налоговых поступлений в Федеральный бюджет по отношению к ВВП в 1997г. составила 10,2 %.

Государственное влияние на экономику  реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета.

Учитывая, что налоги являются важнейшим  источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения  первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение ее в соответствие с задачами социально- экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствление и приватизация существенным образом  изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести налогообложения перенесен на доходы предприятий частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наемных работников в ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику. При этом, конечно, не устраняется проблема собираемости налогов, ликвидации разного рода лазеек для уклонения от их оплаты.

Кроме того, влияние налоговой системы  на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Значительный резерв усиления регулирующей роли бюджетно-налоговой системы  заложен в возможностях совершенствования механизма бюджетного федерализма, способного более полно обеспечивать выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, субъектов Федерации. Совершенствование бюджетного федерализма связано с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов, т.к. существует значительная дифференциация субъектов Федерации по уровню их социально-экономического развития.

Важнейшим средством воздействия  государства на хозяйственные процессы служат инструменты денежно-кредитной политики, осуществляемой Центральным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивости денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами  процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

В процессе реализации денежно-кредитных  способов регулирования экономики  тесно переплетаются прямые экономические  и косвенные формы воздействия.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

целевое кредитование;

установление кредитных «потолков»;

прямой контроль за установлением  уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных  кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определенными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определенных размерах.

Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке.

Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования:

регулирование минимальных резервных  требований;

осуществление дисконтной политики (регулирование  учетных ставок по кредитам);

купля-продажа иностранной валюты;

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике