Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики, на необходимость которого указывал Дж.М.Кейнс еще в 30-е годы нашего века.
Главной задачей является выяснить необходимость вмешательства государства в экономику, показать цели, функции и направления государственного регулирования экономики, выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать состоятельность в практике, показать объекты и инструменты государственного регулирования, определить особенности современной экономической политики российского государства.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………..6
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики………20
3. Особенности современной экономической политики российского государства….34
Заключение…………………………………………………………………………………..44
Список используемой литературы…………………………………………………………47
Приложения………………………………………………………………………………….
Рассмотрим особенности социальной политики России.
В большинстве стран с развитой децентрализованной экономикой существует тенденция к уменьшению неравенства в индивидуальных доходах. Определяющим же фактором индивидуального распределения доходов в России является неравенство доходов.
В России на уровень жизни и динамику доходов населения отрицательное влияние оказал переход бесплатных ранее услуг в здравоохранении, образовании, предоставлении жилья в разряд платных услуг и их отрыв от связи с реальными доходами населения. Другой причиной снижения уровня жизни в ходе реформ стало сближение уровней внутренних и мировых цен. По основной массе товаров внутренние цены всегда были выше мировых. Особенностью реформ стало неоправданное снижение цены рабочей силы, главного фактора развития экономики любой страны и любой системы. Во всех сферах материального производства, где заработная плата необоснованно низкая, экономия расходов на заработную плату превращается в доход.
За все годы реформ государственный аппарат России не использовал в полной мере арсенал своих возможностей. Ошибкой либерально-олигархического периода реформирования экономики явилось то, что государство вместо гармонизации путем проведения разумной налоговой и распределительной политики, передачи доли национального дохода и части сверх доходов, получаемых богатыми, в пользу бедных, фактически бросило экономически уязвимую часть населения на произвол судьбы. Более того, государство избрало абсолютно неверную политику покровительства крайне немногочисленной части населения – богатых. Деятельность правительства в прошедшие годы реформ по исполнению распределительной функции может быть охарактеризована как неконструктивная.
По официальным данным в настоящее время с зарплатой дела вроде бы в стране обстоят неплохо. Она растет. Например, реальная среднемесячная зарплата на одного работника росла после 1998 года в три раза быстрее, чем ВВП. Сегодня реальная зарплата составляет примерно 65 % от уровня 1990 года (ВВП-92 %).
Обычно зарплату сравнивают с прожиточным минимумом (ПМ). Считается, что это точка отсчета, опираясь на которую можно решить все проблемы социальной сферы. Выходит, что тот, кто получает чуть больше ПМ, может считать себя вполне состоятельным гражданином.
Прожиточному минимуму должен соответствовать минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который составляет сейчас лишь 600 рублей в месяц. Такую зарплату получают около 800 тысяч человек. Это 1-2% всех занятых в стране. Вот почему в социальной политике должен идти процесс скорейшего приближения заработной платы к ПМ.
На основе проведенных экспериментов на предприятиях различных отраслей было посчитано, что в основе тарифной части оплаты труда должен быть минимальный воспроизводственный потребительский бюджет (МВПБ) работника базовой профессии отрасли плюс доплата на содержание одного ребенка. Такой бюджет должен быть равен примерно 10 тысячам рублей и еще 5 тысячам рублей – на семейные расходы. В металлургии и электроэнергетике уже заключены тарифные соглашения, которые учитывают эти нормативы.
В социальную политику надо внедрять новые нормативы, принять рамочный закон о системе потребительских бюджетов и их использовании в формировании политики заработной платы
Если рассмотреть
Многие западные экономисты упрекают нас в том, что Россия держит весь свой капитал «под стражей», говорят, что капитал должен иметь законную свободу передвижения.
Но он и передвигается – и законно, и не очень, одни деньги «бегут» за границу, другие лежат мертвым грузом. А ведь, согласно расчетам, для устойчивого развития страны надо ежегодно вкладывать до 100 млрд.долл. А в реальности предполагалось, что в 2003 году 40 млрд.долл. обеспечат внутренние источники, еще 10 млрд.долл. привезут из-за рубежа, остается инвестиционная дыра в 50 млрд.долл.
Впрочем, деньги в стране есть. Только сбережения населения – 32 % от ВВП. К этому добавим не менее 15-20 млрд.долл., ежегодно «убегающих» из страны. И будут «бежать», поскольку нет эффективного механизма перехода капиталов из одного сектора экономики в другой. В организации такого механизма контроля, в укреплении банковской системы, рынка ценных бумаг и состоит основная роль государства в России как гаранта стабильности инвестиционного климата.
Новых предприятий иностранные
инвесторы за исключением предприятий
пищевой промышленности, производства
строительных материалов, почти не
строят. Иностранный бизнес в России
предстает все же как бизнес героев-одиночек,
выпестованных транснациональны
Наконец, сладкие слова о равноправном партнерстве на деле оборачиваются жесткой конкуренцией. Показательная ситуация сложилась в табачной отрасли, производстве шоколада, конфет, бисквитов, рулетов, где российские предприятия явно теряют самостоятельность в собственных разработках.
Однако дело с привлечением зарубежных инвестиций все же движется вперед, но крайне медленно. Хорошо уже то, что за 10 лет удалось преодолеть в массовом сознании неприязнь к «чужакам», понять, что у них нет желания скупить всю Россию. Пришло понимание, что научиться совместно работать эффективно можно, даже если это иногда и под их контролем. (приложение 3,4 ).
Иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в торговлю и общественное питание, транспорт, пищевую и топливную промышленность. Общая величина прямых инвестиций в эти отрасли экономики составила 2,4 млрд.долл. и 60,4 % всех прямых вложений.
Структура иностранных инвестиций (по видам инвестиционных вложений), поступивших в экономику России, в % к итогу:
Прямыми инвестициями или инвестициями в реальный сектор экономики предпочитают заниматься инвесторы очень ограниченного круга стран.
Крупнейшими держателями на 18,2 млрд.долл., накопленных к началу 2002 года прямых капиталовложений являются компании США – 4,1 млрд.долл., Кипра – 3,7 млрд.долл., Нидерландов – 2,1 млрд.долл., Великобритании – 1,9 млрд.долл., Германии – 1,5 млрд.долл.
Размещение иностранных
К трудностям, влияющим на нерешительность иностранного капитала, являются высокие проценты за кредит, нестабильность хозяйственного законодательства, непрозрачность российских корпораций, засилье теневого капитала, неразвитость рыночной инфраструктуры, привычная необязательность и не надежность местных деловых партнеров, коррумпированность.
Пожалуй, оптимальным вариантом улучшения российского климата был бы параллельный рост курса доллара и индекса потребительских цен на товары и услуги. В идеале второе могла бы отставать от первого.
Под маркой иностранного капитала нередко
в страну возвращается наш же отечественный,
часто сомнительного
Очевидно, несовершенство законодательной
базы России, закон об иностранных
инвестициях предоставляет
Речь идет о недопустимости ряда мер ограничительного характера, то есть о навязывании инвестору обязательных закупок местных товаров, ограничении его инициативы в отношении экспорта.
Так, за прошедшие восемь лет после
принятия благоприятного для зарубежных
инвесторов инвестиционного
Одной из основных целей регулирования экономики, как уже было сказано, является борьба с монополизмом. В 1991 году был принят первый нормативный документ – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии формально запрещены. Закон создавался с попыткой учесть опыт, накопленный в других странах. Естественно, нормативный акт не мог не отражать специфику экономики Российской Федерации, структуры управления ею, а также особенности правовой системы. Вместе с нормами, устанавливающими запреты совершать монополистические действия (достигать соглашения) и ответственность за их нарушения, закон закрепляет различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнению монополистических структур, выделению из крупных монополизированных предприятий их структурных подразделений (единиц). Закон делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная (поддержка новых экономических структур, предварительный контроль над созданием крупных предприятий и их объединений).
В развитие антимонопольной политики России были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. №154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %. В 2001 году в Реестр предприятий-монополистов РФ было включено 243 хозяйствующих субъекта промышленности (в 1998 году – 258, в 2000 году – 254), то есть менее 1 % предприятий, однако при этом они производили 15,9% контролируемой продукции. Региональные комитеты должны проверять заполняемость своего Реестра и делать расчеты той доли продукции, которая выпускается предприятием-монополистом.
Слепое копирование Россией антимонопольной политики, в частности США, имеет серьезные отрицательные последствия. Недоучет исторических особенностей развития государства, формирования структуры российских товаропроизводителей и фактически насильственное разрушение производства с помощью антимонопольного законодательства, по всей видимости, ведет страну к деиндусриализации, не позволяет создавать предприятия, акционерные общества, соответствующие периоду глобализации мировой экономики.
Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы по новой системе предоставляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирования научно-технического прогресса, зашита окружающей среды.
Действующий в Российской Федерации закон об основах налоговой системы определяют не налоги, а организацию налоговой системы, например понятия «налог», «пошлина», «сбор», «плательщики», «налоговые обязательства», распределение налогов по бюджетам разного уровня. Зачем это сделано?
Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли в центр. И только потом они вновь распределялись по регионам через бюджет. В результате местное руководство оказывалось без средств. Это не давало ему возможности решать даже элементарные проблемы. Если же поручить собирать налоги не центру, а местным властям, то тогда без средств может оказаться уже центр, что сделает финансово необеспеченной его работу.
Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально это противоречие разрешает выделение и жесткое закрепление за администрацией каждого уровня определенных налогов с тем, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну.
С 1 января 2003 года Законом №104-ФЗ от 24 июля 2002 года были утверждены две новые главы Налогового кодекса, одна из которых «Упрошенная система налогообложения». Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, позволяющим значительно уменьшить налоговую нагрузку и количество представляемой отчетности в налоговые органы, снизить затраты на ведения бухгалтерского и налогового учета.
В целом по России по состоянию на 1 июля 2004 года сумма поступлений единого налога, взимаемого в соответствии с применением упрощенной системы налогообложения, составила 12,2 млрд. рублей (или 15% от суммы налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет субъектов РФ), единого минимального налога – 1,3 млрд.рублей.