Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики, на необходимость которого указывал Дж.М.Кейнс еще в 30-е годы нашего века.
Главной задачей является выяснить необходимость вмешательства государства в экономику, показать цели, функции и направления государственного регулирования экономики, выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать состоятельность в практике, показать объекты и инструменты государственного регулирования, определить особенности современной экономической политики российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………..6
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики………20
3. Особенности современной экономической политики российского государства….34
Заключение…………………………………………………………………………………..44
Список используемой литературы…………………………………………………………47
Приложения………………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - копия.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Россия в большинстве  своем копирует зарубежную политику. Но при этом не учитываются особенности исторического и экономического развития, технологические различия, степень развития рыночных отношений, экономический потенциал.  Огромное значение имеет то, что переход к рынку происходил с помощью антирыночных методов. Это повлияло на настоящее экономическое положение России.

Можно сделать вывод, что политика государства является неэффективной. Необходимы новые и реформирование прежних методов регулирования  экономики. Нужно проводить политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров. Так же необходимо регламентирование банковской деятельности. Важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой, так как в условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. Необходимо увеличить доходы в государственный бюджет, с этой целью надо реформировать налоговую систему России, так как налоги являются основным доходом государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе были рассмотрено  и проанализировано государственное  регулирование экономики. Была выяснена необходимость вмешательства государства  в экономику, рассмотрены цели, функции  и направления, теоретически существующие формы и методы государственного регулирования, показаны объекты и инструменты.  В третьей главе были проанализированы особенности государственного регулирования России.

Мною были сделаны следующие  выводы.

Экономика страны – это сотни  миллионов различных компонентов находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Государственное регулирование – объективная необходимость развития экономики.

Важнейшая экономическая задача государственных  органов – обеспечить условия  разработки и реализации государственной  инвестиционной и научно-технической  политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности  отечественной продукции на мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и созданию конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов.

Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все  экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

На государство возлагаются следующие основные задачи: создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Объекты государственного регулирования  экономики совершенно различны, но охватывают практически все сферы  экономической деятельности.

Существует множество методов  государственного регулирования. Необходимо для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

Государственный сектор экономики  – важная составная часть рынка  и инструмент государственного регулирования

Вмешательства государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета. Степень государственного регулирования зависит от уровня рыночных отношений.

Высшей формой государственного регулирования  является государственное экономическое  программирование. Его задача –  комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов.

Современные рыночные отношение промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой во всем мире с каждым годом будет повышаться.

Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым.

В начале 21 столетия человечество стоит  перед задачей, как органически  соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинства и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удержать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Основы экономики: экзаменационные ответы/  Под  ред. Ю.Ф. Симионов. – Д.: Феникс, 2003. – 568 с.
  2. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М.: Экономика, 2002.- 429 с.
  3. Современная экономика: лекционный курс/ О.П. Германова, Л.А. Еременко и др. – Д.: Феникс, 2002. – 537 с.
  4. В.И.Лисов Национальная экономика России. – М.: ИНФ-РА-М, 2000.- 617 с.
  5. Экономика: перевод с английского/ Фишер Стенли, Дорнбуш Рудитер и др. – Д.: Феникс, 1993.- 549 с.
  6. Государственное регулирование рыночной экономики/ Под ред. И.И. Столяров. -  М.: Экономика, 2001. -  320 с.
  7. Государственное регулирование рыночной экономики/ В.И. Кушлин, И.А. Волгин и др. – М.: Финансы, 2001 – 471 с.
  8. Экономическая теория: Учеб.пособие для эконом.спец. Вузов/  Под ред. В..Я. Иохина. - М.: Экономика, 2001. – 447 с.
  9. Современная экономика: Многоуровневое учеб. Пособие/ Научный редактор О.Ю. Мамедов – Д.: Феникс, 1996. – 428 с.
  10. Экономика: Учебное пособие для эконом. Спец. Вузов/ Под ред. А.С. Булатова.  – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 360 с.
  11. Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. Ю.П. Кожекин.-Д.:Феникс, 2002.-372 с.
  12. Макроэкономика: Учебное пособие для эконом.спец. Вузов/Под ред. М.К. Бункина. – М.: Экономика, 2000.-370с.
  13. Е. Балацкий, А.Гусев. Фискальные и воспроизводственно-технологические факторы // Общество и экономика. – 2003. - №3. – С. 82-101.
  14. Р.С. Гринберг. Россиеведение в России и вне ее//Россия и современный мир. – 2003. – № 1. – С. 136 – 141.
  15. М.В. Кошкина. Государственное финансирование культуры и искусства//Финансы.- 2004.- № 3 .- С. 70 – 72.
  16. Л.И. Пронина. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений// Финансы. – 2004. - № 3. – С. 19-23.
  17. Т.А. Голикова. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса.// Финансы. – 2004.-№2. – С.3-6.

Приложение 1

 

 

Концепция Дж.М.Кейнса: пути стимулирования спроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Уровень


    


 

                                                                                                                                                                                           


                                                     Прибыли                                                               занятость




                   расход


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Влияние антициклической политики

 

 

 


 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

Иностранные инвестиции в экономике  России по основным

 

Накоплено на конец

сентября 2001 года

В том числе

всего

в % к итогу

прямые

портфельные

прочие

Всего

34418

100

17744

1069

15605

Германия

5951

17,3

1505

28

4418

США

5547

16,1

4046

69

1432

Кипр

5452

15,8

3723

457

1272

Франция

3749

10,9

356

1

3392

Великобритания

3367

9,8

1816

37

1514

Нидерланды

2423

7,0

2084

19

320

Италия

1467

4,3

165

1

1301

Швеция

737

2,1

605

6

126

Швейцария

631

1,9

244

34

353

Япония

602

1,8

298

1

303




странам-инвесторам, млрд.долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

Иностранные инвестиции по отраслям экономики

в 2001 году, млрд.долл.

 

 

Поступило

В % к

итогу

В том числе

прямые

портфельные

прочие

Всего, в том числе

14258

100

3980

451

9827

Промышленность, в

том числе

5662

39,7

1753

248

3661

Электроэнергетика

13

0,1

-

13

-

Топливная

1023

7,2

430

28

565

Черная металлургия

1072

7,5

116

78

878

Цветная металлургия

475

3,3

21

1

453

Химическая и нефте-

химическая

275

1,9

88

1

186

Машиностроение и металлообработка

703

4,9

316

111

276

Лесная, деревообра-

батывающая и цел-

люлознобумажная

241

1,7

131

3

107

Связь

501

3,5

138

37

326

Торговля и общественное питание

5290

37,1

757

32

4501

Транспорт

758

5,3

689

1

68

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике