Роль государства по стимулированию и привлечению инвестиций в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения незави-симости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизация накоплений и активное инвестирование.
Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС..................................5
1.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций............................5
1.2 Факторы и роль инвестиций в достижении макроэкономического
равновесия.......................................................................................................8
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...........................................12
2.1 Государственное регулирование и поддержка инвестиционной
деятельности..................................................................................................12
2.2 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.............................14
2.3 Формы привлечения и государственного регулирования
иностранных инвестиций..............................................................................16
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ.....................................................................................................23
3.1 Состояние и проблемы в инвестиционной сфереРеспублики
Беларусь.........................................................................................................23
3.2 Роль государства по стимулированию и привлечению
инвестиций в Республике Беларусь................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................37

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиции и их роль в обеспечении макроэкономического.docx

— 365.06 Кб (Скачать файл)

Источники финансирования инвестиций могут быть как внутренними, так и внешними.

К внутренним источникам относятся государственные средства, собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, привлеченные и заемные средства.

Государственные средства − это бюджетные инвестиционные ассигнования, средства бюджетных и внебюджетных фондов.

Собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан включают, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли и амортизационных отчислений; денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке; сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь.

Привлеченные ресурсы - это средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц, средства от благотворительных мероприятий.

Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к группе заемных – банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.

Внешние источники могут выступать как прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы. Вклады иностранных инвесторов вносятся в рублях или иностранной валюте в установленном законодательством порядке.

Источники финансирования инвестиций чаще всего представлены в денежной форме, хотя могут принимать и натуральную форму. Например, формирование уставного фонда предприятий допускается путем передачи зданий, оборудования и т.д.

 

 

    1. Факторы и роль инвестиций в достижении

макроэкономического равновесия

 

 

Важнейшим условием устойчивого развития национальной экономики является активное инвестирование. На осуществляемый в стране объём инвестиций влияют многие факторы. Основными из них являются следующие:

1) Структура распределения полученного национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, являющийся основным инвестиционным ресурсом общества. Следовательно, рост доли накопления в общем объеме национального дохода вызывает увеличение объема инвестиций, и наоборот.

2) Ожидаемая  норма чистой прибыли. Получение прибыли является основной целью инвестирования, поэтому с ростом ожидаемой нормы чистой прибыли объем инвестиций возрастает.

3) Ставка  процента за кредит. В процессе  инвестирования используется не только собственный, но и заемный капитал. Если норма ожидаемой чистой прибыли превышает процентную ставку, то при прочих равных условиях вложение средств для инвестора будет выгодным, поэтому рост платы за кредит приводит к снижению объема инвестиций в экономику страны, и наоборот.

4) Прогнозируемый  темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль от инвестиций и соответственно будет меньше стимулов к наращиванию их объемов. В случае долгосрочного инвестирования этот фактор имеет решающее значение [12, с. 38 – 39].

На объем инвестиций оказывают определенное влияние и другие факторы: инвестиционный климат в стране, уровень налогов, деятельность банков и небанковских финансово-кредитных организаций по привлечению сбережений населения и направлению их на инвестиции и т.д.

На величину и динамику инвестиций, прежде всего, оказывает влияние размер сбережений. Однако между инвестициями и сбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что они осуществляются разными лицами и по разным причинам. Кроме того, процессы инвестирования и накопления могут не совпадать по времени.

Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормы чистой прибыли. Если предприниматели полагают, что замена технологии на более эффективную принесет прибыль и быстро окупится, то инвестиции будут реализованы. При осуществлении инвестиций они часто пользуются кредитными ресурсами. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиционного проекта с учетом инфляции больше, чем процент за пользование кредитом, то проект будет осуществляться.

Таким образом, спрос на инвестиции в основном будет определяться ожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента (рисунок 1).

 

Ожидаемая норма


чистой прибыли,

ставка процента

 

                             10                            Спрос на инвестиции

 

                               8

 

                               6

 

                               4

 

                                            2 

                              

 

                                            5                 10              15                      Инвестиции,

                                                                                                              млрд. руб.

Рисунок 1 – Кривая спроса на инвестиции [2, с. 7]

 

Кривая спроса на инвестиции отражает обратную зависимость между величиной требуемых инвестиций и реальной ставкой процента. Сдвиги в спросе на инвестиции происходят вследствие ожидаемой их доходности. Если последняя увеличится, то возрастет и спрос на инвестиции, кривая спроса на инвестиции сместится вправо и наоборот.

В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и совокупного спроса. В долгосрочном периоде рост инвестиций позволяет вводить новые мощности, увеличивать потенциал производства и чистого национального продукта, т.е. совокупного предложения.

Таким образом, состояние сбережений, инвестиций и реального объема производства относительно равновесного уровня чистого национального продукта. В реальной экономической жизни наиболее типичным, для динамичной экономики в том числе, является нестабильный порог равновесия, для которого характерны периоды длительного роста и циклических колебаний. Поскольку на состояние ЧНП воздействуют, с одной стороны, сбережения, а с другой - инвестиции, колебания в этих процессах, их соотношение неизбежно сопровождаются сдвигами в состоянии равновесного уровня производства ЧНП. Сдвиги в равновесном состоянии производства происходят также под воздействием изменения соотношения между потребляемой и сберегаемой частями дохода домохозяйств. Если домохозяйства будут потреблять больше, то совокупные расходы возрастут, а, следовательно, возрастает и равновесный уровень ЧНП и наоборот, т.е. в зависимости от динамики расходов изменяется состояние общей фактической величины ЧНП и его равновесное состояние. Результат подобной зависимости называется эффектом мультипликатора.

Эффект мультипликатора связан тем, что в экономике, во-первых, происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений.

Мультипликатор инвестиций - это отношение изменения равновесного выпуска ЧНП, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине изменения последних.

Уравнение мультипликатора выглядит следующим образом:

 

      Изменение в реальном ЧНП

 Мультипликатор =


      Первоначальное изменение в расходах

 

Или: Изменение в ЧНП = Мультипликатор * Первоначальное изменение в расходах [2, с. 8].

Выраженная мультипликатором зависимость, основывается с одной стороны, на том, что для экономики характерно непрерывное формирование и использование расходов и доходов; с другой - на силлогизме, в соответствии с которым любое изменение дохода влечет за собой изменение в потреблении и сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода. При этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. В итоге получается, что изменение величины расходов вызывает цепную реакцию и обусловливает многократное изменение ЧНП, что и выражает мультипликатор.

Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор - коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода:

 

         изменение инвестиций текущего года

Акселератор =                                                                          [2, с. 8].


           изменение нац. дохода прошлого года

 

Мультипликатор и акселератор связаны: рост инвестиций умножает доход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительских товаров (акселератор); результатом является рост дохода.

Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только в результате индуцированных инвестиций, т.е. в результате вложения нового капитала, образованного путем увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей, а его уменьшение может сократить прибыли и, следовательно, объем инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение сложнейших проблем по обеспечению расширенного воспроизводства в стране неразрывно связано с привлечением инвестиций, играющих важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне.

Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Необходимость инвестиций обусловлена различными причинами, такими как:

– обновление материально-технической базы предприятий;

– повышение качества продукции;

– увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности;

– освоение новых видов деятельности.

 

  1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

    1. Государственное ругулирование и поддержка инвестиционной деятельности

 

 

В рыночной экономике инвестиции осуществляются главным образом частными инвесторами за счет собственных и привлеченных средств. Вместе с тем, в каждой стране есть ряд отраслей, в которые частный бизнес, четко ориентированный на получение достаточно высокой прибыли, не заинтересован вкладывать средства. Это низкорентабельные, но жизненно необходимые отрасли (например, сельское хозяйство, угольная промышленность, железнодорожный транспорт и др.), производственная инфраструктура, национальная безопасность, охрана окружающей среды, социальная сфера. Без развития этих отраслей страна не может нормально функционировать.

Как видим, рыночная экономика не обеспечивает саморегулирование инвестиционных процессов в интересах всего общества и отдельного человека. Поэтому, учитывая особую значимость инвестиций для общества, все государства регулируют инвестиционную деятельность. Мировой опыт показал, что в, странах с развитой рыночной экономикой государственное воздействие на инвестиционные процессы усиливается в периоды экономического кризиса или глубоких структурных преобразований, а в условиях стабильности и подъема – снижается, но никогда не прекращается. Активное вмешательство государства в инвестиционные процессы тем более необходимо в сложных условиях перехода к рыночной экономике. Без этого невозможно заметное оживление инвестиционного процесса.

Целями государственного регулирования инвестиционной деятельности являются: стимулирование деятельности инвесторов, защита их прав, привлечение иностранных инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством:

1) прямого  участия государства в инвестиционной деятельности, которое распространяется главным образом на проекты и объекты, включенные в Государственную инвестиционную программу;

2) создания  благоприятных условий для развития  инвестиционной деятельности.

Любое участие государства в инвестиционной деятельности предусматривает:

  • принятие государственных инвестиционных программ и финансирование их за счет средств республиканского бюджета;
  • предоставление на конкурсной основе централизованных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

• предоставление гарантий правительства по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

• проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

• предоставление концессий национальным и иностранным инвесторам.

Не умаляя значения прямого участия государства в инвестиционной деятельности, основными являются рыночные методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и роста инвестиционной активности.

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности достигается путем:

• оказания инвесторам государственной поддержки;

• защиты интересов инвесторов;

• создания на территории государства свободных экономических зон;

Информация о работе Роль государства по стимулированию и привлечению инвестиций в Республике Беларусь