Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 16:08, курсовая работа
Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения незави-симости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизация накоплений и активное инвестирование.
Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС..................................5
1.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций............................5
1.2 Факторы и роль инвестиций в достижении макроэкономического
равновесия.......................................................................................................8
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...........................................12
2.1 Государственное регулирование и поддержка инвестиционной
деятельности..................................................................................................12
2.2 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.............................14
2.3 Формы привлечения и государственного регулирования
иностранных инвестиций..............................................................................16
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ.....................................................................................................23
3.1 Состояние и проблемы в инвестиционной сфереРеспублики
Беларусь.........................................................................................................23
3.2 Роль государства по стимулированию и привлечению
инвестиций в Республике Беларусь................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................37
Компенсационные соглашения могут быть и коммерческими, когда стороны договариваются о взаимных поставках товаров, их качестве, количестве и ценах (вид товарообменной, или бартерной, сделки). Но в отличие от бартерной, компенсационная сделка обычно представляет собой генеральное соглашение, в рамках которого заключается комплекс договоров, в частности на поставку в кредит оборудования для предприятий и ноу-хау с расчетом продукцией предприятия (объекта) после его пуска или другими товарами.
На территории стран СНГ компенсационные объекты созданы в химической, металлургической, угольной, лесной и других отраслях промышленности. Инвесторы в этих случаях получают крупные заказы на оборудование и материалы, имеют гарантированные поставки готовой продукции; страна-заказчик создает производственные мощности без собственных капитальных вложений, имеет возможность быстро освоить новые сырьевые ресурсы, получить доступ к новым технологиям.
Однако следует иметь в виду, что заключение компенсационных соглашений чаще всего связано с неконкурентоспособностью отечественной промышленной продукции, неконвертируемостью денежной единицы, доминированием в экспорте сырьевых ресурсов. К тому же огромные объемы заключаемых сделок требуют длительного времени не только на их осуществление (реализацию), но и на погашение кредита (поставок готовой продукции), что приводит к износу оборудования и другим негативным последствиям и требует новых затрат. К таким соглашениям следует подходить с высоким профессионализмом и только после всестороннего технико - экономического обоснования, учитывающего все негативные и позитивные последствия.
В условиях неразвитости фондового рынка и повышенного риска, связанного с капиталовложениями, эффективной формой прямых иностранных инвестиций может стать привлечение венчурного (рискового) капитала. Это инвестиции в венчурные (рисковые) проекты освоения новых технологий, видов продукции или услуг. Принципиальное отличие таких инвестиций - в необязательности их возврата. Первоначальным источником привлечения венчурного капитала служат личные сбережения учредителей и займы. Главный стимул финансирования - получение вкладчиком учредительного дохода, доли прибыли от реализации идеи, проекта. Цель собственников венчурного капитала часто сводится к финансированию такой стадии деятельности венчурной организации, на которой можно выпускать и продавать акции, стоимость которых значительно превышает объем вложенного капитала.
Объектами инвестиций для венчурного капитала могут быть предприятия, перспективы которых слишком рискованны для получения кредитов в банке, но которые обещают высокие прибыли в случае успеха. Не отвечая за текущее руководство деятельностью предприятия, венчурный капиталист активно способствует его развитию и успеху, помогая руководителям в области общей стратегии, финансовом планировании, усовершенствовании продукции, маркетинге и соглашениях с техническими партнерами о новых технологиях. Степень риска, связанного с инвестициями, будет зависеть от того, на какое вознаграждение может рассчитывать инвестор. Изъятие венчурного капитала происходит, как правило, через 10-15 лет после исходных инвестиций. Обычно это делается путем преобразования предприятия, в которое вложен венчурный капитал, в открытое акционерное общество.
Возможна и такая форма привлечения иностранных инвестиций, как получение кредитов для решения вопроса реструктуризации наиболее крупных убыточных промышленных предприятий, отобранных для этой цели правительством. При этом кредитные средства намечается использовать для осуществления одноразовой (пассивной) финансовой поддержки реорганизации предприятия, которая не будет включать новых капитальных вложений, направленных на коренное изменение профиля или технологии производства. Цель такой поддержки заключается в основном в рационализации и разукрупнении предприятия, выделении в самостоятельные единицы избыточных или непродуктивных активов. Эти средства могут использоваться также на покрытие расходов по отделению от предприятия убыточных объектов социальной сферы и на финансирование мероприятий по их упорядоченной ликвидации (например, на выплату выходного пособия) или реструктуризацию.
Следует иметь в виду, что привлечение под гарантии правительства иностранных кредитных ресурсов, формирующих внешний государственный долг, связано с осуществлением долговых обязательств по его обслуживанию, что является одной из важных расходных статей государства. Отвлекая значительную часть средств от внутренних инвестиций, выплаты по обслуживанию внешнего долга способны сдерживать темпы роста экономики.
В реализации идей формирования благоприятного инвестиционного климата важную роль может сыграть организация производства продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий – соглашений (разрешений), выдаваемых за обусловленное вознаграждение юридическим или физическим лицом (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) для использования изобретения, защищенного патентами, а также технологий, технических знаний, опыта, производственных секретов, торговых марок и т.п. Передача предмета лицензии оформляется лицензионным соглашением и приносит доход лицензиару без существенных дополнительных затрат на научно-технические разработки. Для лицензиата приобретение лицензии может стоить значительно дешевле, чем выполнение соответствующих работ своими силами и средствами.
Лицензионное соглашение – это договор о передаче прав на использование в определенных пределах лицензий, ноу-хау, других научно - технических знаний и технологий. В нем лицензиар обязуется передать право на использование изобретения (патента и т.п.) в форме полной, исключительной или простой лицензии лицензиату, который в свою очередь принимает на себя обязанность использовать данное новшество и вносить лицензиару обусловленные договором платежи. В соглашении может быть предусмотрена обязанность лицензиара по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием изобретения лицензиатом, в том числе и ноу-хау. В нем могут содержаться и обязательства лицензиата приобретать у лицензиара комплектующие детали, сырьё, оборудование, устанавливать пределы цен на произведённую продукцию и др.
Размер вознаграждения по лицензионному соглашению определяется в зависимости от результатов коммерческого использования объекта договора или как заранее установленная величина. В первом случае это могут быть периодические процентные или текущие отчисления (роялти) от суммы продаж продукции, объема производства или другой величины; во втором устанавливается фиксированная сумма вознаграждения - паушальный платеж, выплачиваемый единовременно или по частям. В соглашении, как правило, предусматривается ответственность лицензиара за новизну, эффективность и возможность беспрепятственно использовать предмет договора. Лицензиат в свою очередь обязуется обеспечить его эффективное использование, соблюдать соответствующие стандарты, безвозмездно информировать лицензиара об изменениях, дальнейших усовершенствованиях.
Роялти, которое уплачивает лицензиат (покупатель) за право пользования предметом лицензионного соглашения, устанавливается в виде фиксированных ставок, выплачиваемых лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Их размер определяется в процентах (долях) от прибыли, стоимости (цены, себестоимости) лицензионной продукции или в расчете на ее единицу.
Паушальный платеж – вознаграждение за право пользования предметом лицензионного соглашения до получения экономического эффекта (снижения себестоимости, повышения производительности, прибыли и т.п.) от его использования - применяется в ограниченном числе случаев, например при продаже лицензии вместе с оборудованием, опасности утечки производственных секретов, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей деятельностью или осуществляет ограничения на перечисление прибыли из страны-лицензиата. Паушальный платеж снижает степень риска, позволяет быстро получить сумму вознаграждения и производится как единовременно, в разовом порядке, так и в рассрочку.
В области привлечения иностранных инвестиций наиболее важным является режим их функционирования на территории данной республики - национальный или преференциальный. Более целесообразным представляется осуществление преференциального, т.е. льготного для иностранных инвестиций режима, включающего благоприятные условия инвестиционного налогового кредита, ускоренную амортизацию высокотехнологического оборудования, его беспошлинный импорт и ряд других мер.
Важным является и правовое обеспечение иностранных инвестиций, т.е. обеспечение в законодательном порядке льготных условий, принятие и публикация приоритетных и закрытых для иностранных инвесторов направлений (предприятий, отраслей), их законодательная защита от ухудшения условий инвестиционной деятельности, решение вопроса о форме владения землей и др. Необходимо обеспечить информированность иностранных инвесторов о планах приватизации объектов республиканской и муниципальной собственности, о продвижении наиболее перспективных для республики проектов, состоянии рынка, перспективах развития экономики. А также защиту от инвестиций, не отвечающих национальным интересам, и др.
Привлечению прямых иностранных инвестиций могут способствовать:
- формирование
свободных экономических и
- создание транснациональных компаний и финансово-промышленных групп;
- совершенствование правовой защиты и гарантий иностранных инвестиций:
- организация системы отбора и мониторинга (наблюдения и оценки) инвестиционных проектов;
- разработка механизма поддержания иностранных инвесторов;
- координация
программ сотрудничества с
Оффшорная зона (фирма, компания) - это зона, созданная в стране, где для определенных коммерческих структур законодательством предусмотрены существенные налоговые льготы (их коммерческая деятельность практически не облагается налогами), а также сведено к минимуму ведение бухгалтерского учета и отчетности. Таким образованиям предоставлена практически неограниченная свобода распоряжения своими средствами, как в интересах их участников, так и в собственных интересах фирм.
Основные государства, законодательство которых позволяет создавать оффшорные компании, - Либерия, Ирландия, Швейцария, Антильские и Виргинские острова (Британия), Панама, Лихтенштейн, Гонконг и др. Созданные там фирмы либо вообще не подлежат налогообложению (например, в Ирландии, Либерии), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Панама, Антильские острова и др.). В Швейцарии установлен более низкий размер налога, который при определенных условиях может и не взиматься. В некоторых странах в отношении таких компаний сведены к минимуму требования ведения бухгалтерского учета (Швейцария, Ирландия и др.), а в некоторых из них эти требования вообще отсутствуют (Панама, Либерия, Нормандские и Антильские острова, Лихтенштейн). Следует иметь в виду, что оффшорные компании часто имеют плохую репутацию, поскольку известны случаи их участия в налоговых махинациях и злостного уклонения от уплаты налогов. Нельзя считать, что налоговые махинации являются специфической особенностью только оффшорных образований, однако к организации совместной с ними коммерческой (и прежде всего внешнеэкономической) деятельности необходимо подходить с высокой степенью профессионализма и осторожности.
В экономику любого государства следует шире привлекать прямые инвестиции, что с позиции осуществления обратных платежей (а их объемы значительны и возрастают) является достаточно выгодной формой привлечения иностранных средств, поскольку осуществляются они на собственный риск иностранного инвестора и обратные выплаты по ним (переводы дивидендов и прибыли) прямо связаны с эффективностью их использования и не требуют участия бюджетных средств. Цель прямого инвестирования заключается, как правило, в создании дополнительного экспорта или производства товара, заменяющего импортный, что, в свою очередь, позволяет улучшить состояние торгового и платежного баланса страны. Именно поэтому активизацию усилий по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику следует рассматривать как одно из приоритетных направлений развития и расширения объемов вложения иностранного капитала.
Иностранные кредиты, привлекаемые в рамках межправительственных соглашений, а также соглашений с иностранными и международными финансовыми организациями под гарантии правительства, предоставляются юридическим лицам независимо от формы собственности по рекомендации соответствующего правительственного органа и в пределах установленного лимита. Они выдаются банками – правительственными агентами, уполномоченными правительством обслуживать конкретный иностранный кредит на условиях, определенных межправительственными и межбанковскими соглашениями. Плата за кредит включает выплату процента, первоочередных и обязательных платежей, в том числе комиссионные и страховые сборы, плату по обязательствам и другие платежи в соответствии с кредитным договором.
БЕЛАРУСЬ
Создание эффективной экономической системы в Республике Беларусь, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики, требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Достижение этих целей требует проведения соответствующих изменений и связано с преодолением серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы, что в свою очередь определяет необходимость развития инвестиционной деятельности. Повышение инвестиционной активности и эффективности инвестиционной деятельности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь.
Положительное влияние на решение данных проблем и развитие отечественных предприятий может оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп и акционирование белорусских предприятий с участием иностранных инвесторов. Такое акционирование отечественных предприятий может быть полезным за счет устойчивого обеспечения сырьем, обеспечения инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции, созданию и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении, особенно совместные программы в сфере наукоемких технологий, требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике, технологии и политике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их успешной реализации.