Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение роли и места спроса и предложения в различных теориях стоимости ценности и цены.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить понятие спроса и предложения: понятие, факторы, влияющее на изменение спроса, закон спроса, его эластичность; сущность и экономическое содержание предложения, закон предложения, детерминанты предложения;
рассмотреть роль спроса в различных теориях стоимости:.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………..5
1.1. Спрос и факторы его определяющие……………………………….5
1.2. Совокупное предложение……………………………………………14
ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В
РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ СТОМОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЦЕНЫ……...21
2.1. Спрос и предложение в различных теориях стоимости…………21
2.2. Экономическая неоклассическая теория (теория спроса и
предложения)……………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и место спроса и предложения в различныз теориях стоимости, цены.docx

— 88.89 Кб (Скачать файл)

Изменения в спросе на ресурс могут быть вызваны следующими причинами [8, c. 179]:

1. Изменение в спросе  на продукт

При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который  производится с помощью определенного  вида ресурсов, приведет к сдвигу в  спросе на ресурс в том же направлении.

2. Изменение производительности

Изменение в производительности использования ресурсов ведет к  однонаправленному изменению в  спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:

    • увеличение числа ресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами.
    • технологические усовершенствования.
    • повышение качества самого рассматриваемого ресурса.
    • изменение цен на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы).

Эластичность спроса —  изменение спроса на данный товар  под влиянием экономических и  социальных факторов, связанных с  изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень  снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут  приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции  потребителей на изменение цены может  значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей к изменению  цены продукции. Если небольшие изменения  в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным (рис. 3.).


Рис. 3. - Кривая эластичного спроса

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный (рис. 4).

 

Рис. 4. - Кривая неэластичного спроса

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции  равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

 

 

1.2. Совокупное  предложение

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных  возможностей таких, какие показаны в табл. 1 для индивидуального производителя.

Таблица 1 – Предложение  картофеля индивидуальным производителем (гипотетические данные)

Цена за центнер (дол.)

Величина предложения в неделю

5

60

4

50

3

35

2

20

1

5


 

Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными [15, c. 98]. В данном случае предположим, что наш производитель является фермером, выращивающим картофель, спрос на который мы только что рассматривали. Наше определение понятия «предложение» показывает, что предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что  предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.

Легко заметить, что таблица показывает положительную (прямую) связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он  просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому  она служит стимулом  к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

Теперь представим себе фермера, ресурсы которого в определенных пределах поддаются переключению с производства одних продуктов на другие. По мере повышения цены фермер сочтет выгодным изъять земли из производства пшеницы, овса и соевых бобов и переключить их на производство картофеля. К тому же более высокие цены на картофель предоставят фермеру возможность покрывать издержки, обусловленные более интенсивной обработкой земли и применением в большем количестве минеральных удобрений и пестицидов. Все эти затраты приводят к увеличению объема производства кукурузы.

Рассмотрим также предприятие  в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов, например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Полезно представить предложение  в виде кривой. График представлен  на рис. 5. На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось ординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени.

 

Рис. 5 - Кривая предложения

Кривая предложения  S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени – за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

При построении кривой предложения  экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой  величины предложения любого продукта [12, c. 173]. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением «при прочих равных условиях». Иными словами, кривая предложения строится на  предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие:

  • цены на ресурсы;
  • технология производства;
  • налоги и дотации;
  • цены на другие товары;
  • ожидания изменения цен;
  • число продавцов на рынке.

Повторим, перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, с S1 к S2 на рис. 6 означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, с S1 к S3 на рис. 6, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.

Рис. 6 - Изменение величины предложения 

Рассмотрим теперь воздействие  на предложение каждой из перечисленных детерминант.

1. Цены на ресурсы. Как  отмечалось выше при объяснении  закона предложения, существует  самая тесная связь между издержками  производства и предложением. Кривая  предложения фирмы основывается  на издержках производства; за  дополнительные единицы продукта  фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Например, если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево (например, повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения).

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки, и увеличится предложение. Например, недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

 

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ И  МЕСТО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В  РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ СТОМОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЦЕНЫ

 

 

2.1. Спрос и предложение в различных теориях стоимости

В историческом аспекте сущность цены рассматривали основоположники теории спроса и предложения; теории трудовой стоимости; теории предельной полезности; теории издержек производства; теории трех факторов производства; эклектических теорий, пытающихся объединить теории спроса и предложения, предельной полезности, издержек производства.

Информация о работе Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости