Роль и место стран СНГ в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в комплексном анализе места и проблем развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. изучить классификацию развивающихся стран;
2. рассмотреть роль стран СНГ в мировом хозяйстве;
3. рассмотреть особенности экономики развивающихся стран;
4. рассмотреть общую характеристику развивающихся стран в мировом хозяйстве;
5. изучить роль и место России в мировом хозяйстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место стран СНГ в мировом хозяйстве 5
1.1. Классификация развивающихся стран 5
1.2. Роль стран СНГ в мировом хозяйстве 11
Глава 2. Характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве 15
2.1. Общая характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве 15
2.2. Роль и место России в мировом хозяйстве 20
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и место стран СНГ в мировом хозяйстве.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

      — устранение препятствий и ограничений для бизнеса во внешнеэкономической сфере;

      — создание средствами внешнеэкономической политики благоприятных условий функционирования отраслей и секторов национальной экономики, играющих ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности, обороноспособности и жизнедеятельности страны;

      — модернизацию государственных институтов регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствование механизмов и инструментов разработки и реализации внешнеэкономической политики, в первую очередь стимулирования экспорта и инвестиций.

      Основные  содержательные блоки и идеи внешнеэкономической  стратегии

      Принимая  во внимание наличие совокупности возможностей повышения степени интеграции России в систему мирового хозяйства, целесообразно в рамках общей внешнеэкономической стратегии выделить шесть взаимосвязанных, но имеющих выраженную специфику и существенные особенности реализации субстратегий:

      — диверсификации экспорта (товарной, географической, с точки зрения участвующих фирм и субъектов РФ, форм и механизмов вовлечения в экспортную деятельность);

      — эффективной транснационализации российского бизнеса (создание стратегических межфирменных альянсов, скупка совместимых или конкурирующих предприятий, приобретение непрофильных активов для диверсификации бизнеса, в меньшей степени — выстраивание собственных международных производственно-сбытовых цепочек);

      — повышения эффективности участия в международном обмене интеллектом и результатами интеллектуальной деятельности (создание условий для снижения «утечки мозгов», использование возможностей международного рынка труда и образовательных услуг для повышения качества человеческого капитала, обеспечение юридической защиты и доведение до внедренческих кондиций отечественных изобретений, оптимизация форм и направлений участия в международном лицензионном обмене, совершенствование механизмов защиты прав интеллектуальной собственности на территории РФ);

      — привлечения эффективных иностранных инвесторов в экономику РФ (совершенствование форм и структуры привлечения иностранного капитала в экономику РФ, встраивание в международные производственно-сбытовые цепочки через участие в капитале или на контрактной основе, развитие сборочных производств, повышение роли особых экономических зон как центров притяжения экспорто-ориентированных предприятий с иностранным участием);[9, с. 51]

      — оптимизации импорта и повышения его вклада в модернизацию экономики (стимулирование ввоза технологического оборудования, развитие импортозамещения в валютоемких секторах, увеличение импорта современных деловых, профессиональных и технических услуг и др.);

      — эффективного использования иностранной рабочей силы в интересах балансирования рынка труда и обеспечения потребностей растущей экономики.

      Определяя конкретные направления деятельности по реализации стратегии, важно исходить из приоритета идеи диверсификации как  на уровне сферы внешнеэкономических  связей в целом, так и применительно  к ее отдельным составляющим —  экспорту, импорту, инвестиционному, производственному  и технологическому сотрудничеству и др. Чрезмерный акцент на каком-либо одном направлении, пусть даже очень  современном и перспективном, а  тем более его фетишизация  неприемлема для российских условий  и могут лишь усугубить уже имеющиеся проблемы. По этой причине мы не считаем продуктивной высказываемую некото -рыми специалистами идею форсированного и повсеместного встраивания российских компаний в международные производственные цепочки.

      Осуществление политики диверсификации в экспортной сфере является приоритетной и наиболее емкой задачей по реализации стратегии.

      Геостратегический, природно-ресурсный, производственно-экономический  и интеллектуальный потенциал России позволяет строить внешнеэкономическую  стратегию страны путем широкой  диверсификации форм и направлений  ее участия в международном разделении труда. Диверсификация, с одной стороны, предполагает расширение и улучшение  ассортимента торгуемых товаров  и услуг, фирменного состава участников ВЭД, выход на новые рынки с  нетрадиционной продукцией, а с другой — использование растущего числа  эффективных комбинаций факторов конкурентоспособности  для достижения успеха на мировом  рынке. Диверсификация не означает отказа от специализации в конкретных секторах товаров и услуг, где у России имеются сравнительные преимущества, а предполагает надстраивание над  сложившейся топливно-сырьевой специализацией расширяющегося сегмента ныне слабо  представленных или же нетрадиционных для российского экспорта товаров  и услуг с общим увеличением  в структуре продаж доли наукоемкой, инновационной продукции. Политика диверсификации — это не только и не столько радикальные изменения  в международной специализации  РФ, сколько адаптированная государственная  стратегия, наилучшим образом учитывающая  внутренние и мирохозяйственные  реалии.[11, с. 39]

      Диверсификация  экспорта будет способствовать более  равномерному распределению доходов  в экономике, выравниванию рентабельности различных производств и повышению  интенсивности межотраслевого перелива капитала, обеспечит устойчивость и  предсказуемость результатов внешнеэкономической  деятельности, выход на перспективные  рынки и новых партнеров. Политика диверсификации позволит значительно  снизить торгово-политические, коммерческие и иные риски интеграции РФ в мировое  хозяйство, а также нейтрализовать негативные проявления глобализации, связанные прежде всего с возросшей нестабильностью функционирования мировой экономики в целом и ее отдельных сегментов. По системе обратных связей диверсификация окажет позитивное влияние на процессы импортозамещения, стимулируемые повышением инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях.

      Таким образом, главные направления диверсификации российского экспорта должны включать:

      — диверсификацию путем мобилизации, консолидации и комбинирования уже имеющихся конкурентных преимуществ (инерционная диверсификация), когда в экспортный оборот вовлекаются товары и услуги, принципиально не меняющие, а лишь корректирующие сложившуюся специализацию;

      — диверсификацию на базе реализации сценария инновационного развития и структурной диверсификации российской экономики (инновационная диверсификация). Инновационная диверсификация экспорта предполагает дальнейшее развитие и усиление всей системы национальных конкурентных преимуществ, становление новых кластеров конкурентоспособных производств, концентри -рующихся на завершающих стадиях технологического цикла и обеспечивающих высокую динамику инновационной деятельности.

      Основные  направления инерционной диверсификации экспорта охватывают:

      — диверсификацию на основе углубления переработки первичных ресурсов, предполагающую задействование более сложных факторов производства, что обеспечивает рост добавленной стоимости в 2-10 раз в зависимости от вида и глубины передела продукции;

      — диверсификацию на путях экономически целесообразного увеличения поставок возобновляемых природных ресурсов;

      — последовательную коммерциализацию преимуществ огромной и географически выгодно расположенной территории (прежде всего для расширения экспорта транспортных и транзитных услуг, туристических услуг, экологически чистой продукции и экологических услуг);

      — диверсификацию экспортного ассортимента в обрабатывающей промышленности за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции, изменения производственных программ в пользу наиболее востребованных на мировом рынке товаров, повышения экспортной составляющей сегмента гражданского производства ОПК, увеличения поставок частей и компонентов в рамках субподрядных отношений с зарубежными фирмами;

      — расширение экспортного ассортимента и закрепления в перспективных рыночных нишах через активное, скоординированное участие российских компаний в тендерах за рубежом, использование механизмов долгового урегулирования и официальной помощи развитию, возможностей многосторонних и региональных финансовых институтов;

      — диверсификацию экспорта на основе восстановления и развития производственной и научно-технической кооперации на пространстве СНГ, превращения России в региональный финансово-экономический центр, что позволяет увеличить продажи финансовых, страховых, телекоммуникационных, спутниковых, а также различных деловых, профессиональных и технических услуг;

      — диверсификацию, представляющую собой оперативную реакцию на открывающиеся новые рыночные возможности, имеющие конъюнктурную (например, рост издержек у конкурентов) и структурную природу;

      — диверсификацию путем широкого вовлечения в экспортную деятельность внутренних регионов РФ, муниципальных предприятий, малого бизнеса и кустарных промыслов;

      — диверсификацию за счет расширения и совершенствования форм экспортной деятельности (в рамках приграничной и прибрежной торговли, путем встраивания в международные производственно-сбытовые цепочки, создания экспортоориентированных сборочных производств и др.);

      — диверсификацию инновационного экспорта путем конверсии и коммерциализации технологических продуктов, атомной и ракетно-космической промышленности, расширения продаж объектов промышленной собственности, программного обеспечения и инжиниринговых услуг.[6, с. 78]

      Успешное  решение задач инерционной диверсификации предполагает наличие эффективно функционирующей  системы государственной поддержки  экспортной деятельности — финансовой, налоговой, таможенно-тарифной, организационной, маркетинговой, информационно-консультационной и др. необходимо государственное  содействие осуществлению связанных  с экспортом инвестиций российских компаний в создание зарубежной складской, сбытовой и сервисной сети, организацию  сборочных производств. Ключевое значение для инерционной диверсификации экспорта имеют меры государственной  политики, обеспечивающие поддержание (по крайней мере, неухудшение) ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, прежде всего в области тарифной политики.

      Инновационная диверсификация экспорта, позволяющая  качественно улучшить параметры  международной специализации РФ, возможна при соблюдении следующих  условий:

      — инновационный сценарий развития отечественной экономики будет успешно реализовываться, обеспечивая увеличение инвестиций в обрабатывающую промышленность и сферу услуг, общее повышение инновационной активности в стране;

      — российские предприятия, демонстрирующие растущую эффективность менеджмента и производительность труда, станут достаточно привлекательными для широкого, экономически целесообразного включения в международные производственно-сбытовые цепочки и создания стратегических межфирменных альянсов с участием иностранных компаний;

      — пользующиеся государственной поддержкой российские ТнК, в том числе в обрабатывающих отраслях и сфере услуг, приступят к выстраиванию собственных производственно-сбытовых цепочек путем приобретения конкурентоспособных зарубежных активов (профильных и непрофильных для диверсификации бизнеса).

      Принципиальными задачами государства по обеспечению  инновационной диверсификации экспорта, на наш взгляд, являются:

      — совершенствование предпринимательского климата в стране, содействие развитию инновационного бизнеса и формированию российских ТнК;

      — развитие механизмов частно-государственного партнерства в приоритетных секторах, обеспечивающих появление прорывных технологий и продуктов и их коммерциализацию на глобальном рынке;

      — меры по минимизации трансакционных издержек ведения международного бизнеса, включая совершенствование логистики, внешнеторгового и таможенного регулирования, расширение и повышение эффективности участия в интеграционных процессах, двусторонних, региональных и многосторонних либерализационных инициативах;

      — создание системы политико-дипломатического лоббирования проектов и сделок с участием российского бизнеса за рубежом.

      В рамках осуществления инновационной  диверсификации экспорта более эффективно используются имеющиеся конкурентные преимущества и формируются новые  преимущества и их конкурентоспособные  комбинации, ориентирующиеся на прогрессивные  рыночные тенденции и сдвиги в  структуре спроса. Результатом инновационной  диверсификации станет формирование сбалансированной в разрезе ведущих отраслевых кластеров экспортной структуры, свидетельствующей  о достигнутом высоком уровне конкурентоспособности всех звеньев  национальной экономики.

Информация о работе Роль и место стран СНГ в мировом хозяйстве