Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы. Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и место малого бизнеса в обществе....................................................5
1.1 Понятие малого бизнеса...................................................................................5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.........................8
2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России......................10
2.1 Проблемы становления малого бизнеса........................................................10
2.2 Регулирование развития малого бизнеса......................................................14
3 Пути решения проблем малого бизнеса..........................................................18
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Дальневосточный Федеральный Университет
Дистанционные образовательные технологии
Центр дистанционного образования
Заочная форма обучения
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Экономика отрасли
Тема: Роль малого бизнеса в экономике страны
Выполнил: студент группы 151А
Касумбекова В. В.
Курс 5
Специальность: «Экономика и управление на предприятии»
срок обучения 3,5 лет
шифр 44881
Владивосток
2013
Содержание
Введение......................
1. Понятие и место малого
1.1 Понятие малого бизнеса.......................
1.2 Преимущества и недостатки малого
предпринимательства...........
2 Регулирование развития малого бизнеса в экономике России......................10
2.1 Проблемы становления малого бизнеса.......................
2.2 Регулирование развития малого
бизнеса.......................
3 Пути решения проблем малого
бизнеса.......................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем.
В общем плане, предпринимательство
- это сфера экономической
Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого бизнеса несёт в себе множество перспектив:
Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы.
Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.
1 Понятие и место малого бизнеса в обществе
1.1 Понятие малого бизнеса
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка зависит от восприятия автора.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательства оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, сколько на основе процентного роста прибыли за определённый период.[3]
Малый бизнес является предпринимательской деятельностью, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателям, на основе которого предприятия (организации) различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.[5]
Российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 году.
В нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:
* в промышленности – 100 человек;
* в строительстве – 100 человек;
* на транспорте – 100 человек;
* в сельском хозяйстве – 60 человек;
* в научно-технической сфере – 60 человек;
* в оптовой торговле – 50 человек;
* в розничной торговле
и бытовом обслуживании
* в остальных отраслях – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[9]
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
Роль и значение малого
предпринимательства с
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и мелким капиталом. С другой стороны представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами на различных социальных группах.[5]
Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками, закономерностями развития. Функционирования на локальном рынке, быстрое реагирования на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинством, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развития. С одной стороны, быстрое реагирование малого бизнеса на изменение условий функционирование делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой стороны - зависит от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов.
Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются. Таким образом, мы можем отметить развитие малого бизнеса в различных сферах и различных объёмах.