Роль транспорта в развитии экономики и достижении устойчивых темпов экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт – важнейший структурообразующий элемент экономики России. Его динамичное развитие и эффективное функционирование является необходимым условием достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику.
Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации
исключительное значение.
Исторически развитие транспорта во многом предопределило
экономическое и пространственное развитие России, способствовало
укреплению ее целостности и международного влияния.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии Российской Федерации ………………………………………………………….4 2. Современное состояние рынка транспортных услуг: проблемы и возможные пути решения ...…………………………………………………… 12
3. Перспективы развития транспортной системы РФ ……………….……… 19
Заключение ..……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

Петербургский Государственный университет путей сообщения.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

3)                меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом.

Органическими частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.п.

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании определяют выбор транспорта для доставки груза. При этом учитывается размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

Россия и другие страны СНГ при лидирующей российской роли в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры могут и должны сыграть  значительно более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся прежде всего  опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.

Сейчас особенно важную роль играет именно интеграция различного типа транспортных магистралей, транспортных узлов и самой современной  системы транспортного обеспечения  и логистики – приема, обработки  грузов, их перевалки, работы таможни и т.п.

Здесь необходимо внедрение  самых передовых технологий, в  том числе все более сложных  компьютерных систем с соответствующими программными продуктами, и все более  совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС.

2. Современное состояние рынка транспортных услуг: проблемы и возможные пути решения.

Актуальность темы транспортных услуг обусловлена системообразующей функцией транспортного сегмента в условиях глобализационного развития мирового хозяйства. Именно ускорение процесса коммуникации, в т.ч. как продуктового, так и информационного, между регионами и хозяйствующими субъектами мировой экономики способствовали переходу на качественно иной уровень интернационализации мирового воспроизводства, когда он стал составлять примерно 2/3 ВВП мира. Кроме того, транспортная отрасль как таковая, независимо от типа экономической модели развития страны, обладает высоким внутренним потенциалом как для собственно развития национальной экономики, так и ее диверсификации и повышения эффективности внешнеэкономических связей.

Модернизация и расширяющиеся инновации в транспортной сфере качественно меняют всю конфигурацию мирохозяйственных связей, создают новые возможности для включения стран в международную производственно-сбытовую кооперацию, открывают новые рынки сбыта и позволяют снижать издержки трансграничного бизнеса. Функции транспорта расширяются, меняется их качественное содержание.

 Если раньше международные перевозки грузов обслуживали сферу торговли –движение товаров от продавца к покупателю, то в нынешний период глубокого и масштабного внутриотраслевого и внутрифирменного разделения труда международные перевозки встроились в сферу производства, сочленяя транснациональные звенья единой производственной цепочки. При этом перевозки грузов в международной торговле становятся все более емкими, разнохарактерными, дробными, все шире охватывающими категорию генеральных грузов.

Россия после болезненной  рыночной трансформации еще далеко не в полной мере включилась в современное разделение труда на поле высоких технологий, и ее экономика и экспорт сохраняют выраженные черты ресурсной ориентации.

 В свете этого  сфера транспорта России, обслуживающая внешнюю торговлю, рассматривается как естественная монополия, которая отражает товарную монокультурность и относительно высокую затратность перевозок в силу огромных размеров территории и протяженности транспортных маршрутов (отсюда - ОАО «Газпром», «Транснефть», «РЖД», «Совкомфлот», «Аэрофлот»). Вместе с тем, учитывая критически важное, стратегическое значение национального внешнеторгового транспорта для экономики страны, существенное влияние и участие государства в этой сфере является необходимым и вполне оправданным. Особую значимость транспортная сфера для устойчивого и поступательного развития России приобретает в условиях развертывающегося мирового экономического кризиса, спровоцированного отрывом финансового сектора от реального. Российский транспортный сегмент на протяжении всего периода ориентировался на рост тарифов и соответственно цен.

 В результате хозяйственная продуктовая связь между территориями и регионами страны становилась нерентабельной против дешевеющих импортных поставок. Связано это, во-первых, с тем, что зарубежные транспортные компании являются крупнейшими

транснациональными операторами, а, следовательно, имеющими возможность монополизации рынков. Во-вторых, их уровень внутренних инвестиций на модернизацию технических средств и технологий перевозок, как правило, составлял от 8 до 12% прибыли, что не свойственно российским компаниям. В-третьих, российская экономика, приняв курс на встраивание российской экономической модели в неолиберальную систему США и Западной Европы, вынуждена была систематически повышать уровень тарифов на услуги всех естественных монополий и даже цены на топливо, являясь по факту «мировой кладовой» природных ресурсов. В этой связи уровень тарифов перевозок, в т.ч. внешнеторговых грузов, для хозяйствующих субъектов становился не целесообразным, отсюда высокая доля в обслуживании внешнеторговых потоков, в т.ч. транзитных.¹

Исключительно западными транспортными группами.

Говоря о принципиальных особенностях российского транспорта необходимо подчеркнуть, что в силу масштабности и высокой протяженности территории транспортная инфраструктура в России носит не сетевой, как в странах компактной конфигурации (типа Германии, Франции и даже США), а

магистральный характер, где среднее транспортное плечо намного превышает среднемировые размеры. Соответственно это утяжеляет транспортную составляющую в издержках, особенно в доставке экспортных, удаленных от границы массовых товаров, и вместе с тем повышает относительную привлекательность для операторов транспортной услуги.

 

Несмотря на имеющиеся  объективные трудности, большинство экспертов сходятся во мнении, что при условии активизации процессов модернизации __________________________________________________________________

  1. Ю.Яковец. Прогноз технологического развития мира и России и стратегия инновационного развития .М.-Минск, 2009. с. 4

и инноваций в транспортной сфере, целенаправленной государственной поддержке отечественных перевозчиков национальный сектор транспортных услуг может стать важным фактором повышения конкурентоспособности российской продукции, товарной и географической диверсификации экспорта, расширения участия ответственных компаний в международных производственно-сбытовых цепочках, увеличения валютных доходов от продажи собственно транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров.

 

Магистральное направление интернационализации транспортной сферы РФ - ускоренное формирование инфраструктуры и экономических условий для функционирования России как крупнейшего евразийского транспортно-логистического центра, замыкающего на себя существенную часть транзитных грузо- и пассажиропотоков.

 

Сфера услуг, по мнению ряда специалистов и ее ускоряющееся развитие, способствовала ускорению развития глобальной экономики, т.е. вступления мирового хозяйства в фазу глобализации. Сфера услуг выступила своего рода амортизатором для сглаживания проблем сокращения рабочих мест, формируя альтернативные сегменты для создания рабочих мест.

Проблемы российского рынка  транспортных услуг

Для стран, находящихся в стадии трансформирования своей экономики, сфера услуг выступает так же важнейшим элементом всей системы трансформирования, поскольку инициирует формирование новых сегментов национальной экономики, способствующих замещению товарной (сырьевой) доминанты в экспорте.

 

Экономика России, как и экспорт, сохраняют выраженные черты ресурсной ориентации. В свете этого сфера транспорта России, обслуживающая внешнюю торговлю, рассматривается как естественная монополия, которая отражает товарную монокультурность и относительно высокую затратность перевозок в силу огромных размеров территории и протяженности транспортных маршрутов.

 С другой стороны транспортные услуги выступают самостоятельной составляющей внешнеторговой деятельности, представляют предметы внешнеторговых сделок и могут явиться важным звеном процесса диверсификации внешнеторговой деятельности в сторону повышения товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Анализ роли и значении транспортных услуг в системе внешней торговли России позволяет  сделать следующие выводы:

 

1. Процесс дерегулирования и либерализации на транспорте в условиях, когда национальная экономика органично интегрировалась в мировую, а внешнеторговая деятельность является логичным продолжением внутрихозяйственных операций, нужно проводить с исключительной взвешенностью. Активизация процессов модернизации и инноваций в транспортной сфере и целенаправленная государственная  поддержка  отечественных перевозчиков, по мнению ряда российских экспертов, должна способствовать развитию конкурентоспособного национального сектора транспортных услуг. Одновременно такая политика выступает важным фактором повышения в целом конкурентоспособности российской продукции, товарной и географической диверсификации экспорта, расширения участия ответственных компаний в международных производственно-сбытовых цепочках, увеличения валютных доходов от продажи собственно транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров.

 

2. Проанализировав деятельность подавляющего большинства международных организаций в сфере межгосударственного  транспортного регулирования можно отметить, что особое внимание уделено  сохранению преимущественно двустороннего подхода подавляющего числа стран к вопросам межгосударственного взаимодействия. Исследуя роль ВТО в формировании системы многостороннего регулирования транспортной сферы, включая аспекты и собственно торговли транспортными средствами, мы приходим к заключению, что проблемы неоправданной дискриминации или недостаточности  конкуренции в России не являются особенно острыми для России. Однако стратегические интересы нашей страны предопределяют участие России в многостороннем регулировании на базе Соглашений ВТО, и в этой связи появляется необходимость корректировки внутри экономических приоритетов развития, ориентирование их на доминирование национальных социально-экономических интересов. Реализация обозначенных целей во многом определяется конкурентоспособностью отечественного транспорта, нуждающегося в кардинальной модернизации.

 

3. В условиях современного экономического  кризиса  транспортные услуги выступают в роли стимулятора выхода из кризисного состояния и соответственно обеспечивают повышение доли в национальной экономике реального сектора для целей ее устойчивого и динамичного развития. С другой — транспортный сегмент выступает системообразующим сектором национальной экономики постиндустриального развития, который определяющим образом воздействует на структуру национального хозяйства, стимулируя поступательность инновационного процесса, формируя экспортный потенциал и способствуя его диверсификации его структуры. В частности, транспортные услуги выступают и как самостоятельный сектор международной кооперации и специализации, международного научно-хозяйственного инновационного взаимодействия, способствуя качественному переходу к новому технологическому укладу.

 

4. Для реализации инновационной миссии в транспортном секторе необходимо предусмотреть развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение уровня доступности транспортных услуг для населения; повышение конкурентоспособности российской транспортной сферы и реализация транзитного потенциала России; создание благоприятного инвестиционного климата в транспортной сфере; повышение устойчивости и комплексной безопасности транспортной сферы.

Заявленные направления инновационного преобразования транспортной системы  реализуемы лишь при высоком уровне координации развития различных  видов транспорта (железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, гражданская авиация, морской транспорт, внутренний водный транспорт); при внедрении современных транспортных и логистических технологий и развитии механизмов государственно-частного партнерства.

 

5. Транспортный потенциал РФ  в условиях ускоренного формирования  инфраструктуры и экономических  условий заключается как в собственно развитии транспортной сети России, совершенствовании транспортных средств и технологий транспортировки грузов, так и в гибком сочетании преимуществ магистральной модели транспортной сети нашей страны с задачами развития региональной интеграции на территории государств СНГ и в формировании на этой базе крупнейшего евразийского транспортно-логистического центра, замыкающего на себя существенную часть транзитных грузо- и пассажиропотоков. Данное направление обуславливает возможность транспортной сферы выступать в современных условиях в роли сегмента, обеспечивающего качественное совершенствование экспортного потенциала РФ, что является одной из приоритетных задач стратегии социально-экономического развития страны.

 

6. При переходе на инновационный путь развития необходимы инвестиции, как государственные, так и частные. Мировой опыт свидетельствует об относительно низком уровне инвестиций в НИОКР¹ в области транспортных услуг по сравнению с инвестициями в НИОКР в других ключевых сферах. Например, в странах ОЭСР общий объем инвестиций предпринимателей

в НИОКР, относящихся к этой сфере, существенно отличается в отдельных развитых странах: (максимальный) в Норвегии, Австралии и Дании (на уровне 40-45% от всех инвестиций) и (минимальный) в Японии, Германии и Франции (на уровне в 10%). В качестве усредненного показателя для всех стран-членов ОЭСР² они определяют 20-30%, что значительно меньше, чем инвестиции в НИОКР в сфере материального производства.

 

7. Должны быть систематизированы меры, которые должны быть осуществлены государством в целях создания на транспорте условий собственно роста, и возможности выступления им в качестве модулятора перехода экономики страны на инновационный путь развития.

Информация о работе Роль транспорта в развитии экономики и достижении устойчивых темпов экономического роста