Роль транспорта в развитии экономики и достижении устойчивых темпов экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт – важнейший структурообразующий элемент экономики России. Его динамичное развитие и эффективное функционирование является необходимым условием достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику.
Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации
исключительное значение.
Исторически развитие транспорта во многом предопределило
экономическое и пространственное развитие России, способствовало
укреплению ее целостности и международного влияния.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии Российской Федерации ………………………………………………………….4 2. Современное состояние рынка транспортных услуг: проблемы и возможные пути решения ...…………………………………………………… 12
3. Перспективы развития транспортной системы РФ ……………….……… 19
Заключение ..……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

Петербургский Государственный университет путей сообщения.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Решающее значение будет  иметь специализация морских  портов через создание так называемых "эшелонированных портов" по роттердамскому образцу, когда портовая система будет включать удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.

Дополнительный импульс  получит развитие транспорта в арктической  зоне (территории, расположенные преимущественно  севернее 60-й параллели).

Развитие транспортной системы страны станет одним из основных источников экономического роста. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, связанных с обеспечением развития транспорта.

В то же время реализация энергосырьевого варианта будет иметь ряд негативных последствий для перспективного социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности, в частности:

  • потребуется создание значительных резервов пропускной способности транспортной сети на основных направлениях из-за возможных резких колебаний спроса на перевозки экспортных массовых грузов по объемам, номенклатуре и направлениям в связи с изменением конъюнктуры на мировых рынках топливных и сырьевых товаров;
  • возможно снижение показателей экономической эффективности перевозок вследствие увеличения дисбаланса в экспортно-импортных грузопотоках. Дисбаланс будет связан с увеличением экспорта массовых и наливных грузов и импорта готовой продукции. Специализированные и универсальные виды подвижного состава будут иметь низкие эксплуатационные показатели по коэффициенту пробега с грузом, то есть возможны значительные потоки порожнего состава;
  • мобильность населения будет расти низкими темпами, что станет одной из причин недостаточной динамики повышения качества человеческого капитала в стране. Уровень перевозок пассажиров будет ниже уровня при инновационном варианте на 14,3 процента, а пассажирооборот - на 11,5 процента. Это связано с более низкими темпами роста реальных доходов населения, сокращением численности населения и меньшими масштабами развития инфраструктуры и подвижного состава пассажирского транспорта. Более низкие показатели роста благосостояния населения будут причиной меньших темпов роста количества личных автомобилей;
  • сохранится значительная дифференциация в обеспечении доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества;
  • низкая инвестиционная активность будет обусловливать значительную нагрузку на бюджетную систему, связанную с финансированием строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

3. Инновационный вариант  развития транспортной системы

Инновационный вариант  предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы страны, которое наряду с достижением  целей, предусматриваемых при реализации энергосырьевого варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.

Для инновационного варианта сохраняется ряд особенностей, характерных для энергосырьевого варианта, в частности:

  • реализация крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи;
  • диверсификация направлений экспортных поставок российских углеводородов;
  • развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках ЕврАзЭС, а также с другими государствами;
  • увеличение внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
  • увеличение объемов перевозок и сортамента продуктов переработки топлива и сырья, а также продукции машиностроения в связи с наращиванием инновационной активности в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных с ними машиностроительных производствах.

В то же время отличительными особенностями развития транспортной системы по инновационному варианту станут:

  • значительное увеличение экспортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики, темпы роста которых будут в 2,5 раза выше темпов роста перевозок аналогичных импортных грузов;
  • повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения;
  • рост объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования. Наибольшие темпы роста ожидаются на воздушном транспорте, а основной абсолютный прирост будет обеспечиваться автомобильным транспортом;
  • возникновение необходимости строительства и реконструкции автодорожной сети, связывающей новые жилые районы в мегаполисах и пригородные зоны крупных городов с местами приложения рабочей силы, в значительном количестве крупных и средних городов в связи с повышением уровня доходов и качества жизни населения;
  • повышение потребности экономики и населения в услугах по высокоскоростным перевозкам (с обеспечением заранее оговоренного срока доставки) и пассажиров (с максимальным обеспечением свободы передвижения и возможности планирования личного времени).

При реализации данного варианта меры по развитию транспортной системы страны будут сосредоточены наряду со столичными агломерациями также в городах, в которых концентрируется значительный инновационный и человеческий капитал. На востоке страны такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов, имеющих значительный объем накопленного инновационного потенциала, - Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска.

При этом важнейшее значение будет иметь "инфраструктурный эффект" формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1) Минтранс. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р

Заключение

 

Переход экономики страны к рынку  и формированию рыночных отношений  требует динамичного и сбалансированного  развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны и стала важнейшим условием ее дальнейшего развития.

Вместе с тем характерной  особенностью транспортной инфраструктуры в течение последних лет стал ее экономический кризис из-за транспортной зависимости страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерностей размещения выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного механизма функционирования и управления.

Формирование необходимых условий  сбалансированного, рационального  развития и размещения транспортной инфраструктуры, устранение имеющихся  диспропорций между ней и другими  отраслями экономики требуют  разработки ее стратегии на среднесрочные и долгосрочные временные горизонты. Реализация же стратегии развития и размещения транспортной инфраструктуры с целью решения проблемы полного, своевременного, бесперебойного и качественного удовлетворения быстрорастущего спроса потребителей услуг с возможными минимальными затратами потребует приоритетного, опережающего и ускоренного её формирования по отношению к экономике в целом и ее отраслей.

Транспортная инфраструктура в  рамках любого региона должна гарантировать  необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.

 

Оценка рынка транспортных услуг базируется на комплексном  анализе современных тенденций  в развитии и регулировании международных  транспортных услуг, инновационных процессов в этой сфере, и заключается в определении условий и направлений повышения международной конкурентоспособности российского транспортного сегмента услуг в системе внешнеторговых операций в рамках качественного совершенствования структуры экспорта и обретения Россией адекватного ее инновационно-хозяйственному потенциалу места в мирохозяйственных связях.

Список использованной литературы

  1. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. М., ЦБ РФ, 2004-2007.2. "ВВП", 2007, № 6.
  2. Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. М., 2010.
  3. Инвестиционная деятельность в России. Статистический сборник Росстата. М., 2010.
  4. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2010 год. Минэкономразвития России, 2011.
  5. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010. Статистический сборник. М.Росстат, 2010.
  6. Российский статистический ежегодник. 2011. М.: Росстат, 2012.
  7. Социально-экономическое развитие России, январь 2011 год. М.: Росстат, 2011. 
  8. Таможенная статистика Российской Федерации. М., ФТС, 2010. 
  9. Транспорт в России. 2011 г. Статистический сборник. М.: Росстат, 2011. 
  10. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года.
  11. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года Международные экономические организации. Справочник. М., 2011.
  12. Цели, задачи и приоритеты транспортной стратегии России на период до 2030 года. Материалы к обсуждению. 
  13. Яковец Ю.В. Прогноз технологического развития мира и России и стратегия инновационногоразвития. М.-Минск., 2009
  14. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), 2008-2010 (июнь).
  15.   Basic Facts about the United Nations. New York, 2010.
  16.   Business Guide to the Central Agreement on Trade in Services. Geneva, ITS/CS, 2008.
  17.  Борисоглебский В.П., Мезенцев С.А. Дорога в светлое будущее России. Техническая концепция к У11 Глобальному стратегическому форуму, М., 25.10.2010
  18. Волчок Ю. Единое транспортное пространство ЕврАзЭС// www.loginfo.ru/arhiv/2009/log01208slpr.php
  19. Выставочный эксперт. Железные дороги. Насто<span class="dash041e_043

Информация о работе Роль транспорта в развитии экономики и достижении устойчивых темпов экономического роста