Роль ценовой дискриминации в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Ценовая дискриминация же, благодаря гибкой ценовой политике, является хорошим инструментом вовлечения в этот процесс тех слоев населения, которые по каким-то причинам (в основном из-за низкого уровня доходов) воздерживаются от совершения покупок, откладывая деньги «на завтра». Мне кажется, несмотря на то, что на рынке с высоким уровнем конкуренции осуществление ценовой дискриминации затруднено, ее возможности нельзя недооценивать. Необходимо подробно изучать механизмы ее применения в рыночной экономике, тем более, что уже существует множество примеров использования ценовой дискриминации на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3
1
История возникновения и развития понятия ценовой дискриминации
5
1.1
Условия возникновения ценовой дискриминации…………………..
7
2
Виды ценовой дискриминации………………………………………….
9
2.1
Ценовая дискриминация первой степени……………………………….
11
2.2
Ценовая дискриминация второй степени………………………………
14
2.3
Ценовая дискриминация третьей степени………………………………
17
3
Роль ценовой дискриминации в экономике……………………………
19
3.1
Роль естественной монополии в рыночной экономике……………….
20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
24

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 108.31 Кб (Скачать файл)

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Рассмотрим подробнее каждый вид  ценовой дискриминации, его механизм. 

2.1 Ценовая дискриминация первой степени

Допустим, проживающий в труднодоступной  местности фермер может получить минеральные удобрения только от одного поставщика. Затраты поставщика на приобретение и доставку 1 ц удобрений постоянны и равны 600 тг. Поставщик знает, что каждый последующий центнер удобрений, внесенный в почву, увеличивает урожайность в соответствии с законом снижающейся предельной производительности переменного фактора; поэтому фермер готов заплатить за 1-й центнер 1000 тг., за 2-й – 950тг., за 3-й - 875 тг., за 4-й - 775 тг., и за 5-й - 600 тг. В этом случае поставщик удобрений может осуществить ценовую дискриминацию первой степени, т.е. продать фермеру каждый центнер удобрений по цене спроса.

При проведении ценовой дискриминации  первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного  дохода. В этом случае объем выпуска  монополии, как и фирм на рынке  совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рис. 1.1).

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Ценовая дискриминация 1-й степени

 

Но в отличие от рынка совершенной  конкуренции покупатели не получают потребительских излишков. Заштрихованный на рис. 1.1 треугольник представляет прибыль монополии.

Итак, ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если  монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис. 1.2 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC.

Производство  любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если  монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются  по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.

MR=P.

Это означает, что кривая спроса становится и кривой предельного дохода, как  в модели совершенной конкуренции. Однако в отличие от конкурентного  рынка, при котором существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего  ценовую дискриминацию, расширяется  до точки оптимума Q** совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста (площадь АЕ'С) включает в себя весь потребительский излишек.

 

Рис. 1.2. Совершенная ценовая дискриминация

На  практике совершенная ценовая дискриминация  почти невозможна, поскольку для  ее реализации монополист должен знать  цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

 

2.2 Ценовая дискриминация второй степени

Ценовая дискриминация второй степени  имеет место, когда цены блага  одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости  от объема покупок. Следовательно, связь  между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают  нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации  блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются  различные цены. На практике этот вид  ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени  проиллюстрируем на рис. 1.3.

 

Рис. 1.3. Ценовая дискриминация второй степени

 

На рис. 1.3 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут  продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста  от реализации Q1 единиц блага равна  площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 1.3 видно, что выручка  от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский  излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Таким образом, ценовая дискриминация  второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две  цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если  бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.

 

Рис. 1.4 Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

 

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая дискриминация  второй степени чаще всего принимает  форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

— скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);

— кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);

— ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда  данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

 

 

2.3 Ценовая дискриминация третьей степени

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста – установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль.

Примером  ценовой дискриминации третьей  степени может служить то, что  в России гостиничные тарифы, входная  плата в музеи для иностранцев  значительно выше, чем для российских граждан.

Другими примерами может служить различная  оплата на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков  и для организаций или различные  цены в музеи, кинотеатры для пенсионеров, студентов и других граждан.

Условие максимизации общей прибыли для  монополии, проводящей ценовую дискриминацию  третьей степени, вытекает из уравнения:

MR= MR= ... = MRΣ= MC, то есть предельный доход на каждом рынке одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска.

На рис. 1.5 показано положение монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени на основе разделения покупателей на два рынка – А и В, характеризующихся соответственно линиями спроса Dи DB, при этом рынок А меньше по объему, но более эластичен, чем рынок В. МRи MR– соответственно линии предельного дохода. Пунктирная линияMRΣ – линия общего предельного дохода монополиста, представляющая горизонтальную сумму МRи MRB.

Общий объем выпуска Q определяется пересечением MC и MRΣ. Проходящая через точку пересечения Е горизонтальная линия EMR – линия равного предельного дохода. Точки пересечения этой линии с линиями предельного дохода МRи MRпозволяют определить объемы продаж и цен для каждого рынка. На рынке А будет реализовано Qединиц товара по цене РA, на рынке В – Qединиц товара по цене РB. При таком решении окажется, что МR= MR== MRΣ = MC.

Поскольку предельные доходы двух рассматриваемых  рынков равны и, как мы уже знаем, можно написать равенство :

 

        (1.5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Роль ценовой дискриминации в экономике

Ценовая дискриминация является для  компании одной из возможностей увеличить  свою прибыль с каждого клиента. Суть данного метода заключается  в том, что один и тот же товар  продается разным потребителям по различной  цене. Независимо от издержек. Чтобы  было проще понять, о чем идет речь, рассмотрим практический пример.

Любая авиакомпания продает два  типа билетов – для туристов и  бизнесменов. Понятно, что последним  перелеты обходятся дороже. Но как  отличить туриста от бизнесмена (или  менеджера)? Как сделать так, чтобы  он не летал под видом обычного туриста? Делается это очень просто. Как правило, туристы, если и летают в другие страны, то минимум на 7 дней. А вот люди, отправляющиеся в деловые  поездки, стараются как можно  быстрее оказаться дома. Поэтому  авиакомпании продают билеты с обратным рейсом через несколько дней заметно  дороже, чем те, где обратный рейс заказан через неделю. Таким простым  образом авиакомпании сегментируют потребителей. И этот способ проходит, так как спрос деловых людей  на авиаперелеты отличается неэластичностью.

В целом, ценовая дискриминация  является не только действенным инструментом увеличения прибыли компании от работы с каждым клиентом, но еще и увеличивает  общественное благосостояние. Почему? Все достаточно просто. В первом случае, компания имеет возможность  продавать свой товар даже тем  клиентам, которые не способны купить его по первоначальной цене, но в  состояние заплатить за него сумму, превышающую его предельные издержки (компания все равно в плюсе). А  общественное благосостояние улучшается за счет того, что менее обеспеченные люди получают возможность приобретать  не доступные им ранее товары и  услуги.

Для того чтобы компания могла прибегать  к такому инструменту, как ценовая дискриминация, она должна обладать некоторой рыночной властью. Это означает, что компания должна иметь возможность влиять на цену своей продукции. В противном случае, вся игра в ценовую дискриминацию может закончиться потерей клиентов. Наконец, в компании должны четко представлять группы покупателей, на которые будет направлено деление. Нужно понимать потребности и возможности каждой группы. Кроме того, важным фактором является еще и отсутствие возможности клиентов компании перепродавать товар, в обход фирмы (так называемый арбитраж).

Чаще всего к ценовой дискриминации  фирмы-монополисты обращаются в  ходе конкурентной борьбы для привлечения  дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации  неоднозначна, поскольку она имеет  как положительные, так и отрицательные  последствия. Положительный аспект заключается в том, что она  дает возможность расширить границы  объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли  бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой  дискриминации можно отнести, в  частности, неоптимальное межотраслевое  и межтерриториальное перераспределение  ресурсов.

 

3.1 Роль естественной монополии в рыночной экономике

Чтобы лучше понять естественные монополии  и их роль в рыночной экономике, рассмотрим:

1) ценовую дискриминацию 

2)государственное регулирование естественных монополий.

Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается  по более низкой или высокой цене, и эти ценовые различия не оправдываются  различиями в издержках. Экономические  последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны. Первое: неудивительно, что монополист будет способен увеличивать  свои прибыли, занимаясь ценовой  дискриминацией. Второе: при всех остальных  равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

Информация о работе Роль ценовой дискриминации в экономике