Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:40, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом,
1.3 Понимание сущности конкурентоспособности специалиста
Понимание сущности конкурентоспособности специалиста детально исследовано Ф.С. Исмагиловой [см. 52] конкурентоспособность специалиста – это степень востребованности его как профессионала на рынке труда, на предприятии, фирме в силу имеющихся у него преимуществ перед другими кандидатами. Конкурентные преимущества обеспечиваются за счет имеющегося у специалиста интегрированного видения профессиональной среды и себя в ней; адекватного требованиям производства (работодателя) и подтвержденного практикой уровня компетентности, а также готовности изменять этот уровень в соответствии с требованиями производства, то есть за счет приспосабливания к его требованиям своего профессионального опыта, за счет выбора им стратегии управления своими профессиональными ресурсами.
В требованиях работодателя к опыту работы кандидата, как правило, представлены определенные ожидания, расчет на то, что специалист с опытом будет способен к стратегическому и тактическому видению профессиональной ситуации, умению проецировать ее во времени и в пространстве, представлению всей профессиональной задачи в целом и своего рабочего места в решении этой задачи. С позиции работодателя опыт и есть то условие, которое необходимо, чтобы специалист не просто соответствовал нормативным требованиям профессии, но, что самое главное, был готов к построению прогнозов успешности–неуспешности результатов деятельности, своеобразному предвидению развития профессиональных событий при том или ином стечении обстоятельств; построению иерархии целей профессиональной деятельности в соответствии с объективно складывающейся профессиональной ситуацией, выделения главного и второстепенного, расстановке смыслов и значений так же, как это видится работодателю; распределению своих усилий не так, как это кажется нужным с точки зрения нормативных требований, а так, как этого требуют реально складывающиеся обстоятельства.
Профессиональная компетентность специалиста представляет собой эффект интеграции в профессиональном опыте знаний, умений, навыков, привычек. Квалификация и компетентность в условиях рыночной экономики – это настоящий день специалиста, его обеспеченность и конкурентоспособность в настоящий момент времени, они проявляются в его настоящей профессиональной деятельности и приносят определенные выгоды в данный момент. Вместе с тем феномен конкурентоспособности весьма неустойчив. То, что сегодня приносит определенные выгоды, завтра может оказаться невостребованным. Следуя динамике профессионального развития, то, что сегодня является квалификацией и компетентностью специалиста, завтра составит его профессиональный опыт, от которого и зависят его конкурентные преимущества.
Отметим еще раз, что рассмотренные характеристики специалиста “развертываются” под общим воздействием рыночной экономической среды.
Рыночные условия производства предъявляют к каждому его участнику требования наличия также и активного экономического мышления, которое особенно необходимо в аспекте инновационной стратегии. В известных пределах рынок благоприятствует инновациям и наказывает отстающих дифференциальным убытком. Но рынок сам по себе не в силах создать условия для радикальных инноваций (внедрение крупных изобретений, формирование новых отраслей, структурная перестройка экономики), для которых у обособленных товаропроизводителей, особенно при обилии мелкого предпринимательства, не хватает средств, а нередко и желания (поскольку новые производства вытесняют предшествующие). Поэтому необходимо наличие у всех работников, включенных в рыночную среду, в той или иной мере стратегического мышления, понимания общих закономерностей цикличности производственно-экономического развития, умения правильно оценить фазу цикла, на которой находится процесс инновации в данном производстве, предприятии. Это является жизненно важным для экономических условий функционирования субъекта хозяйствования, поскольку дает возможность выбора стратегии развития, определения места в рыночном пространстве. Но для этого требуется умение прогнозировать ситуацию рыночного спроса и связанный с этим весь комплекс мероприятий технико-производственного характера, обеспечивающих занятие своего места в определенном сегменте рынка.
Рыночная экономика сама по себе, для своего собственного воспроизводства, обусловливает у всех в ней участвующих (естественно в активной форме) необходимость непрерывного и постоянного волевого настроя на активные действия.
1.4 Причины экономического развития
Экономическое развитие происходит не только благодаря изменениям материальной базы, то есть с появлением новых транспортных систем коммуникаций, новых школ, домов, заводов и оборудования, но и благодаря серьезным сдвигам в мышлении людей, их поведении, общении друг с другом. Часто освобождение от обычаев и традиций является основной предпосылкой экономического развития. Возможно, самый важный и менее всего поддающийся количественной оценке фактор экономического развития – это воля к развитию. Экономический рост может зависеть от того, чего хотят отдельные индивидуумы и социальные группы и действительно ли они желают отказаться от старого и напряженно трудятся над внедрением нового.[14,c.106]
При этом следует иметь в виду, что качественные характеристики имеющегося потенциала работников во многом воспроизводятся и в последующих их генерациях. Каждое новое поколение, поднимаясь на более высокий уровень образованности и профессиональной квалификации, несет в себе черты, присущие прежним поколениям, в том числе и в профессиональном аспекте – динамичные либо консервативные. Именно на развитие первых и должно быть направлено образование.
Но еще и еще раз необходимо подчеркнуть, что рыночная экономическая среда является мощным стимулятором саморазвития личности лишь в качестве нынешней исторической альтернативы. К сожалению, формирование другой альтернативной формы экономической среды – так называемого реального социализма, пошло по пути административной экономики, которая не выдержала испытания временем, оставив рынок пока главной формой построения экономики.
В то же время и тот тип рынка, который основан на отношениях отчуждения человека от средств и результатов производства, на конкуренции людей, идей, поступков в целях большего личного присвоения результатов труда, потребления за счет труда других людей, так же исторически обречен, как и огосударствленная экономика и так же, в конце концов, потенциально содержит в своей сущности факторы, ведущие к деградации и вырождению личности. В связи с этим общие мировые тенденции развития рынка направлены на все большую корпоративность производства, социальную ориентацию его, на перераспределение созданного продукта, стоимости в целях выравнивания уровня доходов, уровня жизни отдельных слоев и групп населения.
Но в любых условиях развитие способностей к творческому мышлению и труду является преимущественно уделом самой личности. В этой плоскости лежит и положение о ведущей роли самообразования. Значимость добровольного, активного, самостоятельного овладения человеком знаниями обосновали Сократ и Платон. Они шли по следующему пути рассуждений: развитие творческого (мы добавим – созидательного, инновационного) мышления может происходить только при условии самостоятельной деятельности, а совершенствование личности, развитие ее способностей – на основе самопознания.
В этой связи интересно высказывание Гегеля о самом Сократе, который “ ¼ тех великих пластических характеров, вылитых из одного куска, какие мы привыкли видеть в ту эпоху. Как завершенное классическое проведение искусства, само себя поднявшее на эту высоту. Такие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были; они стали тем, чем хотели быть, и остались верными своему стремлению до конца жизни” [2,c.25].
Приведенные выше концептуальные
положения о современном месте человека
в экономике имеют постоянные подтверждения
практикой, причем часто трагической.
Нарушение либо недооценка статуса человека
в экономической среде обитания ведет
к разрушениям экономического равновесия,
социально-политическим катастрофам.
Нарушение и недооценка роли человека
в производственно-
В этой связи важнейшее значение приобретает профессиональная ответственность работника. Следуя определениям этого понятия, [14,c.152 ] включает в себя ответственность моральную – регулирование, координацию и оценку работником своих действий согласно установленным правилам и нормам. Это, так сказать, внутренняя, личная ответственность, совпадающая с интересами коллектива в целом. Ориентация на подобные моральные критерии делает действия работника социально ответственными.
Социальная ответственность означает здесь ответственность работника за свои действия, за их результаты и последствия, а также за свои упущения в той мере, в какой его поведение касается третьих лиц и оценивается согласно указанным критериям. Если в качестве критерия оценки применяются принятые правила и нормы, ответственность также морально значима.
В контексте общественного труда в моральном смысле социально ответственно действует тот, кто не только имеет в виду свою конкретную производственную и профессиональную деятельность, не только предусматривает благоприятные или отрицательные последствия, которые вытекают для него самого, но и учитывает их воздействие на других людей в свете указанных норм, ценностей и принципов. Эти люди могут быть лицами, которые трудятся на данном предприятии, или другими лицами, вовлеченными в процесс его деятельности, ведь ответственность распространяется на всю организацию труда. Кроме того, принимаются во внимание внепроизводственные последствия производственной деятельности, которые со своей стороны могут затрагивать отдельных лиц, целые группы или даже более широкие круги общества, вплоть до будущих поколений, которых также касаются экономические последствия промышленного производства. Сколь далеко простираются эти последствия в каждом отдельном случае, вытекает как из объективной структуры и социальных взаимосвязей соответствующей ситуации, так и из того, насколько работники субъективно представляют себе эти последствия, обусловлено их опытом образования, воспитания и труда.[18,c.203]
В экономической теории и практике всегда наблюдалось повышенное внимание к роли человека в экономике. Его роль рассматривается с разных сторон: с одной стороны, человек является экономическим субъектом, который вступает в экономические отношения и реализует собственные потребности и интересы; с другой стороны, - он представляет собой систему личностных характеристик, которая, кроме специфики потребностей и интересов, содержит такие элементы, как мировоззрение, духовное богатство, мораль, статус, социальную роль, направленность личности; как институциональный субъект, человек имеет определённый статус, выполняет определённые роли, влияет на принятие коллективных решений.
Таким образом, актуальность исследования данной проблематики определяется тем, что человеческий фактор является ключевым и во многом определяет эффективность деятельности фирм, предприятий, государственных организаций и национального хозяйства в целом.
Цель работы состоит в определении сущности процесса принятия экономических решений человеком, установлении и уточнении влияния экономической институциональной среды на его поведение.
Модель человека в современной экономической теории - это социальная модель, ориентированная на экономическое поведение человека в социальной среде, характеризующей процесс социализации. Его роль раскрывается через содержание экономической деятельности и экономического поведения, что отражает специфику социально-экономических отношений и общественно-экономических институтов и структур [1,c.204].
Впервые системное исследование модели экономического человека наблюдается у А. Смита, хотя в большей или меньшей степени представления об экономическом поведении людей в различных экономических условиях представлены во всех направлениях экономической мысли. Идеи А. Смита развиты в трудах Д. Рикардо, Дж. С. Милля, А. Вагнера, А. Маршалла.
Современные экономические исследования указывают на необходимость учета в этой модели психологических факторов, таких как интеллект, воображение, характер, и факторов внешней среды, влияющих на экономическое поведение человека.
В области анализа поведения человека в экономической теории, получили заслуженную известность такие авторы, как Автономов B.C., Бережной, Н.М., Бруннер К., Вайзе П., Зотов В.В., Марцинкевич В.И., Саймон Г., Ходжсон Дж., Шаховская Л.С. и многие другие.
С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастает. Среди многочисленных направлений «моделирования» человека, разработанных экономической наукой, следует отметить, тот факт, что в условиях неоклассической школы человек представлен как эгоистическое существо, которое реализует исключительно свой интерес в условиях конкурентной борьбы [3,c.79].
Сторонники исторической школы и институционализма акцентируют своё внимание на том, что человек не только стремится к материальным благам, но он также склонен к милосердию, состраданию и преодолению «экономического эгоизма».
Развивая теорию человека в данном направлении, В. И. Вернадский акцентировал своё внимание на том, что человек – это планетарное явление, труд и разум которого активно участвуют в сотворении ноосферы. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд человечества, дарит миру научные открытия и изобретения, по его проектам возводятся дворцы и храмы, под его влиянием, по его инициативе и благодаря его усилиям создаются различного рода организации, включая научные, и даже возникают государства. Мысль, труд и духовная энергия каждого человека творят ноосферу [4,c.58].