Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:05, курсовая работа
Краткое описание
Целью написания курсовой работы являлся тщательный и подробный анализ соотношения видов конкуренции на рынках. В работе дается краткий анализ рыночной классификации и функций рынка, а также обращается внимание на государственное регулирование рынка. Задачи данной работы: 1. Дать общую характеристику рынкам. 2. Рассмотреть виды конкуренции. 3. Изучить особенности государственного регулирования. 4. Найти инструменты развития конкурентной среды рынка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА 1.1 Сущность рынка………………………..……………………..…….…….………5 1.2 Функции рынков……………………………………...………………...……….….7 1.3 Классификация рынков……………………………………………...……..……10 2. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ 2.1 Механизм рынка совершенной конкуренции………………….…………….15 2.2 Рынок несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия……………………………….……… ………19 2.3 Особенности государственного регулирования рынка…….……………..26 3. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 3.1 Таможенное и налоговое послабление для развития совершенной конкуренции……………………………………………….…29 3.3 Развитие малого и среднего предпринимательства как совершенствование монополистической конкуренции……………………..……32 3.3 Регулирование естественных монополий……………………………….……33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..39
организационные формы монополии:
картель, синдикат, трест и т.д.
Несмотря
на то что
чрезмерная монополизация
считается
Противоправным явлением,
закон разрешает существование целого
ряда
легальных монополий.
Это предприятия общественного
пользования,
электрические и газовые компании,
предприятия водоснабжения и линии
связи. За этой сферой
государство наблюдает особенно
тщательно и
регулирует ее деятельность.
2.3 Особенности
государственного регулирования
рынка
Государство в борьбе с монополиями
использует меры экономического и административного
характера.
Экономические меры поддержания
конкуренции и борьбы с монополией:
поощрение создания товаров
– заменителей;
поддержка новых фирм, среднего
и малого бизнеса;
привлечение иностранных
инвестиций, учреждений
совместных предприятий, зон
свободной торговли;
финансирование мероприятий
по расширению товаров в целях устранения
доминирующего положения отдельных хозяйствующих
субъектов.
В странах со смешанной экономикой
можно выделить четыре основные формы
государственного регулирования:
Рис.2
В 2006г. в
России принят Федеральный Закон «О
защите конкуренции», который определяет
организационные и правовые основы предупреждения,
ограничения и пересечения монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
и направлен на обеспечение условий для
создания и эффективного функционирования
товарных рынков.
Обычно государство прибегает
к ценовому контролю, устанавливая
или конкретные значения цен,
или их предельные уровни для предприятий
– монополистов. Нередко государство
для таких субъектов определяет территорию
деятельности, контролирует качество
продукции. Степень ограничений еще зависит
от того, является ли естественный монополист
частной или государственной структурой.
В современных условиях главными
функциями государства становятся организация
экономического, правового и социально
– политического пространства для рыночного
хозяйства, создание равных условий для
всех форм предпринимательства.
Основное внимание уделяется
качественным параметрам экономического
развития: повышению качества жизни, защите
окружающей среды и др.
3. ИНСТРУМЕНТЫ
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА И НАПРАВЛЕНИЯ
ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Таможенные
и налоговые послабления для
развития совершенной конкуренции
Развитие
конкуренции - комплексная задача, за решение
которой несут ответственность все органы
государственной власти. Ее развитие требует
совершенствования использования всех
инструментов экономического регулирования,
в том числе налоговой политики, таможенно-тарифного
регулирования, планирования, государственных
закупок и тарифного регулирования естественных
монополий.
Установление
таможенных пошлин является
весьма действенным
инструментом влияния на состояние
конкурентной среды рынков.
В
целях повышения
эффективности
таможенно-тарифного регулирования
необходимо провести анализ
действующих импортных и экспортных
пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию.
По результатам этой работы могут быть
сокращены количество и размер пошлин,
фискальное или регулятивное значение
которых не подтверждено, определены временные
границы действия и динамика изменения
пошлин в целях усиления их регулирующего
воздействия на экономику.
Необходимо
принимать во внимание, что введение мер
торговой защиты внутреннего рынка (специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных
мер) может существенно ограничивать импорт,
что в условиях высокой концентрации отечественного
производства может привести к искажению
условий конкуренции на соответствующих
товарных рынках. Решение о введении таких
мер должно приниматься в целях повышения
глобальной конкурентоспособности российских
предприятий и с учетом последствий для
конкуренции внутри страны.
Необходимо продолжить практику
проведения мониторинга конкурентной
среды на товарных рынках, в отношении
которых принимались меры торговой защиты.
Целью мониторинга должны быть анализ
эффективности принятых мер и предотвращение
возможных злоупотреблений со стороны
защищаемых товаропроизводителей, положение
которых на рынке упрочилось, а результатом
- своевременная постановка вопроса об
отмене, продлении или изменении защитных
мер.
Целесообразно
рассмотреть возможность при распределении
импортных или экспортных квот более широкого
использования конкурентных механизмов
распределения (например, аукционы). Использование
таких механизмов возможно после тщательного
анализа сложившейся системы распределения
квот и оценки последствий изменения принципов
распределения, поскольку принятие решений
об изменении может повлечь как позитивные
(расширение круга пользователей квот),
так и негативные
(снижение доступа небольших
компаний к пользованию квотами)
последствия.
Налоговая
политика является также важным фактором
регулирования деловой активности рынка
и формирования инвестиционно-привлекательной
рыночной среды.
В условиях
глобальной экономики важную роль играет
налоговая конкуренция между государствами.
Страны вынуждены проводить налоговую
политику, максимально способствующую
привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности
национальной экономики. Основным критерием,
определяющим конкурентоспособность
налоговой системы, является совокупная
налоговая нагрузка на хозяйствующие
субъекты, складывающаяся из номинального
налогового бремени и издержек налогоплательщиков,
связанных с исполнением обязанности
по уплате налогов и сборов (система налогового
администрирования).
В последнее
время в Российской Федерации внесены
изменения в налоговое законодательство,
направленные на снижение номинальной
налоговой нагрузки. Номинальное налоговое
бремя в Российской Федерации в целом
сопоставимо с общеевропейским уровнем.
Проводимая реформа налоговой
системы должна, прежде всего, стимулировать
производителей путем создания льготирования,
который является непременным условием
целенаправленного влияния налоговых
отношений на экономические процессы.
Его отсутствие приводит к тому, что льготы,
предусмотренные в функционировании отдельных
налогов, теряют стимулирующее влияние
на процесс воспроизводства в целом. При
этом сохраняющиеся издержки налогоплательщиков,
связанные с процедурами налогового контроля
и особенностями правоприменительной
практики, делают обязанность по уплате
налогов более обременительной по сравнению
с другими странами. Это приводит к увеличению
совокупной налоговой нагрузки и к попыткам
ее минимизации за счет уклонения от уплаты
налогов.
В целях повышения
конкурентоспособности рыночных механизмов
российской налоговой системе необходимо
реализовать следующие меры:
- продолжить работу по снижению
общего налогового бремени с учетом возможностей бюджета
и задач по диверсификации экономики;
- упростить форму и процедуры
представления налоговой отчетности;
- сократить срок возмещения
налога на добавленную стоимость по итогам
камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков,
регулярно представляющих налоговую отчетность
и исполняющих законные обязательства
по уплате налогов;
- предусмотреть налоговое стимулирование
для предприятий, направляющих средства
на развитие технологий и снижение издержек,
в том числе стимулирование энергосбережения
и внедрение экологически чистых технологий.
3.2 Развитие
малого и среднего предпринимательства
как совершенствование монополистической
конкуренции.
Роль небольших компаний в формировании
конкурентных отношений является крайне
важной.
Такие свойства малого и среднего
предпринимательства, как гибкость и способность
к быстрому обновлению, позволяют ему
в целом составлять конкуренцию крупным
компаниям, стимулировать их эффективность.
Конкурентное давление со стороны небольших
компаний является одним из основных инструментов
повышения неустойчивости картельных
сговоров и препятствием для установления монопольно высоких цен. Для
экономики в целом деятельность небольших
компаний оказывается важным фактором
повышения ее конкурентоспособности.
В целях создания максимально благоприятных
условий для ведения малого и среднего
бизнеса необходимы:
- реализация мероприятий, направленных
на снижение административного давления.
Прежде всего это касается необходимости
усиления защиты прав предпринимателей
при проведении проверок, исключения вне
процессуальных прав органов внутренних
дел в отношении субъектов предпринимательской
деятельности, упрощения порядка выдачи
и продления лицензии и замены ряда видов
деятельности страхованием гражданской
ответственности, сокращения перечня
наименований продукции, подлежащей обязательной
сертификации (замена декларированием
соответствия);
- упрощение процедур государственной
регистрации, ликвидации, банкротства,
ведения налоговой отчетности и бухгалтерского
учета субъектов малого предпринимательства;
- упрощение
и удешевление процедуры
присоединения к объектам
энергетической инфраструктуры
и организациям коммунального комплекса;
- обеспечение
доступности объектов недвижимости, находящихся
в государственной и муниципальной собственности, для малого и
среднего предпринимательства, в том числе
реализация преимущественного права выкупа
арендуемых помещений;
-
обеспечение расширения доступа
малых и средних предприятий
к
государственному заказу, заказам
субъектов естественных монополий и государственных
корпораций;
- максимальная
информационная открытость
для начала собственного
дела, включая публикацию на
едином интернет-портале справочной информации
о возможности получения государственной
поддержки.
3.3 Регулирование
естественных монополий
Состояние
конкурентной среды в значительной
степени обусловлено
стоимостью услуг
субъектов естественных монополий,
состоянием
инфраструктуры и наличием
возможности беспрепятственного к ней
доступа.
Таким
образом, государственное
регулирование естественных
монополий напрямую влияет
на качество конкурентной среды посредством:
- ценового (тарифного)
регулирования;
- инвестиционных программ,
которые определяют равные возможности
по
доступу к услугам субъектов
естественных монополий;
- регулирования доступа
к услугам субъектов естественных монополий
для
развития эффективной
конкуренции между их
потребителями в
соответствующих секторах,
а также устранения
инфраструктурных
ограничений для экономики
в целом.
Практика
исключительных тарифов на железнодорожные
перевозки,
направленная на поддержку
перевозки одних товаров за
счет других
(перекрестное субсидирование),
оказывает значительное влияние
на развитие
конкуренции. Вместе с
тем в условиях больших расстояний
перевозки
некоторых видов продукции
и сырья изменение или дифференциация
размера тарифа способствует
поддержке конкурентоспособности российских
предприятий.
Тарифы
на подключение к электрическим и другим
сетям коммунальной
инфраструктуры могут стать
непреодолимым барьером входа на
любые
рынки не только для
малого, но и крупного бизнеса. Таким
образом,
конкурентная среда
сможет развиваться только в условиях
взвешенной
тарифной политики, основанной
на эффективной и современной системе
регулирования.
Качество конкурентной среды
во многом обусловлено динамикой
структурных реформ естественных
монополий, в ходе которых:
- выделяются конкурентные
и естественно-монопольные виды
деятельности
посредством структурных
преобразований или раздельного
учета по
регулируемым и нерегулируемым
видам деятельности;
- устанавливаются
рыночные правила конкурентных секторов;
- определяются направления
повышения эффективности государственного
регулирования.
В настоящее
время естественные монополии регулируются
на основании
концептуально устаревшего
Федерального закона "О
естественных
монополиях". Ряд
перечисленных в Законе
сфер не всегда являются
естественной монополией
(услуги общедоступной электрической
связи,