Рынок как сфера товарного обмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:08, реферат

Краткое описание

Цель реферата, разобраться в рыночной системе как в сфере товарообмена. Необходимо учесть, что рыночная система состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных блоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяют структура, или внутреннее строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразия критериев, образуют систему рынков

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..…….3

2. Рынок - сфера товарообмена.………………………….….…..4

3. Рынок как категория микроэкономики……………..…...6

4.Типы и виды рынков……………………………………………….7

5. Организационные формы рынков
потребительских товаров…………………………….……..….….12

6. Организационные формы рынков
факторов производства..…………………………….…….…..…...16

7. Позитивные и негативные стороны рынка…………….20

8.Заключение……………………………………………………………23

9. Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 54.56 Кб (Скачать файл)

Национальный  государственный  Университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по экономике  на тему

РЫНОК КАК СФЕРА ТОВАРНОГО ОБМЕНА” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Богданова Ирина,

17 группа, АФК

Содержание: 
 
 

1. Введение…………………………………………………………..…….3 

2. Рынок - сфера товарообмена.………………………….….…..4 

3. Рынок как категория микроэкономики……………..…...6 

4.Типы и  виды рынков……………………………………………….7 

5. Организационные формы рынков

потребительских товаров…………………………….……..….….12 

6. Организационные формы рынков

факторов  производства..…………………………….…….…..…...16 

7. Позитивные и негативные стороны рынка…………….20 

8.Заключение……………………………………………………………23 

9. Список литературы…………………………………………..……24 

  

 

Введение 
 
 

Современная рыночная система представляет собой  многообразие смешанных форм и, как  любая система, является компонентом  другой системы более высокого уровня - национальной, региональной, мировой.

Способ, место  и средства товарообмена относятся  к понятию "рынок". Содержание и формы рынка на современном  этапе весьма разнообразны.

Вне рыночного  товарообмена современная экономика  функционировать не может. Отсутствие рынка возможно только в условиях натурального архаичного хозяйства.

Рынок в  определенной степени социально  ориентирован. Это проявляется в  производстве товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения многообразных  и зачастую изысканных потребностей, в расширении спектра товаров  и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических  решений.

Цель реферата, разобраться в рыночной системе  как в сфере товарообмена. Необходимо учесть, что рыночная система состоит  из взаимосвязанных, взаимообусловленных  блоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно  связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных  элементов, их удельный вес в общем  объеме рынка определяют структура, или внутреннее строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных  на отдельные элементы на основе разнообразия критериев, образуют систему рынков. 
 
 
 

 

2. Рынок - сфера товарообмена. 

Рынок есть особая форма организации товарного  хозяйства. Это объективное явление  экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и  человек, осуществляющий какие-либо покупки  или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и  затрагивают практически всех.

Основной  характеристикой рынка выступает  обмен. Однако следует подчеркнуть, что не всякий обмен порождает  рынок и не всегда рынок ведет  к рыночной экономике. Обмен возник с незапамятных времен, в эпоху  палеолита, т.е., по меньшей мере, 30 тысяч  лет назад. Причинами, которые обусловили необходимость обмена и, следовательно, привели к замене натурального хозяйства  товарным производством и к возникновению  рынка является: развитие общественного  разделения труда и экономическое  обособление производителей.

На раннем этапе развития человеческой цивилизации  процесс товарного обмена выполнял лишь функцию перемещения товаров, т.е. передачи его из рук в руки в качестве потребительных стоимостей. Такой обмен осуществлялся без  посредства денег, т.е. имел место прямой товарообмен (в виде бартерных сделок). Его появление и развитие еще  не означало появления и развития рынка.

Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи  своего товара с последующим приобретением  необходимого им другого товара. При  таких условиях складывающийся тип  хозяйствования окончательно порывает с натуральным производством. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание  в товарный обмен денег и возникновение  товарного обращения. Формально  товарное обращение отличается от непосредственного  обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстве денег.

Акт любого обмена предполагает как минимум  двух субъектов - продавца и покупателя. Для того, чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для обмена, организованного по законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются:

1) свобода  продавца и покупателя;

2) в основе  обмена находится спрос и предложение  товаров.

Наличие этих признаков, однако, не означает еще  возникновение рынка как системы. Система считается возникшей  и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций.  

Множественность необходима прежде всего по причине того, что при ограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

О появлении  рынка можно говорить в том  случае, если процесс товарного обращения  и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания  спроса, предложения и цен. Наличие  таких признаков, как множество  продавцов и покупателей, во-вторых, колебание цен и, в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении  рынка.

Рынок возникает  одновременно с товарным производством. Рынок показывает производителям, что  необходимо производить и в каком  количестве. Через рынок покупатели воздействуют на производство. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства. Все ее звенья находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рынок - это  система взаимодействия производителей и потребителей, основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен.

Субъектами  рыночных отношений выступают производители, потребители и их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые  для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке  как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его  функций.  

Посредники - оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей - оказывают торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.

Объектами купли-продажи на рынках являются экономические  ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения  между продавцами и покупателями. 
 

3. Рынок как категория микроэкономики 

Конкуренция идет: а) между продавцами; б) покупателями;

в) продавцами и покупателями.

Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются

деньги покупателей. Каждый стремится продать свой товар, получив взамен его денежный эквивалент. Борьба особенно остра, когда предложение  превышает спрос.

Объектом борьбы между покупателями является товар-каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчетливо себя проявляет при превышении спроса над предложением.

Объектом конкуренции  между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен . продавец стремится продать подороже, а покупатель купить подешевле. Цена, как мы уже знаем, является особенно важным элементом рынка.

Прежде всего цена выступает в роли носителя необходимой для субъектов рынка информации. Благодаря ей они принимают соответствующие решения.

Причем, несмотря на полную самостоятельность субъектов  рынка, благодаря цене их решения  оказываются согласованными.

Например, высокая  цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять  производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение  его субъектов, как центральное  звено рыночного механизма, помогающего  дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать?

Говоря о рынке  как о сфере взаимодействия покупателей  и продавцов, спроса и предложения, не следует рассматривать рынок  как какое-то физическое место, где  такое взаимодействие происходит. В  современных условиях сделки купли-продажи  осуществляются по телефону, через  Интернет с поставкой товаров  с помощью транспортных компаний и переводом денег через банковскую систему. Все это означает, что  за понятием «рынок» скрывается не физическое, а экономическое содержание. Рынок . это целая система сложных экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров.

Причем, эти отношения  могут иметь пространственные границы, в связи с чем, выделяют локальные (местные), региональные, национальные и международные рынки. 
 

4.Типы и виды рынков 

Говоря о  рынке как о системе отношений, следует подчеркнуть,

что основные субъекты этих отношений - покупатели и продавцы, а главное в этих отношениях - конкуренция.

С учетом соотношения  между покупателями и продавцами и особенностей конкуренции между  ними рынки можно разделить на соответствующие типы и виды. Подобное деление удобно сделать с помощью  таблицы. 

Типы и виды рынков

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Совершенный рынок Олигопольный рынок Монопольный рынок
Несколько Рынок с олигопсонией Рынок с двойной  олигопсонией Монопольный рынок
Один Рынок с

монопсонией

Рынок с

монопсонией

Рынок с двойной

монополией


 
 

Таблица представляет собой матрицу, в которой строки представляют разное количество покупателей, а колонки – разное количество продавцов. Ее содержание позволяет выделить два типа рынков: совершенный и несовершенный рынок.

Совершенный рынок  в таблице представлен верхним  левым квадратом. На нем происходит взаимодействие множества покупателей  и продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно одинаковом товаре, который может различаться у  разных продавцов только ценой.

Поэтому конкуренция  между продавцами носит ценовой  характер. Она предстает как совершенная, так как доля каждого продавца в общем предложении товара на рынке не значительна, так же как  и доля каждого покупателя в общем спросе на товар.

Совершенный рынок  характеризуется также тем, что  вход и выход на него свободен для  всех, никому не запрещено заниматься производством и продажей данного  товара, впрочем, как и прекратить его производство и продажу. На рынке  нет каких-то препятствий или  трений, мешающих работе рыночного  механизма. На нем нет ни рэкета, ни государства с его пошлинами, ни сговора продавцов и т.п.

Информация о работе Рынок как сфера товарного обмена