Рынок труда: его сущность, особенности и место в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ рынка труда, а также перспективы его развития.
Объектом исследования является Россия (российский рынок труда).
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 стр.
Глава 1.Сущность рынка труда.
1.1. Определение рынка труда…..……………….…………………4-5 стр.
1.2. Рынок труда и заработная плата...…………………………..…6-9 стр.
1.3. Особенности товара «Труд»…………………………………...10-12 стр.
1.4. Роль и место Государственных служб занятости на современном
рынке……………………………………………………………13-15 стр.
Глава 2. Состояние рынка труда в современной России.
2.1. Особенности рынка труда в современной России. ………….16-18 стр.
2.2. Теневые и фиктивные рынки труда в современной России…19-20 стр.
2.3. Проблемы безработицы в современной России……………...22-25 стр.
2.4. Проблема заработной платы в современной России…………26-27 стр.
2.5. Реформы трудовых отношений в Российской Федерации…..28-29 стр.
Глава 3. Перспективы развития рынка труда в России.
3.1. Политика занятости……………………………………………..30-31 стр.
3.2. Перспективы развития рынка труда ………… …....………….32-36 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37-38 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….39 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Производительность – это результативность труда. Она измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Производительность труда связана не только с трудом, но и с прогрессом техники. При росте производительности труда доля труда, затраченного на производство единицы продукции, падает, а доля средств производства относительно труда возрастает. Но в целом затраты факторов производства падают.

В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.

Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.

В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.

Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, технократический, инновационный виды управления трудом, соответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 1).

 

Таблица 11

Организация и управление трудом.

 

Тип экономического

роста

Управление трудом

Материальная основа

Вид управления

трудом

Доиндустриальный

Мануфактурное производство

Ремесленный

Индустриальный

Крупное машинное производство

Технократический

Научно-технический

Гибкое производство, ориентированное на нововведение

Инновационный


 

 

 

 

 

 

1.4. Роль и место Государственных служб занятости на современном рынке.

 

В настоящее время задачи посредничества в подыскании места работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.   На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии. Противостояние государственных и частных агентств по найму обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения  и работодателей о состоянии  рынка труда.

2. учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства.

3. консультация обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам.

4. оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а  работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

6. оказание услуг в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве высвобождаемым  работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

7. регистрация безработных  и оказание им в пределах  своей компетенции помощи.

8. оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

10. подготовка предложений  и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. разработка республиканских  и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как "через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в СЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".

Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.

Глава 2. Состояние рынка труда в современной России

2.1. Особенности рынка труда в  современной России

 

Рынок труда в России находится на стадии формирования. Этим определяются основные его специфические особенности, хотя и не исчерпывают ими. Первой особенностью рынка труда в России является установившаяся тенденция обесценивания квалифицированной рабочей силы, которая становится самой дешевой среди экономически развитых стран по отношению к уровню ее производительности. Данная тенденция имеет огромное отрицательное влияние в целом на российские реформы, так как ведет к свертыванию наукоемких, высокотехнологичных производств. Теряется стимул к внедрению трудосберегающих технологий, а стало быть, перед Россией встает реальная угроза повторения опыта экстенсивного развития. В то же время низкая заработная плата не позволяет ослабить социальную напряженность в России, грозящую взрывом. Этот же процесс ведет к постоянному нарастанию «утечки мозгов» из страны и переливу наших наиболее квалифицированных научных, исследовательских, педагогических кадров за рубеж . Правда и в том, что такая дешевая рабочая сила, притом высококвалифицированная, может привлечь иностранный капитал в Россию, ибо она придаст ему (капиталу) дополнительную конкурентоспособность из-за снижения издержек производства.

Второй особенностью рынка труда в России является его несбалансированность в профессиональном, квалификационном, демографическом, региональном, отраслевом аспектах. Например, размещение населения и производства по территории России не соответствуют друг друга. Юг России, Северный Кавказ, относительно бедные природными ресурсами и производством, а так же крупные города, являются трудоизбыточными районами, а такие, буквально начинены ресурсами и производством . районы как Западная и Восточная Сибирь, Приморье, - трудонедостаточными, не говоря уже о крайнем Севере и Дальнем Востоке. Очевидно, что процент безработицы или показатели полной занятости будут столь разными в этих регионах, что в условиях России их «средний уровень» никакой социально-экономической  информации не даст, а скорее дезинформирует исследователя.

Третья особенность рынка труда в России заключается в том ,что, во-первых, его формирование еще не закончилось. То есть, подлинно свободной купли-продажи рабочей силы еще нет, и, во-вторых, этому препятствуют такие реликты командно-административной системы, как институт прописки (с 1995 г. регистрации), наличие целого ряда административных, правовых ограничений, мешающих образованию единого рынка труда в России и не позволяющих окончательно сформулировать, например, статус безработного.

Рынок труда в России не имеет еще законченного правового оформления. Не отработанны в этом отношении регулирование трудовых отношений в случаях длительного сокращения производства, условиях компенсационных выплат, меры и условия переподготовки кадров в период вынужденной приостановки работ и т.д.

Не отработанно юридически и новое трудовое законодательство. Старое самоликвидировалось, а новое существует пока еще в виде проекта Трудового кодекса. В этом же аспекте не отработанны и не могут быть введены в действие: законы о порядке разрешения трудовых споров, о коллективных трудовых споров, о коллективных договорах и соглашениях, о защите заработной платы.

Российский рынок труда является быстроразвивающимся, тем не менее именно на него должно быть обращено внимание Правительства, Министерства труда, других заинтересованных государственных организаций и учреждений, так как именно здесь решаются основные, наиболее острые противоречия социального, политического, национального и, конечно, экономического порядка переходной, а значит, весьма не стабильной российской экономики.

Становлению и стабилизации российского рынка труда будет способствовать активная политика государственных и местных властных структур. Совсем не лишним, с этой точки зрения, будет изучение опыта США во времена «великого кризиса», когда по существу, относительно грязная и неблагоустроенная страна превратилась в гигантскую садово-парковую зону благодоря общественным работам и другим формам занятости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Теневые и фиктивные  рынки труда в современно России

 

Проблемы неформальной экономики вполне заслуженно смещаются с периферии в центр научного дискурса. За этим стоят масштабность явления и значимость его социально-экономических последствий.

Под теневым рынком труда понимается сокрытие реально существующих отношений найма и нерегистрируемое предпринимательство, тогда как фиктивный рынок труда возникает из желания выдать за реальность отсутствующие в действительности трудовые отношения. Иными словами, в первом случае мы имеем дело с сокрытием и нерегистрируемой деятельностью, а во втором – с приписками и формальной отчетностью, неподкрепленной реальной практикой.

Фиктивное трудоустройство было присуще советской системе, обязывавшей всех граждан заниматься общественно полезным трудом. Туманная трудовая биография считалась морально неприемлемой, а за тунеядство и вовсе наказывали. Опасаясь кары, человек искал фиктивного работодателя, для которого, в свою очередь, фиктивный найм был данью тотальному дефициту рабочей силы. Немаловажное значение имеет тот факт, что дефицитные ресурсы было принято распределять с учетом «веса» предприятия, которой определяли по числу занятых на нам работников. Рынок изменил логику и масштаб этой практики, поскольку мотивация с ее участником претерпела изменения.

На заре рыночной реформы случаи фиктивного трудоустройства стали быстро множится потому, что население в массовых масштабах оказалось дезориентировано относительно правил кадрового учета. Тогда, в начале 90-х годов, в обществе царило представление о рынке как об отрицании всего свойственного «жизни при социализме». Учитывая, что трудоцентрическая модель советского строя чуть ли не канонизировала трудовую книжку, легко понять логику качнувшегося маятника: население перестало придавать значению трудовой миграции (в том числе записям трудовой нижке).

Со временем ситуация стабилизировалась и пришло понимание того, что жизнь не кончается завтра, что трудовых книжек никто не отменял, а пенсии продолжают начислять. С этого момента начался бум «проставления штампиков в трудовые». Население вышло на массовый промысел: искали учреждения, готовые за какое-то вознаграждение задним числом «смоделировать» выпавшее звено трудовой биографии. Однако записи в трудовых книжках фальсифицировали не только задним числом.

Не менее интересен вопрос о том, почему работодатели готовы идти навстречу просителям. «Мертвые души» оказываются в штате чаще всего по двум рациональным мотивам:

Информация о работе Рынок труда: его сущность, особенности и место в российской экономике