Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:10, курсовая работа
Целью работы является анализ рынка труда, а также перспективы его развития.
Объектом исследования является Россия (российский рынок труда).
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 стр.
Глава 1.Сущность рынка труда.
1.1. Определение рынка труда…..……………….…………………4-5 стр.
1.2. Рынок труда и заработная плата...…………………………..…6-9 стр.
1.3. Особенности товара «Труд»…………………………………...10-12 стр.
1.4. Роль и место Государственных служб занятости на современном
рынке……………………………………………………………13-15 стр.
Глава 2. Состояние рынка труда в современной России.
2.1. Особенности рынка труда в современной России. ………….16-18 стр.
2.2. Теневые и фиктивные рынки труда в современной России…19-20 стр.
2.3. Проблемы безработицы в современной России……………...22-25 стр.
2.4. Проблема заработной платы в современной России…………26-27 стр.
2.5. Реформы трудовых отношений в Российской Федерации…..28-29 стр.
Глава 3. Перспективы развития рынка труда в России.
3.1. Политика занятости……………………………………………..30-31 стр.
3.2. Перспективы развития рынка труда ………… …....………….32-36 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37-38 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….39 стр.
Таким образом, практика «мертвых душ» зачастую объясняет не благотворительным участием в судьбе просителя, а желанием работодателя получить необоснованные льготы – в данном случае, не преуменьшая, а преувеличивая численность работников.
Неотъемлемый элемент фиктивного найма – личные знакомства и рекомендации. Человека с улицы по такой схеме не трудоустроят, поскольку работодатель рискует при этом сильнее, чем работник. Если фиктивный характер трудовой сделки обнаружится, работник лишится ожидаемых от нее благ, работодатель же не просто расстанется с предполагаемыми бонусами этой сделки, но будет вынужден оплатить весь шлейф штрафов и санкций. Распространенность фиктивного найма как способа получения необоснованных льгот зависит от контуров хозяйственного законодательства, и поэтому с помощью законотворчества можно трансформировать и блокировать этот вид найма. Распространенность же его как инструмента выстраивания неформальной сети лично обязанных субъектов зависит от большего числа причин, в частности от немаловажной роли неформальных сетей в развитии российского предпринимательства.
Вряд ли найдется в России хотя бы два-три предприятия, чей внутренний рынок труда был бы свободен от теневых отношений. Однако изученность этого явления несопоставима с его масштабами. И дело не только в том, что теневые процессы с трудом поддаются эмпирическим замерам, а их формы множественны и динамичны. Изучать теневой рынок труда сложно из-за его неизбывного присутствия в нашей жизни отчего его воспринимают как нечто обыденное.
В узком понимании теневой рынок труда охватывает все виды сделок по купле-продаже рабочей силы, сведения о которых участники сделок скрывают от государства, желая повысить обоюдную доходность. В широком смысле этого слова это понятие распространяется на любое отклонение отношений между работником и работодателем от закрепленных в контракте норм, а так же от предписанных государством правил трудовой деятельности. А поскольку такие отклонения принимают много форм и допускают их по разным мотивам, границы теневого рынка труда могут приобретать весьма разнообразные причудливые формы. Принципиальной характеристикой российского теневого рынка труда принято считать тот факт, что бесправие продавца рабочей силы – не сколько результат сделки, сколько ее условие. Другими словами бесправие работников оказывается наиболее ликвидным товаром теневого рынка труда.
2.3 Проблемы безработицы в современной России.
Особенности безработицы для развитых стран и стран с переходной экономикой имеют свои отличия. Западные ученые одной из причин повышения уровня безработицы считают повышение заработной платы, в том числе установление минимальной заработной платы, которое, по их мнению, приведет к уменьшению численности занятых и в особенности низкооплачиваемых. Однако данные утверждения абсолютно не применимы к странам с переходной экономикой, и в частности, к России. Уровень минимальной заработной платы в промышленно развитых странах составляет примерно 30% от средней (относительно высокой) заработной платы, а в России 8-12%. Чем ниже заработная плата работников, тем меньше благ и услуг они потребляют, в результате сокращаются объемы производства и занятости населения, и соответственно увеличивается безработица.
Особое место занимает вопрос о роли демографических факторов в развитии безработицы. Нормальное развитие экономики страны предполагает равномерный процесс смены поколений, что обеспечивает необходимую производству преемственность в экономической деятельности.
Демографическая ситуация в России в последнее десятилетие прошлого века и в начале третьего тысячелетия характеризуется сокращением общей численности населения страны и в то же время ростом численности населения в трудоспособном возрасте.
Для оценки влияния демографической ситуации на безработицу необходимо рассмотреть взаимосвязь безработицы и рождаемости. В теоретическом плане здесь возможны два аспекта: краткосрочных и долгосрочных перспектив взаимосвязи этих явлений.
В краткосрочной перспективе представляется, что рождаемость может способствовать уменьшению безработицы. Женщины фертильного возраста при рождении ребенка отвлекаются от трудовой деятельности и освобождают рабочие места, численность безработных при этом может сократиться.
В долгосрочной перспективе при условии, что число рожденных будет больше, чем число умерших, безработица может возрасти, если меньше - то нет.
Вообще женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.
Другим проблемным аспектом современной безработицы является молодежная безработица. Она возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).
В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.
Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы.
Вопросы занятости молодежи актуальны не только для России и стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран. Решение проблемы занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику любой страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах.
Еще одной проблемой безработицы является простой предприятий. Если в промышленно развитых странах производство активно развивается и задействует рабочие кадры, то для России на современном этапе характерен простой многих крупных промышленных предприятий, которые были закрыты еще в конце прошлого века. При этом работники этих предприятий пополнили ряды безработных, повысив общий уровень безработицы в стране.
На фоне общей глобализации возникла проблема трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. И хотя они заполняют нишу низко квалифицированного труда, в целом картина занятости ухудшается, в связи с увеличением численности населения и прежним числом рабочих мест.
Другим аспектом современности является глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле. Для всех стран характерен высокий спрос на рабочую силу в центральных районах, при высоком ее предложении в отдаленных частях страны.
Для российского рынка труда одной из проблем является низкий уровень пособий по безработице. Кроме того, небольшой размер пенсий в сравнении с современными ценами вынуждает людей пенсионного возраста продолжать работать. Это замедляет процесс смены кадров, лишает молодое поколение рабочих мест. Таким образом, возникает потребность в создании рабочих мест для пенсионеров.
Последней и одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем является размывание границ между официальной и теневой занятостью. В связи с низким уровнем спроса на труд, невысокой заработной платой, и высокими налоговыми ставками растет уровень теневой занятости.
2.4. Проблемы заработной платы в современной России.
Переход от командно-административной экономики к рыночной, является далеко не простым и однозначным делом, и на этом пути возникает множество проблем и одна из них – проблема оплаты труда.
Заработная плата фактически перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную функцию.
Уровень оплаты труда, задержки выплаты зарплаты являются наиболее конфликтогенными факторами: согласно данным социологических исследовании в каждом третьем случае конфликты на предприятии возникают по причине несвоевременной выплаты зарплаты и в каждом пятом случае – по причине неудовлетворенности работников ее размерами.
Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше среднего по стране уровень заработной платы в топливно-энергетических отраслях, цветной металлургии, на транспорте, в финансово-кредитных учреждениях. В то же время в сельском хозяйстве, легкой промышленности, в отраслях бюджетной сферы уровень заработной платы значительно ниже среднего по стране.
Структура оплаты труда разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную долю заработка работника.
Это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях. Тариф таким образом не выполняет функцию базовой оценки результатов труда.
Низкая заработная плата на основной работе, хронические задержки ее выплаты отрицательно сказываются и на отношении работников к своим функциональным обязанностям. Основное место работы, несмотря на то, что с ним пока еще связаны стратегические ориентации граждан, постепенно утрачивает свою значимость. Достаточно большая часть трудящихся имеет так же дополнительную работу, отдавая последней свыше 28 часов в неделю.
Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и северных льгот. В условиях, когда около 70% территории страны отнесены к районам, на которые распространяются указанные льготы, а различия в стоимости прожиточного минимума по субъектам федерации составляют 4–4,5 раза, государство не может нести бремя расходов по выравниванию уровня жизни населения. Эти расходы ложатся на предприятия. Но условия хозяйствования таковы, что предприятия попросту снижают тарифы на уровень районных и северных доплат, что бы общая сумма оплаты труда была приемлема для них. То есть соблюдение законов о районном регулировании чистая фикция, эти льготы только усложняют расчет заработной платы и подоходного налога.
Ослаблено внимание к нормированию труда. На многих предприятиях не проводится работа по пересмотру устаревших норм и по снижению трудоемкости продукции. Сокращается численность специалистов нормировщиков на предприятиях, упраздняются отделы по организации труда и заработной платы.
Все это обусловливает необходимость реформирования заработной платы в Российской федерации для создании условии для кардинального повышения реального размера оплаты труда, обеспечения реализации воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функции заработной платы. Необходимость поиска новых подходов к системе организации оплаты труда на уровне предприятия с учетом не только отечественного, но и мирового опыта.
2.5 Реформы трудовых отношений в Российской Федирации.
Реформы экономики и общества в России, к сожалению, практически не затронули сферу трудовых отношений. Основным актом, регулирующим ее, является Кодекс законов о труде 1971 года в несколько измененной и дополненной форме. В 1992-1997 годах были приняты некоторые новые законы в этой сфере, но они лишь подвергли незначительным изменениям отношения индивидуального найма (ядра трудовых отношений), а были направлены на деятельность профсоюзов, проблему охраны труда и т.д.
Однако особенно сейчас становится ясным, что отсутствие глубоких реформ в сфере труда является серьезным препятствием на пути становления современной рыночной экономики в России.
Цель реформы трудовых отношений можно определить как:
Информация о работе Рынок труда: его сущность, особенности и место в российской экономике