Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачами работы являются: раскрыть основные теоретические вопросы, связанные с функционированием рынка труд, проанализировать мировую практика в сфере регулирования рынка труда, рассмотреть основные особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.
Сравнительный анализ незанятости в разных регионах республики показывает, что доля лиц, не учитываемых статистикой, составляет в Брестской области - 14,9%, Витебской - 14,5%, Гомельской - 13,3%, Гродненской - 11,8%, Минской - 12%, Могилевской - 13,9%, Минске - 2,7% от трудовых ресурсов каждого из регионов. Для служб государственной статистики эти лица не выступают работниками, а их трудовая деятельность нигде и никак не фиксируется. Они составляют неофициальную часть открытого рынка труда регионов. Определенная часть выезжает на работу в страны ближнего зарубежья без оформления трудовых отношений (по оценкам экономистов, до 300 тыс. человек).
Текущий рынок труда охватывает, в его официальной части, зарегистрированных в государственной службе занятости безработных, в неофициальной части - безработных, не прошедших такой регистрации. В рамках официальной части текущего рынка региональные рынки труда схожи между собой, кроме рынка труда Минска (табл. 4). Не наблюдается больших различий по таким характеристикам, как пол, возраст, уровень образования. Данное сходство во многом обусловлено тем, что региональные рынки труда на 60% состоят из рынков труда малых городов (к крупным городам в республике относится не более 20%). Малые города и городские поселения, с численностью населения не более 20 тыс. человек, составляют до 80% всех поселений. К моногородам, по критерию занятости не менее 25% трудовых ресурсов города на одном предприятии, можно отнести, по оценкам экономистов, 21% малых городов Беларуси.
Таблица 4. Характеристика официальной части текущего рынка труда в регионах Республики Беларусь, 2009 г.
В среднем за год |
Брест- |
Витеб- |
Гомель- |
Грод- |
Мин- |
Моги- |
Минск |
Республика Беларусь |
Уровень регистрируемой безработицы, коэффициент |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
0,8 |
1,0 |
0,4 |
0,9 |
Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. |
6,5 |
6,5 |
7,0 |
5,4 |
5,5 |
4,9 |
4,4 |
40,3 |
Число свободных рабочих мест и вакансий, тыс. |
3,9 |
3,3 |
3,9 |
2,9 |
4,8 |
2,9 |
12,8 |
34,5 |
Нагрузка безработных в расчете на одну вакансию, чел. |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
1,1 |
1,7 |
0,4 |
1,2 |
Структура безработных по полу, % |
||||||||
Мужчины |
37,3 |
45,9 |
40,3 |
44,8 |
45,9 |
40,5 |
48,1 |
43,0 |
Женщины |
62,7 |
54,1 |
59,7 |
55,2 |
54,1 |
59,5 |
51,9 |
57,0 |
Структура безработных по возрасту, % |
||||||||
16 - 19 лет |
7,0 |
6,5 |
7,7 |
7,2 |
9,7 |
7,3 |
11,6 |
8,0 |
20 - 29 лет |
33,0 |
27,6 |
34,8 |
29,9 |
32,9 |
32,7 |
34,6 |
32,2 |
30 - 49 лет |
44,1 |
45,4 |
41,8 |
47,0 |
43,8 |
42,0 |
37,9 |
43,3 |
50 лет и старше |
15,9 |
20,5 |
15,7 |
15,9 |
13,6 |
18,0 |
15,9 |
16,5 |
Структура безработных по уровню образования, % |
||||||||
Высшее |
9,1 |
8,4 |
8,6 |
10,1 |
6,4 |
9,0 |
24,7 |
10,3 |
Среднее специальное |
40,9 |
35,4 |
40,0 |
37,7 |
38,4 |
45,0 |
32,8 |
38,6 |
Общее среднее |
42,4 |
35,2 |
39,8 |
44,2 |
44,1 |
36,9 |
32,5 |
39,6 |
Общее базовое |
7,6 |
21,0 |
11,6 |
8,0 |
11,1 |
9,1 |
10,0 |
11,5 |
Средняя продолжительность безработицы, месяцев |
4,9 |
4,3 |
4,4 |
4,6 |
3,6 |
3,0 |
2,8 |
4,0 |
Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, % |
58,0 |
56,4 |
56,3 |
63,6 |
50,5 |
67,4 |
36,6 |
55,7 |
При анализе общей
безработицы необходимо иметь в виду,
что характерная для республики структурная
безработица, возникшая в результате несоответствия
структур спроса и предложения труда в
профессионально-
Итак, уровень и структура общей безработицы являются результатом политики трудовой занятости в государственном масштабе, а не работы отдельно взятого государственного ведомства (в данном случае, государственной службы занятости). Практика регулирования занятости сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной части текущего рынка труда) неизбежно ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части текущего рынка труда.
Заключение
В Беларуси повышение реальной заработной платы, не подкрепленное соответствующим увеличением производительности труда на протяжении последних лет, создавало предпосылки для макроэкономической нестабильности.
Долгосрочная макроэкономическая стабильность будет достигнута только в том случае, если заработная плата будет расти исходя из роста производительности труда. У белорусской экономики есть значительный потенциал наращивания производительности труда, в том числе за счет роста капиталовооруженности и более эффективного использования накопленного человеческого капитала. В качестве временной меры можно даже прибегнуть к политике стабилизации трудозатрат, которую проводили малые открытые экономики, как, например, Нидерланды и Бельгия. В течение определенного периода времени трудозатраты индексировались на рост производительности труда, а обменный курс был фиксированным. Это позволяло увеличить промышленный экспорт и сохранить занятость в экономике.
Для улучшения функционирования рынка труда можно:
Но тогда в этом случае необходимо создать эффективную систему социальной защиты в случае потери работы, предотвращающую распространение бедности среди безработных:
На протяжении последнего десятилетия ситуация на рынке труда (как и в экономике в целом) во многом определялась контролем со стороны государства. Наличие такого контроля существенно ослабило связь между экономическим ростом, занятостью и уровнем безработицы, в отличие от стран ЦВЕ, где связь между этими показателями была более тесной. В Беларуси, как и в России, трансформационный шок оказал сильное влияние на объемы выпуска и величину заработной платы, а не на уровни занятости и безработицы. Этому способствовали такие специфические способы адаптации как задержки выплаты заработной платы и административные отпуска, хотя масштаб этих явлений в Беларуси был гораздо меньшим, чем в России. Этому способствовало более активное субсидирование и льготное кредитование предприятий, а также ограничение доступа на рынок иностранным конкурентам. Издержками такой политики стало увеличение снижение эффективности функционирования экономики, выразившееся, прежде всего, в увеличении разрыва между уровнем зарплаты в Беларуси и странах Центральной Европы и Балтии, недавно вступивших в ЕС. Тем не менее, в последние годы долги по заработной плате практически исчезли, а потери рабочего времени по вине нанимателя сократились, что было обусловлено повышением темпов экономического роста вследствие улучшения конъюнктуры на внешних рынках.
В то же время для белорусского рынка труда были характерны такие механизмы самоадаптации как рост самозанятости, параллельной занятости и трудовой миграции. Эти явления сказались и на показателях занятости и безработицы. В последние годы наблюдается снижение занятости при одновременном сокращении зарегистрированной безработицы. Хотя Беларусь и лидирует по этому показателю среди подавляющего числа постсоциалистических стран. Однако фактический уровень безработицы в стране в несколько раз превышает данный показатель. Тем не менее, даже на основе данных о зарегистрированной безработице можно получить представление о наиболее уязвимых участниках рынка труда, к которым относятся выпускники школ, молодежь и женщины. Кроме того, безработица в Беларуси имеет региональный аспект, связанный с наличием градообразующих предприятий.
Поддержание высокого уровня занятости в государственном секторе означает, что правительство, а не рынок, устанавливает критерии эффективности работы экономики. Это касается и установления заработной платы. В Беларуси наблюдается постоянный рост реальной заработной платы, однако анализ показывает, что это далеко не всегда связано с ростом производительности труда. Более того, наблюдается разрыв между ростом реальной заработной платы и увеличением производительности труда. Для того чтобы не допустить ускорения инфляции под влиянием разрыва между ростом зарплаты и производительности труда правительство выбрало стратегию сглаживания дифференциации в оплате труда, в том числе за счет установления верхних границ роста заработной платы и сохранения тарифной сетки. Хотя эта мера экономической политики начала применяться относительно недавно, она свидетельствует о существовании негативных последствий данной проблемы для экономики.
Контроль над степенью дифференциации в оплате труда позволяет повышать заработную плату исходя из административных решений. Это особенно характерно в периоды важных политических событий, что говорит о существовании в Беларуси политико-делового цикла.
Несмотря на указанные особенности, вряд ли можно говорить, что рынок труда Беларуси представляет собой негибкий и абсолютно неэффективный механизм – ведь рост реальной заработной платы и поддержание формально высокого уровня занятости все же были достигнуты. Государственное участие в рынке труда позволяет сохранять определенный институциональный баланс, хотя и с минимальными элементами саморегуляции.
Проведенный анализ текущего состояния рынка труда и основных проблем его функционирования свидетельствует о необходимости проведения ряда важных реформ в сфере занятости и установления заработной платы. Это позволило бы повысить эффективность работы экономики и сократить существующий разрыв в уровнях оплаты труда между Беларусью и странами Центральной и Восточной Европы, существенно продвинувшимися на пути рыночных реформ.
Приложение А