Рынок труда и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Одно из основных мест в системе экономических отношений занимает рынок труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - текст.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

      Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значимая распространенность предпринимательской деятельности. Приблизительно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в стране восходящего солнца, каждый пятый в Италии является бизнесменом. Практически 2/3 из них возглавляют средние и маленькие компании, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

      Труд в условиях частной принадлежности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным либо частичным личным достоянием, сформировывает особо принципиальные свойства рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью бизнесмена. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу государственного богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятых в западных странах в той либо другой форме выступают владельцами либо совладельцами домашнего дела, маленьких, средних и больших компаний, обладателями акций компаний и компаний. Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сейчас таков, что предпринимательством удачно занимаются представители фактически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства 
 
 

 

Глава 2. Занятость населения, как параметр рынка  труда.

2.1 Занятость населения как один из наиболее важных элементов рынка труда 
 

      В современном мире на уровень  и качество занятости оказывают влияние такие факторы, как процессы глобализации и региональной мировой экономики, небывалый прогресс информационной технологии и технологии связи, новые методы управления и стратегии бизнеса. Эти взаимосвязанные явления в значительной степени определяют и новые формы организации труда. Производство товаров и услуг все больше зависит от знаний и квалификации рабочей силы. Экономическая интеграция предполагает потерю рабочих мест в одних секторах экономики и соотношение их в других.2

      При оценке макроэкономических  факторов экономического роста  занятости отводится пассивная  роль: её важнейшие параметры выступают почти исключительно в качестве результата, а не цели социально-экономического развития. Различные вариант макроэкономических программ социально-экономического развития рассчитываются прежде всего в зависимости от изменения таких показателей, как ВВП, размер инвестиций, динамика цен на энергоносители, получение или неполучение кредита на МВФ. А людям отводится роль статистов.

      Объективно же процессы в сфере  занятости развивались под влиянием  рыночных трансформаций всего  комплекса социально-экономических  и финансовых отношений, причем  далеко не всегда макроэкономические  сдвиги отражались на занятости благоприятно. Поэтому сегодня здесь картина весьма противоречива.

      Дж. Кейнс в своей работе «Общая  теория занятости, процента и  денег» дал объяснение экономических  проблем, отличное от неоклассической  теории. Основные его выводы по проблемам занятости сводились к следующим положениям:

  1. Рыночная экономика не является саморегулирующейся системой.

При достигнутом  равновесии совокупного спроса и  совокупного предложения возможен значительный уровень безработицы  и инфляции.

  1. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются

не эластичными, они не могут служить регуляторами экономики и восстановить полную занятость. Их жесткость объясняется  несовершенной конкуренцией на рынках; наличие монополий, препятствующих снижению цен; существованием на рынке труда объединений- профсоюзов, препятствующих снижению рыночных ставок заработной платы.

  1. В рыночной экономике желательно достижение полной занятости.

Полная  занятость не означает абсолютного  отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, полная занятость определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработица при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.3

  1. В рыночной экономике не существует механизма, автоматически

обеспечивающего полную занятость при всех условиях. Так, при равновесии совокупного  спроса и совокупного предложения реальная занятость может быть меньше полной, величина произведенного ВНП, меньше потенциального. Возможно длительное существование безработицы.

  1. Необходимо систематическое вмешательство государства в

экономику для достижения полной занятости  и потенциального ВНП, которые рынок  самостоятельно не обеспечивает. Однако, при любых вариантах вмешательства государства в рыночную экономику ведет в конечном счете к инфляции.

     

      В настоящее время существует  два вида безработицы: естественная  и вынужденная. К естественно  безработице относятся те формы,  которые не устранимы и сопутствуют естественному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной – формы, существующие помимо естественных и повышающие общий уровень безработицы.

      Естественная безработица характеризует  наилучший для экономики резерв  рабочей силы, способный достаточно  быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Существует и  иной подход, когда в естественную безработицу включают фрикционную, институциональную и добровольную. 

      Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежние места работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность.

      Циклическая безработица – вызвана спадом, то есть такой фазой экономического цикла, который характеризуется недостаточностью общих или совокупных расходов. Когда совокупный спрос на товары или услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

      Структурная безработица возникает, когда под влиянием НТП происходят масштабные структурные преобразования в экономике. В одних отраслях растет инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свертываются производства и сокращаются рабочие места. Структурная безработица сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающимся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д.

 Когда  уровень безработицы превышает естественную, то это свидетельствует о наличии вынужденной. Кроме вышеперечисленных, имеют место следующие виды безработицы:

      Институциональная безработица – произведена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем вше размер пособий, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.

      Технологическая безработица особенно заметна в странах, где НТП сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически активным, превращает его в постоянное явление. Технологические нововведения делают ненадежными даже рабочие места, сосредоточенные даже в новейших отраслях экономики.

      Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходиться решать на основе общегосударственных целевых программ.

      Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности труда, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует о том, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достиг 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся не полный рабочий день или неделю, а так же те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.2 Политика занятости и регулирования рынка труда. Перспективы развития политики занятости. 
 

      До последнего времени под  давлением объективных и субъективных  обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала было практически отодвинуто на задний план.

      Следуя российскому закону о  занятости, государственная политика  занятости заключается в содействии  полной, продуктивной и свободно  избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, естественной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

      Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления имеются федеральные, территориальные и местные программы.

       Исходным постулатом стратегии занятости в современном российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение рабочей силы с предприятий. Речь идет как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придется справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Нужно сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций еще значительное время будут весьма ограниченными.

      Предстоит глубокое реформирование  на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников.  Речь идет о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество труда, что в итоге приведет к сокращению численности занятых.

      Современный рынок труда –  это сфера не только противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договоренностей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

      К ключевым интегрированным направлениям  действий Правительства РФ по  решению проблем занятости относится:

  1. Преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной экономики.
  2. Экономической стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
  3. Оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере.
  4. Разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
  5. Развитие гибких норм занятости.
  6. Последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения.
  7. Дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы.
  8. Сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест.
  9. Развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу к активному труду.

Информация о работе Рынок труда и его особенности в России