Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:56, курсовая работа
Важнейшим фактором экономического роста и развития являются человеческие ресурсы - работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью Правительством республики за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее полной занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов и трудового потенциала общества. Рынок труда Республики Беларусь развивается в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической системы в начале 90-х годов.
Введение 3
1 Теоретические основы исследования рынка труда 5
1.1. Понятие рынка труда и его функции 5
1.2 Особенности спроса, предложения и рыночного равновесия на рынке труда 10
1.3 Заработная плата: сущность, формы и системы 15
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь 19
2.1 Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь 19
2.2 Основные направления реализации государственной политики на рынке труда 31
Заключение 35
Список использованных источников 36
Опрос промышленных организаций,
проведенный Белорусской
Система образования должна быть нацелена не только на текущие потребности рынка труда, но и подготавливать кадры с учетом перспективных потребностей модернизирующейся экономики.
В условиях модернизации производства, сопровождаемой высвобождением неэффективно используемой рабочей силы, возрастает актуальность обеспеченности высококвалифицированными кадрами.
Как показали данные опроса, проведенного НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, с проблемой обеспеченности квалифицированными кадрами в настоящее время сталкивается почти каждая третья организация. Наибольший дефицит будет ощущаться в инженерно-технических специалистах, технологах и специалистах по IT-технологиям и компьютерному обеспечению, на долю которых приходится свыше 58 процентов от общей потребности в высококвалифицированных специалистах. Особенно высокая потребность в них испытывает промышленность, где спрос на высококвалифицированных специалистов составляет свыше 68 процентов от общей потребности в кадрах. При этом наибольшим спросом пользуются инженеры-технологи, конструкторы, строители и механики, доля которых составляет почти треть от общей потребности в специалистах.
Модернизация производства потребует также увеличения числа специалистов со средним специальным образованием, прежде всего, техников-технологов, мастеров по ремонту и обслуживанию электронного и оптического оборудования, наладчиков станков с ЧПУ.
Не менее острой является проблема обеспеченности высококвалифицированными рабочими, спрос на которые удовлетворен лишь наполовину. Их дефицит будет наблюдаться почти на всех модернизируемых предприятиях. В ближайшие три года возрастет потребность в квалифицированных фрезеровщиках, слесарях, токарях, электросварщиках, штукатурах.
Не менее острая проблема – расширение подготовки специалистов для сферы наукоемких услуг, в частности, в области телекоммуникаций, информационных, компьютерных и деловых услугах, маркетинга и рекламы, экономики и управления туристской индустрией и туризма.
Решение проблемы обеспеченности модернизируемых организаций необходимыми высококвалифицированными работниками обуславливает необходимость изменения объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях всех уровней в соответствии с требованиями технологического обновления производства.
Ситуация на рынке труда в 2012 году характеризуется следующими тенденциями[21, с.130]:
снижением численности
обращений в органы по труду, занятости
и социальной защите и соответственно
регистрации безработных в
снижением количества состоящих на учете безработных (на 1 ноября 2012 г. – 26,5 тыс. человек, или 89,5 процента).
Вместе с
тем, по данным проведенного Белстатом
выборочного обследования домашних
хозяйств по вопросам занятости в
соответствии с методологией Международной
организации труда (МОТ), численность
безработных без учета
В государственные службы занятости с целью поиска работы обращается незначительная часть граждан (по данным обследования 85% безработных искали работу самостоятельно, без обращения в службу занятости). Наиболее предпочтительным является поиск работы через газеты, Интернет – его используют более половины безработных, на втором месте – обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых.
Таким образом, данные о состоящих на учете безработных и обращениях в органы по труду, занятости и социальной защите не позволяют получить полную информацию о рынке труда. Для получения наиболее объективной картины и принятия эффективных решений в области занятости населения необходимо в обязательном порядке обеспечить применение результатов выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам занятости при разработке государственной политики в сфере труда.
Справочно. Итоги обследования по вопросам занятости за 2012 год будут представлены Белстатом в феврале 2013 г.
Одним из факторов, препятствующим эффективному развитию рынка труда, является неравномерное территориальное распределение трудовых ресурсов и низкая трудовая мобильность рабочей силы. Наибольшая численность занятого населения приходится на г.Минск (23,4% от общей численности занятых), наименьшая – на Могилевскую и Гродненскую области (10,8% и 10,9% соответственно).
Динамика занятости населения республики в разрезе городской и сельской местности имеет различную направленность. В городах и поселках городского типа численность занятых увеличилась с 3495,1 тыс. человек в 2005г. до 3762,6 тыс. человек (на 7,7%) в 2011 г., а в сельских населенных пунктах, напротив, уменьшилась соответственно с 919,0 тыс.человек до 891,9 тыс.человек (на 3,0%). Такая динамика обусловлена естественной убылью населения в сельской местности и продолжающимся оттоком трудоспособного населения в города.
Фактически по причине неравномерного распределения производительных сил по территории страны, в настоящее время рынок труда состоит из отдельных территориально локализованных сегментов, образующих трудоизбыточные и трудодефицитные регионы с разной степенью напряженности на рынке труда, уровнями зарегистрированной и скрытой безработицы, неполной занятости, доходов и заработной платы. Одним из направлений решения данной проблемы является разработка и применение эффективных мер по стимулированию трудовой мобильности граждан, которая в настоящее время находится на низком уровне.
Справочно. Стимулирование развития трудовой мобильности граждан осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите на основе предоставления денежных средств и возмещения расходов на переезд безработных и членов их семей, переселяющихся в другую местность в целях трудоустройства. Однако масштабы этой поддержки в настоящее время незначительны – за весь 2011 г. переселилось в другую местность только 363 семьи безработных, за 10 месяцев 2012 г. - 312 семей.
Снижение эффективности использования рабочей силы проявляется также в виде вынужденной неполной занятости, выступающей в качестве одной из форм скрытой безработицы. В январе-октябре 2012 г. в целом по экономике около 2,5% от среднемесячной численности работников (82,8 тыс. чел.) трудились в сокращенном режиме или были не востребованы производством. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года вынужденная неполная занятость увеличилась на 8,1 процента (в январе-октябре 2011 г – 76,6 тыс.человек). При этом численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя составила 24,5 тыс., а численность работников, которым были предоставлены административные отпуска, увеличилась до 58,3 тыс. чел.
Наибольший уровень скрытой безработицы наблюдается в строительстве, где масштабы вынужденной неполной занятости достигли 9,4% от списочной численности работников, в промышленности – 5,5%. Таким образом, высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов в производственную сферу экономики сопровождается низкой эффективностью их использования.
Существенное влияние на рынок труда оказывает отток квалифицированных кадров за пределы республики.
По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь за январь-сентябрь 2012 г. для работы на основе подписанных договоров и контрактов:
выехало за пределы республики 5 779 человек, что на 26,6 процента больше, чем за аналогичный период 2011 года;
въехало в страну для работы официально 6 326 человек против 6 677 за аналогичный период 2011 года.
Справочно. Из числа выехавших 4 701 человек или 81,3 процента – в Российскую Федерацию.
Кроме того, граждане Республики Беларусь выезжают и трудоустраиваются за границей самостоятельно, используя право на свободу передвижения.
По данным опроса руководителей организаций, проведенного НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь в 2012 г., в среднем по республике каждый четвертый из числа уволившихся работников связывал свое увольнение с выездом на работу за рубеж. Так, в сельскохозяйственных организациях основной причиной увольнения работников (54,5%) является низкая заработная плата. Второе место (12,1%) занимает причина сложных отношений в коллективе, третье - выезд на работу за границу (11,3%). Аналогичная ситуация наблюдается в строительстве, где почти 55,3% работников уволились в связи с низкой заработной платой, 29,0% в связи с выездом на работу за границу и только 4,1% в связи с отсутствием возможностей для карьерного роста.
Об объемах оттока кадров в определенной степени можно судить по динамике списочной численности работников и динамике численности населения, занятого в экономике
Справочно. По экспертной оценке Минтруда и соцзащиты и МВД, выехало за пределы республики для осуществления трудовой деятельности около 100 тыс. человек.
Прием работников восполнил их выбытие в январе-октябре 2012 г. на 96,2 процента (в январе-октябре 2011 г. – на 94,1 процента). Принято на работу на 29,5 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 753,8 тыс. человек, уволено 783,3 тыс. человек).
Наиболее значительное превышение числа увольнений над приемом работников наблюдается в:
строительстве - прием составил 83,9 процента от увольнений (77,6 процента в январе-октябре 2011 г.);
промышленности – 93,2 процента (95,9 процента);
транспорте и связи - 92,6 процента (90,8 процента).
Списочная численность работников в январе-октябре 2012 г. составила 3 374 тыс. человек или 97,6 процента от показателя января-октября 2011 г. (снижение на 81,9 тыс. человек).
Наибольшее снижение списочной численности наблюдалось:
в строительстве – на 44,9 тыс. человек;
в промышленности – на 17,3 тыс. человек;
в сельском хозяйстве – на 12,4 тыс. человек;
на транспорте и в связи − на 5,3 тыс. человек.
Основной мотив выезда граждан за рубеж – привлекательный уровень оплаты труда в сопредельных странах.
Согласно данным Белстата за октябрь 2012 г. среди стран СНГ Республика Беларусь по уровню оплаты труда занимает третье место после Российской Федерации и Казахстана.
Справочно: В октябре 2012 г. среднемесячная заработная плата в Российской Федерации составила 839,9 доллара США в эквиваленте, Казахстане – 666,2, Республике Беларусь – 494,3, Украине – 374,5 доллара США.
В сентябре 2012 г. среднемесячная заработная плата работников Российской Федерации, Казахстана превышала среднемесячную заработную плату работников Республики Беларусь, занятых:
в строительстве – в 1,4 и 1,3 раза соответственно;
на транспорте и связи – в 1,8 и 1,6;
обрабатывающей промышленности – в 1,4 и 1,3;
торговле и сельском хозяйстве – в 1,3 и 1,1;
здравоохранении – в 1,6 и 1,3;
образовании – 1,7 и 1,3 раза.
Сохранение высококвалифицированных кадров зависит сегодня, прежде всего, от того, насколько наниматели проявляют инициативу в совершенствовании организации производства, улучшении финансово-экономического положения своих организаций и применении гибких систем оплаты труда.
Существующая в республике нормативная правовая база в области оплаты труда позволяет коммерческим организациям самостоятельно принимать решения по усилению стимулирования труда работников с учетом финансового состояния организации, эффективности хозяйствования, производительности труда, сложности выполняемых работ, уровня квалификации и вклада каждого работника в общие результаты деятельности.
Справочно. В целях оказания методической помощи руководителям и специалистам, а также индивидуальным предпринимателям в разработке систем оплаты труда работников, увязанных с эффективностью их деятельности и максимально учитывающих вклад каждого работника, постановлением Минтруда и соцзащиты от 21.10.2011 г. № 104 утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ