Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим фактором экономического роста и развития являются человеческие ресурсы - работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью Правительством республики за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее полной занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов и трудового потенциала общества. Рынок труда Республики Беларусь развивается в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической системы в начале 90-х годов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы исследования рынка труда 5
1.1. Понятие рынка труда и его функции 5
1.2 Особенности спроса, предложения и рыночного равновесия на рынке труда 10
1.3 Заработная плата: сущность, формы и системы 15
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь 19
2.1 Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь 19
2.2 Основные направления реализации государственной политики на рынке труда 31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Опрос  промышленных организаций, проведенный Белорусской ассоциацией  предприятий промышленности, показывает, что на фоне выбытия высококвалифицированных  специалистов и рабочих в связи  с выходом на пенсию, наблюдается  снижение престижа, непопулярность, прежде всего, рабочих профессий среди молодежи. Значительная часть выпускников учреждений образования, отработавших срок обязательный работы по распределению, увольняется из организаций и трудоустраивается  в более привлекательные сферы (сфера услуг, торговля и т.д.), уезжает за рубеж, прежде всего, в Российскую Федерацию. В этих условиях необходимо совершенствование системы профессиональной ориентации школьной молодежи и незанятого населения с  целью формирования профессиональной направленности на получение рабочих профессий, а также усиление работы  по закреплению кадров в организациях на системной основе, в том числе  по развитию кадрового потенциала, его адаптации и дальнейшему профессиональному росту.

Система образования  должна быть нацелена не только на текущие потребности рынка труда, но и подготавливать кадры с учетом перспективных потребностей модернизирующейся экономики.

В условиях модернизации производства, сопровождаемой высвобождением неэффективно используемой рабочей  силы, возрастает актуальность обеспеченности высококвалифицированными кадрами.

Как показали данные опроса, проведенного НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, с проблемой  обеспеченности квалифицированными кадрами  в настоящее время сталкивается почти каждая третья организация. Наибольший дефицит будет ощущаться  в инженерно-технических специалистах, технологах и специалистах по IT-технологиям и компьютерному обеспечению, на долю которых приходится свыше 58 процентов от общей потребности в высококвалифицированных специалистах. Особенно высокая потребность в  них испытывает промышленность, где спрос на высококвалифицированных специалистов составляет свыше 68 процентов от общей потребности в кадрах.  При этом наибольшим спросом пользуются инженеры-технологи, конструкторы, строители и механики,  доля которых составляет почти треть от общей потребности в специалистах.

Модернизация производства потребует также увеличения числа  специалистов со средним специальным  образованием, прежде всего, техников-технологов, мастеров по ремонту и обслуживанию электронного и оптического оборудования, наладчиков станков с ЧПУ.

Не менее  острой является проблема обеспеченности высококвалифицированными рабочими, спрос  на которые удовлетворен лишь наполовину.  Их дефицит будет наблюдаться почти на всех модернизируемых предприятиях.  В ближайшие три года возрастет потребность в квалифицированных фрезеровщиках, слесарях, токарях, электросварщиках, штукатурах.

Не  менее острая проблема – расширение подготовки специалистов для сферы наукоемких услуг, в частности, в области телекоммуникаций, информационных, компьютерных и деловых услугах, маркетинга и рекламы,  экономики и управления туристской индустрией и туризма.  

Решение проблемы обеспеченности модернизируемых организаций  необходимыми высококвалифицированными  работниками обуславливает необходимость изменения объемов и профилей подготовки  кадров в образовательных учреждениях всех уровней в соответствии с требованиями технологического обновления производства.

Ситуация на рынке труда в 2012 году характеризуется следующими тенденциями[21, с.130]:

снижением численности  обращений в органы по труду, занятости  и социальной защите и соответственно регистрации безработных в целом  по республике (в январе-октябре 2012 г. обратилось 253,5 тыс. человек, или 93,6 процента от показателя за соответствующий период 2011 года, зарегистрировано в качестве безработных 153,3 тыс. человек, или 97,2 процента);

снижением количества состоящих на учете безработных (на 1 ноября 2012 г. – 26,5 тыс. человек, или 89,5 процента).

Вместе с  тем, по данным проведенного Белстатом  выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам занятости в  соответствии с методологией Международной  организации труда (МОТ), численность  безработных без учета студентов, учащихся и пенсионеров составляет 233,1 тыс. человек, что на порядок превышает количество безработных, официально зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите. Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии  МОТ, по данным обследования составил 5,2% (4,5% – без учета учащихся, студентов и пенсионеров в численности безработных), в то время как уровень зарегистрированной безработицы - 0,6%.

В государственные  службы занятости с целью поиска работы обращается незначительная часть  граждан (по данным обследования 85% безработных искали работу самостоятельно, без обращения в службу занятости). Наиболее предпочтительным является поиск работы через газеты, Интернет – его используют более половины безработных, на втором месте – обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых.

Таким образом,  данные о состоящих на учете безработных  и обращениях в органы по труду, занятости  и социальной защите не позволяют  получить полную информацию о рынке  труда. Для получения наиболее объективной  картины и принятия эффективных решений в области занятости населения необходимо в обязательном порядке обеспечить применение результатов выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам занятости при разработке государственной политики в сфере труда.

Справочно. Итоги обследования по вопросам занятости за 2012 год будут представлены Белстатом в феврале 2013 г.

Одним из факторов, препятствующим эффективному развитию рынка труда, является неравномерное  территориальное распределение  трудовых ресурсов и низкая трудовая мобильность рабочей силы. Наибольшая численность занятого населения приходится на г.Минск (23,4% от общей численности занятых), наименьшая – на Могилевскую и Гродненскую области (10,8% и 10,9% соответственно).

Динамика занятости  населения республики в разрезе городской и сельской местности имеет различную направленность.  В городах и поселках городского типа численность занятых увеличилась с 3495,1 тыс. человек в 2005г. до 3762,6 тыс. человек (на 7,7%) в 2011 г., а в сельских населенных пунктах, напротив, уменьшилась соответственно с 919,0 тыс.человек до 891,9 тыс.человек (на 3,0%). Такая динамика обусловлена естественной убылью населения в сельской местности и продолжающимся оттоком трудоспособного населения в города. 

Фактически  по причине неравномерного распределения производительных сил по территории страны, в настоящее время рынок труда состоит из отдельных территориально локализованных сегментов, образующих трудоизбыточные и трудодефицитные регионы с разной степенью напряженности на рынке труда, уровнями зарегистрированной и скрытой безработицы, неполной занятости, доходов и заработной платы. Одним из направлений решения данной проблемы является разработка и применение эффективных мер по стимулированию трудовой мобильности граждан, которая в настоящее время находится на низком уровне.

Справочно. Стимулирование развития трудовой мобильности  граждан осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите на основе предоставления денежных средств  и возмещения расходов на переезд  безработных и членов их семей, переселяющихся в другую местность в целях трудоустройства. Однако масштабы этой поддержки в настоящее время незначительны – за весь 2011 г.  переселилось в другую местность только 363 семьи безработных, за 10 месяцев 2012 г. - 312 семей.

Снижение эффективности  использования рабочей силы проявляется  также в виде вынужденной неполной занятости, выступающей в качестве одной из форм скрытой безработицы. В январе-октябре 2012 г. в целом  по экономике около 2,5% от среднемесячной численности работников (82,8 тыс. чел.) трудились в сокращенном режиме или были не востребованы производством. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года вынужденная неполная занятость увеличилась на 8,1 процента (в январе-октябре 2011 г – 76,6 тыс.человек). При этом численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя составила 24,5 тыс., а численность работников, которым были предоставлены административные отпуска,  увеличилась до 58,3 тыс. чел.

Наибольший  уровень скрытой безработицы наблюдается в строительстве, где масштабы вынужденной неполной занятости достигли 9,4% от списочной численности работников, в промышленности – 5,5%.  Таким образом, высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов в производственную сферу экономики сопровождается  низкой эффективностью их использования.

Существенное  влияние на рынок труда  оказывает отток квалифицированных кадров за пределы республики.

По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь за январь-сентябрь 2012 г. для работы на основе подписанных договоров и контрактов:

выехало за пределы  республики 5 779 человек, что на 26,6 процента больше, чем за аналогичный период 2011 года;

въехало в страну для работы официально 6 326 человек  против 6 677 за аналогичный период 2011 года. 

Справочно. Из числа выехавших 4 701 человек или 81,3 процента –  в Российскую Федерацию.

Кроме того, граждане Республики Беларусь выезжают и трудоустраиваются  за границей самостоятельно, используя  право на свободу передвижения.

По данным опроса руководителей организаций, проведенного НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь в  2012 г., в среднем по республике каждый четвертый из числа уволившихся работников связывал свое увольнение с выездом на работу за рубеж. Так, в сельскохозяйственных организациях основной причиной увольнения работников (54,5%) является низкая заработная плата. Второе место (12,1%) занимает причина сложных отношений в коллективе, третье - выезд на работу за границу (11,3%). Аналогичная ситуация наблюдается в строительстве, где почти 55,3% работников уволились в связи с низкой заработной платой, 29,0% в связи с выездом на работу за границу и только 4,1% в связи с отсутствием возможностей для карьерного роста.

Об объемах  оттока кадров в определенной степени  можно судить по динамике списочной численности работников и динамике численности населения, занятого в экономике

Справочно. По экспертной оценке Минтруда и соцзащиты  и МВД, выехало за пределы республики для осуществления трудовой деятельности около 100 тыс. человек.

Прием работников восполнил их выбытие в январе-октябре 2012 г. на 96,2 процента (в январе-октябре 2011 г. – на 94,1 процента). Принято на работу на  29,5 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 753,8 тыс. человек, уволено 783,3 тыс. человек).

Наиболее значительное превышение  числа увольнений  над приемом работников наблюдается в:

строительстве - прием составил 83,9 процента от увольнений (77,6 процента в январе-октябре 2011 г.);

промышленности  – 93,2 процента (95,9 процента);

транспорте  и связи - 92,6  процента (90,8 процента).

Списочная численность  работников в январе-октябре 2012 г. составила 3 374 тыс. человек или 97,6 процента от показателя января-октября 2011 г. (снижение на  81,9 тыс. человек).

Наибольшее  снижение списочной численности  наблюдалось:

в строительстве  – на 44,9 тыс. человек;

в промышленности –  на 17,3 тыс. человек;

в сельском хозяйстве  – на  12,4 тыс. человек;

на транспорте и в  связи − на 5,3 тыс. человек.

Основной мотив  выезда граждан за рубеж – привлекательный  уровень оплаты труда в сопредельных странах.

Согласно данным Белстата за октябрь 2012 г. среди стран СНГ Республика Беларусь по уровню оплаты труда занимает третье место после Российской Федерации и Казахстана.

Справочно: В октябре 2012 г. среднемесячная заработная плата в Российской Федерации  составила 839,9 доллара США в эквиваленте, Казахстане – 666,2, Республике Беларусь – 494,3, Украине – 374,5 доллара США.

В сентябре 2012 г. среднемесячная заработная плата работников Российской Федерации, Казахстана превышала  среднемесячную заработную плату работников Республики Беларусь, занятых:

в строительстве  – в 1,4 и 1,3 раза соответственно;

на транспорте  и связи – в 1,8 и 1,6;

обрабатывающей  промышленности – в 1,4 и 1,3;

торговле и  сельском хозяйстве – в 1,3 и 1,1;

здравоохранении – в 1,6 и 1,3;

образовании – 1,7 и 1,3 раза.

Сохранение  высококвалифицированных кадров зависит сегодня, прежде всего, от того, насколько наниматели проявляют инициативу в совершенствовании организации производства, улучшении финансово-экономического положения своих организаций и применении гибких систем оплаты труда.

Существующая  в республике нормативная правовая база в области оплаты труда позволяет коммерческим организациям самостоятельно принимать решения по усилению стимулирования труда работников с учетом финансового состояния организации, эффективности хозяйствования, производительности труда, сложности выполняемых работ, уровня квалификации и вклада каждого работника в общие результаты деятельности.

Справочно. В целях оказания методической помощи руководителям и специалистам, а  также индивидуальным предпринимателям в разработке систем оплаты труда работников, увязанных с эффективностью их деятельности и максимально учитывающих вклад каждого работника, постановлением Минтруда и соцзащиты от 21.10.2011 г. № 104 утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ