Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ рынка труда: рассмотрение его функций, сущности, понятия, особенностей и проблем функционирования в Белоруссии.
1. ВВЕДЕНИЕ 4
2. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА. 4
2.1. Сущность и специфика рынка труда. 4
2.2 Структура рынка труда 5
2.3. Особенности современного рынка труда 10
2.4. Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда 11
2.5 Занятость населения: виды и формы 14
2.6 Безработица: понятие, причины, формы, измерение 18
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
3.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ 20
3.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь 23
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 28
Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.
Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.
2.5 Занятость населения: виды и формы
Рабочая сила, будучи товаром, реализует себя на рынке труда, представляющем собой социально-экономические отношения по поводу найма рабочей силы и ее использования между работодателем и рабочей силой.
Величина рынка труда определяется как трудовыми ресурсами, так и масштабами развития производительных сил. Для любого товарного рынка присущи свои характерные особенности. Характерной чертой рынка труда, отличающей его от любого товарного рынка, является то, что наем и использование рабочей силы, с одной стороны, происходит на основе добровольности, как работника, так и работодателя, и, с другой стороны, - обеспечения социальных гарантий со стороны государства.
На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости.
Занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов. [17]
Учет населения по видам занятости позволяет различать следующие виды занятости:
1) продуктивная занятость
- имеет место в сферах
2) полезная занятость, которая
распространяется на все
3) рациональная занятость,
которая отражает соотношение
продуктивной занятости с
4) полная занятость, при
которой все желающие работать
при сложившемся (доминирующем) уровне
реальной заработной платы
5) эффективная занятость
- это занятость населения, обеспечивающая
достойный доход, рост образовательного
и профессионального уровня
Полная занятость возможна
и при некотором отклонении существующих
рабочих мест от статуса экономически
целесообразных, при несоответствии их
профессионально-
Государственная политика в области занятости населения направлена на:
- обеспечение равных
- поддержку трудовой и
предпринимательской
- соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;
- обеспечение социальной
защиты населения в области
занятости на основе
Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.
Государственная служба занятости Республики Беларусь сформирована в 1991 году после принятия Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII "О занятости населения Республики Беларусь". [16] Правовыми актами, регулирующими основную деятельность государственной службы занятости, являются Закон “О занятости населения”, “Положение о Государственном фонде занятости населения”, указы президента.
Основные задачи - учитывать свободные рабочие места и граждан нуждающихся в трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых работников работодателями, сохранять и организовывать новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования, организовывать общественные работы, организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий, регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие виды материальной помощи, оформлять досрочный выход на пенсию, разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Важным принципом обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависит непосредственно от человека.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма регулирования, динамичное равновесие спроса и предложения, рабочей силы на рынке труда.
Выделяются два блока проблем:
- Оживление экономической
ситуации и инвестиционной
- Совершенствование системы
оплаты труда, расширение возможностей
получения населением
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. С позиции занятости населения намечаемое правительством ужесточение кредитно- финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Необходимо также усилить роль источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать приток децентрализации средств. Процессы банкротства и санации несостоятельных предприятий в настоящее время весьма противоречивы [19].
С одной стороны, в условиях существующего дефицита государственного бюджета назрела потребность в ликвидации и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств в целях ускорения структурной перестройки экономики.
С другой - учитывая наличие в стране значительного количества монопольных предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно тесно увязываться с решением сложных социальных проблем, связанных с высвобождением и перераспределением работников, определением правовых условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии, нахождением финансовых средств для обеспечения минимума социальных гарантий высвобождаемым работникам.
Касаясь второго направления - достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономики активного населения и их возможности воздействия на рынок труда показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделять вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально- демографических групп населения.
В частности, государственная политика на рынке труда в отношении женщин должна предполагать тесную увязку программы женской занятости со всей социальной политикой. Например: если повысить пособие на детей это сможет увести с рынка труда большую часть женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы занятости - каждая пятая женщина хотела бы завести свое собственное дело.
Для снижения давления на рынок труда молодежи важно расширить ее подготовку в дневных учебных заведениях при сокращении заочного и вечернего обучения.
Для лиц пенсионного и предпенсионного возраста актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет уменьшено[18].
Существенное влияние на ситуацию на областном и региональном рынках труда оказывает современное решение проблем подготовки и переподготовки кадров.
2.6 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Из определения сущности категории занятости следует, что она является естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема категория полной занятости по следующим причинам:
Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом до его поступления на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к категории не занятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.
Во-вторых, научно-технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в «новых» отраслях. Это структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления государству и частным фирмам необходимо создавать центры по переподготовке кадров.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь