Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:50, реферат

Краткое описание

Фондовый рынок является важнейшим механизмом рыночной экономики предоставляющим возможность привлечения инвестиций и перераспределения капитала. Эффективно работающий фондовый рынок служит основным поставщиком инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. При помощи этого рынка в развитых экономиках обеспечивается решение многих макроэкономических проблем, среди которых особое значение имеет проблема экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

Развитие саморегулируемых организаций и повышение их роли в регулировании рынка ценных бумаг


Государственное регулирование составляет основу существования современного- рынка капитала. Исторически государственное регулирование характеризуется большей эффективностью по сравнению с негосударственным что связано с тем, что государственные механизмы в наибольшей мере позволяют обеспечить достижение главной цели эффективного регулирования фондового рынка - защиты интересов инвесторов. , Вместе с тем, негосударственное регулирование, или саморегулирование возможно рассматривать как дополнение к государственному. В мировой практике сложились два подхода к данной проблеме европейский и американский.

В Европе нет единого мнения о роли саморегулирования в контексте регулирования фондового рынка. Так, некоторые специалисты считают, что саморегулирование в целом должно играть главную роль в условиях быстро развивающихся рынков. Однако они затрудняются в конкретном и четком определении этой роли. Другая точка зрения отводит саморегулированию главную роль только в отдельных областях регулирования фондового рынка (принятие внутренних кодексов поведения или кодексом поведения на профессиональных рынках) и второстепенную роль на рынке розничных услуг. Кроме того, существуют серьезные сомнения в способности саморегулирования учитывать общественные интересы, что делает неизбежным возникновение конфликта интересов при наделении бирж регулятивными функциями [207].

Анализ некоторых документов ЕС в области предоставления инвестиционных услуг показывает, что саморегулирование в целом не рассматривается как действенный инструмент регулирования рынка. Так, действующая Директива об инвестиционных услугах 1993 г. не упоминает саморегулирование в качестве инструмента при разрешении вопросов регулирования деятельности и конкуренции фондовых бирж. Указанные вопросы адресуются компетенции государственных регуляторов [208].

В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.

В России статус саморегулируемых организаций был определен в 1996 году с принятием закона «О рынке ценных бумаг» законодательно было подтверждено право их существования, а также определены основные характеристики и задачи их существования. Так, законом установлено, что саморегулируемая организация - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемое для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка, соблюдения стандартов профессиональной этики, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, а также защиты интересов участников саморегулируемой организации. Кроме того, закон определил право СРО на получение информации о проверках своих членов, проводимых органами власти, разрабатывать правила и стандарты деятельности и контролировать их исполнение. СРО также могут осуществлять подготовку профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом закон также установил основные требования к саморегулируемым организациям в отношении количества участников, порядка приобретения статуса СРО, а также условия отказа и отзыва разрешения на осуществление деятельности саморегулируемой организации.

Вместе с тем, система саморегулирования в России начала формироваться еще до принятия указанного закона в период проведения рыночных реформ и активизации финансовых рынков в условиях отсутствия регулятивных процедур за участниками рынка и единых правил торговли. Отсутствие единых систем организации торгов, а также деловых обычаев на фондовом рынке в силу его молодости вызвало к жизни необходимость формирования объединений, в рамках которых устанавливаются единые требования к проведению торгов и формируется цивилизованная торговая система. В результате после нескольких лет стихийного развития российского рынка ценных бумаг его участники пришли к выводу, что дальнейшая работа без принятия единых правил поведения на фондовом рынке невозможна. Но это могло стать реальностью только после объединения брокеров в профессиональную ассоциацию, которая установила бы правила и следила за их выполнением.

15 мая 1994 года в Москве  представителями 15-ти ведущих компаний  была официально учреждена Профессиональная  ассоциация участников фондового  рынка (ПАУФОР), которая стала прообразом  будущей саморегулируемой организации — НАУФОР. Первоначальными задачами ПАУФОР были разработка стандартов торговли ценными бумагами и комплекса мер дисциплинарного воздействия на их нарушителей, а также создание для участников ассоциации внебиржевой компьютерной торговой системы. Уже в сентябре 1994 года был принят первый вариант правил ПАУФОР, что позволило сразу перейти к активному созданию системы торговли.

Единственной возможностью создать торговую систему оказалась организация внебиржевой торговли между членами ассоциации, которые добровольно обязались придерживаться взаимных договоренностей, правил информационной открытости и единого документооборота.

Для обслуживания внебиржевого рынка акций была выбрана американская система ПОРТАЛ, поскольку она уже успела хорошо зарекомендовать себя на американском рынке. В конце 1994 года систему установили в брокерских фирмах - членах ПАУФОР и были проведены пробные торги. Летом 1995 года на смену ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС). Система позволяет ее участникам в режиме реального времени выставлять котировки, получать оперативную информацию о состоянии рынка и заключать сделки.

Первоначально РТС связывала в единую сеть четыре крупных внебиржевых рынка страны: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Екатеринбургский. Затем терминалы системы появились в других регионах.

Введение к работе


Актуальность темы исследования. Современная история российского рынка ценных бумаг характеризует новый этап в его государственном регулировании. Высокоорганизованный и защищенный рынок ценных бумаг во многом определяет возможности национальной экономики в удовлетворении инвестиционных потребностей, в формировании эффективного механизма трансформации сбережений населения в инвестиции. Ключевая роль в реализации этих возможностей отводится государственному регулированию рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование экономических отношений, возникающих на рынке ценных бумаг России, с момента его формирования характеризовалось рядом серьезных проблем, связанных с тяжелой регулятивной инфраструктурой, перегруженностью подзаконными актами, а также излишним вниманием к участникам рынка ценных бумаг и практически полным отсутствием такового к проблеме обеспечения прозрачности и надежности рынка с точки зрения инвесторов. Отсутствие системного подхода к организации рынка ценных бумаг, созданию механизмов раскрытия информации, регулированию недобросовестных рыночных практик, а также либерализованный режим присутствия на российском рынке иностранных инвесторов привели к тому, что российский рынок ценных бумаг в настоящее время не выполняет своей инвестиционной функции и служит преимущественно объектом спекулятивных операций крупных компаний.

Ухудшение состояния фондового рынка, повышение его волатильности в условиях финансово-экономического кризиса свидетельствуют о необходимости пересмотра концепции либеральной экономики и сокращения государственного вмешательства в регулятивные процессы. В результате формирования кризиса на российском фондовом рынке стала очевидной необходимость не только усиления регулятивного воздействия государства на экономические отношения, складывающиеся на этом рынке, на механизм его функционирования, но и потребность в кардинальной перестройке самой системы государственного регулирования рынка ценных бумаг, формирования новых принципов и подходов к его организации.

Указанные положения подтверждают актуальность темы диссертационного исследования и определяют необходимость изучения современных проблем организации государственного регулирования рынка ценных бумаг как с точки зрения экономической теории, так и практических позиций.

Степень разработанности проблемы. Исследованием проблем современного рынка ценных бумаг и механизмов его функционирования в последние годы занимаются многие отечественные ученые и специалисты-практики. В то же время основное внимание уделяется преимущественно самому фондовому рынку, а проблемы государственного регулирования, как правило, практически не исследуются.

Отдельные вопросы функционирования рынка ценных бумаг и организации его государственного регулирования затрагивались и в трудах классиков политической экономии: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Р. Гильфердинга, Дж.М. Кейнса, А Пигу, Г. Марковица, Р. Брейли, Р. Тьюлза, С. Майерса, и др. Однако в их работах комплексное исследование рынка ценных бумаг и его государственного регулирования также отсутствует, а рассматриваются лишь отдельные аспекты функционирования фондового рынка.

Изучению отдельных вопросов инвестиционной роли рынка ценных бумаг посвящены труды ведущих российских экономистов: Р. Абалкина, А. Абрамова, А.С. Бараховского, В.В. Булатова, М.Ю. Л.П. Куракова, М.Ю. Маковецкого, В.А. Мальгина, М.П. Посталюка, В.С. Торкановского, А. Радыгина, Ю. Данилова, А.Л. Витина, Н. Петракова, А.Н. Шохина, Г.Е. Яковлева и др.

Наиболее существенный вклад в изучение вопросов роли государства на рынке ценных бумаг внесли труды Е. Авакяна, С.А. Банина, В.В Глущенко, П.М. Ланскова, Я.М. Миркина, В.С. Плескачевского, А. Рота, Б.Б. Рубцова, М.Г. Янукяна и некоторых других. Кроме того, особо следует выделить работы В. Артюшенко, П.В. Дубоноса, Е. Зенькович, О. Осипенко, А. Саватюгина и некоторых других экономистов, занимавшихся исследованием роли саморегулирования в системе регулирования рынка ценных бумаг.

В то же время большинство трудов характеризуются односторонним подходом к освещению проблемы государственного регулирования и затрагивают, преимущественно вопросы организационного механизма функционирования государственного регулятора. При этом, учитывая молодость российского фондового рынка, очевидным становится недостаток фундаментальных исследований относительно государственного регулирования на рынке ценных бумаг и проблем эффективной его организации. Поэтому первые серьезные исследования в области рынка ценных бумаг в российской науке появились только 1995-1996 гг., а относительно вопросов его государственного регулирования – после кризиса 1998 года. Интерес к государственному регулированию рынка ценных бумаг вновь возрос в условиях кризиса 2008 года, но в научной среде по-прежнему отсутствует системность в изучении возможностей его совершенствования.

Несмотря на определенный интерес к проблемам организации государственного регулирования рынка ценных бумаг, говорить о формировании в России эффективной модели такого регулирования преждевременно, поскольку ряд актуальных проблем остается нерешенным. В частности, не сформирована адекватная современным потребностям правовая база защиты интересов инвесторов на фондовом рынке, отсутствует эффективный механизм трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы фондового рынка, а также не определены возможности построения системы взаимодействия регуляторов на российском рынке ценных бумаг.

Цель исследования. Цель диссертационной работы заключается в определении основных направлений реформирования системы государственного регулирования рынка ценных бумаг, способствующих созданию условий для повышения его инвестиционного потенциала.

Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи исследования:

- систематизировать теоретические  представления о сущностных характеристиках  государственного регулирования  рынка ценных бумаг;

- рассмотреть формы и  методы государственного регулирования  рынка ценных бумаг;

- оценить эффективность  современного фондового рынка  России и его государственного  регулирования;

- выявить институциональные  характеристики регулирования фондового  рынка России и возможности  их качественного изменения;

- разработать конкретные  предложения по совершенствованию  основных направлений в системе  государственного регулирования  рынка ценных бумаг.

- смоделировать механизм  взаимодействия государства и  саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг.

Объектом исследования является рынок ценных бумаг как сфера государственного регулирования экономики.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования рынка ценных бумаг в современных условиях.

Область исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с п. 1.1 – «Политическая экономия: взаимодействие экономических и политических процессов на национально-государственном и глобальном уровнях; формирование экономической политики (стратегии) государства; теоретические проблемы экономической безопасности»; п.1.4. «Институциональная и эволюционная экономическая теория: теория прав собственности» паспорта специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.01 – «Экономическая теория».

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения экономической теории, а также прикладные исследования, определяющие ключевые тенденции развития фондового рынка России, влияющие на возможность установления эффективной и адекватной системы форм и методов государственного регулирования рынка ценных бумаг. Изучение институциональных основ государственного регулирования на рынке ценных бумаг позволяет определить факторы, оказывающие как позитивное, так и ограничивающее воздействие на развитие фондового рынка и его государственное регулирование.

Информация о работе Рынок ценных бумаг как объект государственного регулирования