Эмпирической базой исследования
являются данные Федеральной службы государственной
статистики, федеральных органов государственной
власти и управления, нормативно-правовые
акты в области государственного регулирования
рынка ценных бумаг, а также данные, содержащиеся
в периодической печати, в работах ведущих
российских и зарубежных экономистов;
данные российских фондовых бирж и статистические
материалы, размещенные на тематических
сайтах всемирной сети Интернет.
Диссертационная работа опирается
на диалектический и общенаучные методы
исследования, такие как: анализ, синтез,
метод аналогий, гипотетический, исторический
методы, а также обобщение, сравнение,
измерение и моделирование. В числе методов
экономического анализа были использованы
метод группировки, вертикальный и горизонтальный
анализ, индексный и графический методы.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- Уточнено понятие государственного
регулирования рынка ценных бумаг
как системы экономических, правовых
и организационных мер, осуществляемых
уполномоченными государственными
органами, а также саморегулируемыми
организациями рынка ценных бумаг, направленных
на формирование эффективного рынка путем
установления определенных правил и стандартов
осуществления операций, обязательных
для всех его участников и контроля за
их выполнением, основанных на принципах
разграничения полномочий и приоритета
государственного воздействия.
- Выявлены и проанализированы
основные показатели эффективности
фондового рынка России. Дана
оценка влияния мер государственного
регулирования на достижение
российским рынком ценных бумаг
эффективного состояния.
- Разработана и теоретически
обоснована система мер, направленных
на совершенствование институциональных
характеристик государственного
регулирования на рынке ценных
бумаг России. Доказана необходимость
смены регулирования по институциональному
принципу на регулирование по
функциональному принципу. Обоснована
необходимость институциональных
преобразований в механизме нормотворчества
в связи с чрезмерной ролью
неформальных институтов в регулировании
фондового рынка России.
- Предложена система мер
государственного регулирования, направленных
на снижение спекулятивного характера
российского рынка ценных бумаг
через систему налоговых льгот,
повышения нормы процента по
маржинальным операциям.
- Предложена система защиты
интересов частных инвесторов
при приобретении ценных бумаг,
размещаемых на первичном рынке,
путем законодательного закрепления
права конвертации принадлежащих
им акций в специальные нерыночные
облигации той же компании. Конвертация
акций и выпуск соответствующих
облигаций должны проводиться
в том случае, если стоимость
акций с момента их первичного
размещения не поднималась выше
цены размещения.
- Обоснована необходимость
сокращения доли государства
в публичных компаниях до уровня
блокирующего пакета акций с
целью повышения капитализации
российского рынка ценных бумаг
и повышения ответственности
эмитентов перед частными инвесторами.
- Сформулирована концептуальная
модель взаимодействия государства
и саморегулируемых организаций на
рынке ценных бумаг, определяемая в зависимости
от уровня развития фондового рынка и
стратегических задач его функционирования.
Определены возможности повышения эффективности
взаимодействия саморегулируемых организаций
в России с государственным регулятором
фондового рынка.
Теоретическая и практическая значимость
работы. Теоретическое значение диссертационного
исследования заключается в разработке
системы понятий, целей и задач, а также
форм и методов государственного регулирования
рынка ценных бумаг в современных условиях.
Ряд теоретических положений, выдвинутых
автором в исследовании, разработанная
модель взаимодействия государства и
саморегулируемых организаций, а также
материалы диссертационного исследования
используются в учебном процессе при преподавании
дисциплин и разработке учебных программ
для таких учебных дисциплин как «Экономическая
теория», «Макроэкономика», «Рынок ценных
бумаг», «Экономика общественного сектора»,
«Национальная экономика». Практические
результаты исследования и выдвинутые
предложения могут быть использованы
органами государственной власти и управления
для реформирования механизма государственного
регулирования фондового рынка.
Апробация работы. Основные выводы и положения
диссертационного исследования представлялись
на международных, всероссийских, межвузовских
научно-практических и научных конференциях
в период с 2006 по 2009 год, проходивших в
г. Москве, Казани, Чебоксарах, Набережных
Челнах и Альметьевске.
По теме диссертационного исследования
опубликовано одиннадцать работ.
Структура диссертационной работы логически обоснована, определяется
целью и задачами исследования. Работа
изложена на 165 станицах и состоит из введения,
двух глав, включающих шесть параграфов,
заключения, списка литературы, состоящего
из 216 источников и двух приложений.
Во введении обоснована актуальность
темы диссертационного исследования,
сформулированы цели и задачи, определены
объект и предмет исследования. Раскрыта
научная новизна и практическая значимость
работы.
В первой главе рассмотрены
теоретические и методологические подходы
к определению роли государства в регулировании
рынка ценных бумаг, определена сущность
государственного регулирования рынка
ценных бумаг, система форм и методов регулирования,
проанализированы показатели эффективности
фондового рынка, сформулированы выводы
об эффективности государственного регулирования
рынка ценных бумаг в России.
Во второй главе определены
институциональные характеристики государственного
регулирования рынка ценных бумаг, выявлены
основные проблемы функционирования фондового
рынка в условиях кризиса, предложен механизм
регулирования рынка ценных бумаг для
повышения эффективности его функционирования,
изучена роль саморегулирования на рынке
ценных бумаг и возможности его совершенствования.
В заключении диссертации сформулированы
основные выводы и обобщены рекомендации
по совершенствованию государственного
регулирования рынка ценных бумаг.
Введение………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного
регулирования рынка ценных
бумаг……………………………….4
2. Современное состояние государственного
регулирования российского
рынка ценных бумаг…………………11
3. Направления совершенствования
государственного
регулирования рынка ценных
бумаг в России………….………….16
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы………………………
Бузулукский финансово-экономический
колледж
Курсовая работа
На тему: «Государственное
регулирование РЦБ»
Бузулук 2005 г.
Содержание
Введение 3
1 Сущность, структура и организация
рынка ценных бумаг России 4
1.1 Место рынка ценных бумаг
в системе рынков 4
1.2 Общая характеристика и структура
рынка 6
1.3 Участники рынка ценных бумаг
и виды профессиональной деятельности
на нем 9
2 Система государственного регулирования
РЦБ в РФ Error: Reference source not found
2.1 Цели и принципы регулирования
рынка ценных бумаг 13
2.2 Государственное регулирование
рынка ценных бумаг 15
2.4 Проблемы современного РЦБ России
25
3 Реформирование системы государственного
регулирования РЦБ России и
перспективы его развития 27
3.1 Перспективы развития российского
рынка ценных бумаг 27
3.2 Реформы в системе государственного
регулирования РЦБ России 29
Заключение 35
Список использованных источников 36
Введение
В настоящее время одним из наиболее
гибких финансовых инструментов является
использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого
нормального товарного оборота. Будучи
товаром, они сами вместе с тем способны
служить как средством кредита, так и средством
платежа, эффективно заменяя в этом качестве
наличные деньги.
Ранее в условиях плановой экономики
некоторые виды ценных бумаг использовались
в имущественных отношениях (облигации
и лотерейные билеты в отношениях с участием
граждан, векселя во внешнеторговом обороте).
В настоящее время переход к рыночной
организации экономики и формирование
рынка ценных бумаг потребовали возрождения
и использования всего многообразия ценных
бумаг. Сейчас в Российской Федерации
активно функционируют такие биржи, как
ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская
Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская,
Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская
биржи… Как видно фондовый рынок является
неотъемлемой частью рыночной экономики,
вследствие чего появилась настоятельная
потребность в изучении всего комплекса
возможностей, предоставляемого этим
рынком, а также в четком правовом оформлении
ценных бумаг и их оборота, при отсутствии
которого их использование просто невозможно.
Методическую и теоретическую основу
исследования российского рынка ценных
бумаг составили труды отечественных
и зарубежных ученых, Гражданский кодекс
РФ, Указы Президента, Постановления Правительства
РФ и Министерства Финансов, а также другой
методический материал по изучаемым вопросам.
В процессе изучения и обработки материалов
применялись следующие методы экономических
исследований: абстрактно - логический,
монографический, экономико-статистический,
расчетно-конструктивный, описательный,
использовались основные приемы анализа.
Информационную основу работы составили
годовые отчеты, данные статистической
отчетности, специальная литература по
исследуемой теме отечественных и зарубежных
авторов.
Целью данной работы является раскрытие
особенностей государственного регулирования
рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Предметом моей курсовой работы является
выявление проблем, присущих государственному
регулированию РЦБ в России.
Объектом исследования является взаимоотношения
участников РЦБ в РФ с государством.
Задачи: определить сущность, структуру
и организацию рынка ценных бумаг в России;
ознакомиться с системой государственного
регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы
развития и рассмотреть реформирование
системы государственного регулирования
РЦБ России на современном этапе.
1 Сущность, структура и
организация рынка ценных бумаг
России
Место рынка ценных бумаг в
системе рынков
По структуре финансовый рынок делится
на три взаимосвязанных и дополняющих
друг друга, но отдельно функционирующих
рынка:
Денежный рынок - рынок находящихся в
обращении наличных денег и выполняющих
аналогичные функции краткосрочных платежных
средств (векселя, чеки и т. д.).
Рынок ссудного капитала или рынок долгосрочных
и краткосрочных банковских кредитов.
Он охватывает отношения, возникающие
по поводу предоставления кредитными
учреждениями платных и возвратных ссуд,
не связанных с оформлением таких документов,
которые могли бы самостоятельно обращаться
на рынке: покупаться или продаваться,
погашаться.
Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные
отношения, так и отношения совладения,
выражающиеся через выпуск специальных
документов, которые имеют собственную
стоимость и могут обращаться на рынке.
Под денежным рынком понимается рынок
краткосрочных кредитных операций (до
одного года) и в свою очередь подразделяется
на учетный рынок, межбанковский рынок
и валютный рынок. На учетном рынке основными
объектами купли-продажи являются казначейские
и коммерческие векселя и другие краткосрочные
ценные бумаги, межбанковский рынок функционирует
за счет предоставления кредитов банками
друг другу (использование временно свободных
денежных средств) сроками от одного дня
до пяти лет, валютный же рынок обслуживает
международный платежный оборот.
Рынок ссудных капиталов включает операции
частных кредитно-финансовых институтов,
государственных учреждений, иностранных
институтов и рынок ценных бумаг, который
в свою очередь делится на внебиржевой
(первичный) и биржевой оборот, а также
рынок через прилавок - “уличный” рынок.
Первичный внебиржевой оборот охватывает
в основном облигации новых эмиссий. На
фондовой бирже обращаются исключительно
акции, а также некоторое количество ранее
выпущенных облигаций, как частных, так
и государственных.
Государство в лице кредитных институтов
является не только продавцом ценных бумаг,
но и покупателем, участвуя, таким образом,
в перераспределении денежного капитала.
Операции кредитно-финансовых институтов
на рынке капитала не всегда связаны с
приобретением ценных бумаг, поэтому их
деятельность не следует отождествлять
ни с биржевым, ни с внебиржевым оборотом
фиктивного капитала. В ряде случаев финансирование
ими корпораций осуществляется без покупки
ценных бумаг путем прямого кредитования.
В то же время и внебиржевой оборот и фондовая
биржа – это сферы, где большую роль играют
кредитно-финансовые институты. Кроме
того, на национальные рынки ссудных капиталов
все чаще вторгается иностранный банковский
капитал.