Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Большинство современных экономик в той или иной мере основаны на рыночной системе и различаются лишь институциональными особенностями организации и степенью государственного вмешательства в экономические процессы. Поэтому изучение принципов и механизмов функционирования рынков экономических благ и производственных ресурсов составляет основу подготовки современных экономистов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….……………………………... 3
2. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция…………………………………………………………………………………….…3
3. Конкуренция: понятие, классификация видов……………………………………………9
4. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике……………………………………………………………..…13
5. Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике……………….16
6. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели…..21
Литература…………………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач-макроэк.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Зато ряд стран, ранее входивших в категорию развивающихся, поражают стремительными темпами экономического роста и развития. Единой чертой экономик новых индустриальных стран является их развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государственного вмешательства существенно различаются от страны к стране. Так, например, экономика Гонконга - либеральная рыночная, с минимальной степенью государственных ограничений, и даже переход под юрисдикцию КНР существенно не изменил ее. Модель Сингапура основана на частной собственности, но уровень государственного вмешательства здесь значителен, хотя последнее происходит не ради перераспределения доходов, а скорее с целью интенсификации экономического развития и достижения сбалансированного роста в стране. В экономике Тайваня заметно присутствие крупного государственного сектора, а модель развития Южной Кореи похожа на японскую, правда, с большим уровнем директивного государственного регулирования. Таким образом, затруднительно выделить какой-то общий путь развития экономик новых индустриальных стран, но во всех случаях важнейшую роль сыграла международная торговля и весьма значительную - иностранные инвестиции.

Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений - все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности. Этой стране свойственна значительная региональная дифференциация: в одних регионах развиваются новые рыночные предприятия, а другие по-прежнему живут в социалистическом режиме. Анклавы вроде Гонконга функционируют достаточно обособленно, и даже въезд граждан на их территорию ограничен. Вместе с тем Китай развивается в направлении рыночной экономики, правда, в специфическом варианте.

Экономику бывших социалистических стран принято называть переходной (в интерпретации отдельных экономистов - трансформационной, транзитивной). Отказ от модели социалистической экономики и поиск модели рыночной экономики постсоциалистическими странами обусловлен низкой экономической эффективностью систем хозяйствования, действовавших в этих странах. Главной причиной неудовлетворительных результатов их функционирования признается нерыночный характер данных систем. Изменения, связанные преимущественно с количественными параметрами системы, можно назвать модернизацией. Переход количественных изменений в качественные означает трансформацию системы.

Изменения в социально-экономической системе носят объективный характер, однако при этом имеет большое значение субъективная деятельность государственных органов, проводящих комплекс мер по регулированию процессов трансформации. Такая целенаправленная деятельность называется реформированием. В силу своей новизны трансформационные процессы недостаточно изучены в экономической науке, поэтому, когда реформы только начинались, трудно было предсказать их последствия для жизни общества и то, как пойдет развитие. Отсутствовали четкие планы. Некоторые страны, в первую очередь государства Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия), выбрали политику "шоковой терапии", подразумевавшую очень быстрые процессы разгосударствления, дерегулирование экономики и приватизацию. Другие, например Китай, пошли по пути медленных, "эволюционных" реформ. Бывшие республики Советского Союза по-разному приступили к реформированию экономик. Страны Балтии провели реформы "шоковой терапии", Республика Беларусь и большинство других государств избрали путь постепенных изменений. Специфика переходного периода в каждом случае подчиняется историческим и институциональным особенностям страны, потому достаточно спорными являются ссылки на опыт (как положительный, так и отрицательный) соседей.

Страны, проводившие политику "шоковой терапии", сумели быстро реформировать экономику, но за это заплатили социальными потрясениями, безработицей, спадом производства и т.д. Те, кто пошли по эволюционному пути, избежали многих напастей, но отстали в процессах формирования современной конкурентоспособной экономики. В Российской Федерации в некоторых отраслях проводились мероприятия "шоковой терапии" (приватизация крупных предприятий), но при этом предпринимались усилия, чтобы сохранить существовавшие социальные отношения. Как следствие Россия показала противоречивые результаты реформ, которые оцениваются многими экономистами скорее как отрицательные.

Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.

Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики по своему содержанию не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве - это политика укрепления конкурентных рыночных механизмов и регулирования фиаско рынка.

 

Рассмотрим основные особенности белорусской модели.

 

Процессы разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер. Так, на конец 2004 г.37% продукции в стране производилось предприятиями государственной формы собственности, 63% - негосударственными и иностранными предприятиями. В то же время большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определенная доля принадлежит государству, а зачастую государство владеет контрольными пакетами акций. Кроме того, даже в отношении по преимуществу частных предприятий государство проводит сильную регулирующую политику, пользуясь институтом "золотой акции" и другими мерами. Таким образом, крупные акционерные общества, образованные на базе существовавших в советское время предприятий, находятся под государственным контролем. Частные предприятия в большинстве своем - это малые предприятия (более 26 тыс. на начало 2004 г) и индивидуальные предприниматели (более 180 тыс.).

Отношение величины консолидированного бюджета республики к объему валового внутреннего продукта в 2004 г. составляло 44,6%. Это сравнительно невысокий показатель. В европейских странах с социальной рыночной экономикой отношение госбюджета к ВВП составляет зачастую более 50%.

Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.

Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.

Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. Объем социальных трансфертов в 2004 г. составлял 6442 млрд. руб., или 21,8% всех денежных доходов населения. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое - важные направления государственных расходов.

В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью - это высокие темпы экономического роста. Определенная степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.

В лекции, прочитанной в Белорусском государственном экономическом университете, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сформулировал основные черты белорусской модели социально-экономического развития. Он отметил, что "в процессе живой, созидательной практики сложилась за эти годы белорусская модель социально-экономического развития. В ее основе - создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой.

Очевидно, что наша экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и традиции".

Глава государства подчеркнул: "Наша модель основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. По мере создания новых рыночных институтов происходит постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи, позиция государства остается однозначной: здесь регулирование обязательно.

В Беларуси выбрана модель, которая базируется не на массовой, а на индивидуальной приватизации, нацеленной на повышение эффективности производства. Главная задача - привлечь в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов".

Далее Президент поставил вопрос следующим образом: "Давайте взглянем на проблему и с другой стороны - чего не дала белорусская модель развития?

Во-первых, она не позволила сформироваться в нашей стране олигархическим кланам. База для неправедного обогащения и разворовывания национальных богатств была подорвана тем, что основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках...

Во-вторых, в соответствии с национальной моделью развития мы не допустили к власти криминальные элементы. Системная борьба с коррупцией и преступностью позволила Беларуси сохранить свой международный авторитет как одной из самых некоррумпированных стран мира...

В-третьих, наша модель не привела к массовой безработице и обнищанию людей...

В-четвертых, белорусская модель развития не привела к разрыву традиционных экономических связей с партнерами и развалу реального сектора экономики, имеющей открытый, ориентированный на экспорт характер".

В выступлении А.Г. Лукашенко раскрыты основные принципы социальной справедливости, которых придерживается в своей деятельности белорусское правительство:
"старшее поколение должно иметь обеспеченную старость;люди в трудоспособном возрасте - работу, соответствующую уровню их образования и квалификации, с адекватной оплатой труда; молодежь - равные стартовые возможности в получении образования, освоении профессий и специальностей в соответствии с их способностями и склонностями, а также потребностями народного хозяйства".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Лукашенко А.Г. Экономическая политика белорусского государства.

 

2.  Лекция Президента Республики Беларусь в БГЭУ 29 ноября 2002 г. Мн.: БГЭУ, 2002
 

3. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли. Т.2: Теория фирмы / Сост., общ. ред.В.М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2000. С.301.

4. Баумоль У. Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли // Вехи экономической мысли. Т.5: Теория отраслевых рынков / Под общ. ред.А.Г. Слуцкого. СПб.: Экон. шк., 2003. С.110-140.

3

 



Информация о работе Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики