Рыночные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная структура – это совокупность, отражающая отраслевые особенности признаков рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющая характер взаимопонимания фирм в отрасли. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и типы 4
рыночных структур 4
Глава 2. Характеристика типов рыночных структур 7
2.1. Совершенная (свободная) конкуренция 7
2.2. Монополия 10
2.3. Олигополия 16
2.4.Монополистическая конкуренция 21
Глава 3. Экономика России 25
3.1.Рыночные структуры в переходной экономике России 25
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

микроэк.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

 

         Дифференциация  товаров может быть основана  на:

  • физических характеристиках товара;
  • месторасположении;
  • "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.
  • Кроме того, иногда дифференциацию делят на горизонтальную и вертикальную:
  • вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие" (выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");
  • горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).

 

  1. Большое количество продавцов:
  • с одной стороны, исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен;
  • с другой — не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.
  1. Барьеры вхождения в отрасль

Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:

    • малым эффектом масштаба производства;
    • небольшими первоначальными инвестициями;
    • небольшим размером уже действующих предприятий.
  1. Неценовая конкуренция — также характерная черта

монополистической конкуренции.

Фирма, действующая в условиях монополистической  конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

    • изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);
    • производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);
    • пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

 

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

Монополистическая конкуренция обладает рядом положительных и отрицательных черт (рис. 2.3). 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3 Основные достоинства и минусы монополистической конкуренции

 

 

Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента более эластична, чем при чистой монополии и эластичность зависит от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта (рис. 2.4).

 

В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки при условии MR = MC на графике в точке Е. При этом цена продукта (Р) установится выше минимума АТС и выше предельных издержек P>MC. 

 

 

Рис. 2.4 Механизм определения объёма производства и ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономика России

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-е место.

Номинальный ВВП России за 2011 год  составил 54,6 трлн рублей, ВВП по ППС — $2,38 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2011 год занимает 46-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 52-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %.

3.1.Рыночные структуры в переходной  экономике России

 

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. 
Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. 

Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали, производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. 

Особо сложный круг задач встал в тот период перед антимонопольной политикой России в плане преодоления элементов чрезмерного административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

Особенность российских монополий заключается в их истории. В СССР в каждой отрасли строились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узко специализированы, и у них не было конкурентов. Тогда конкуренция была выражена слабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством.  
В результате экономика страны оказались в полной зависимости от сложившейся специфической монополистической иерархии. При этом приходилось различать деятельность монополий, охватывающих экономику в целом (монополизм центральных государственных экономических органов управления), и монополизм ведомственный. Так получалось потому, что непосредственное управление в разрезе отраслей и других крупных подсистем экономики обеспечивали министерства и госкомитеты, бюрократический аппарат которых нередко стремился проводить в жизнь и реализовывать свои интересы, существенно отличающиеся от общегосударственных. На самой нижней ступени этой своеобразной монополистической пирамиды находились производственные предприятия и другие первичные хозяйственные ячейки, лишенные какой-либо реальной самостоятельности и обязанные выполнять задания вышестоящих монопольных структур. Рынок и стоимостные рычаги при этом полностью не исключались, но их использование было подчинено целям и задачам директивного планирования. 

К элементам чрезмерного государственного монополизма относилось сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии, замедленные темпы разгосударствления в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части приватизированных предприятий, сохранение возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности, попытки сплошного “охвата” предприятий различными формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов, промонополистическая политика государства по отношению к естественным монополиям. 

В условиях перехода к рынку, точнее, при тех обстоятельствах, в которых находилась экономика России, при решении вопроса о допустимости или недопустимости использования тех или иных элементов государственного административного монополизма целесообразно было, не упуская, безусловно, из виду критерий ущерба для конкурентной борьбы, учитывать всё же в первую очередь критерий оздоровления экономики.  
То есть, решая вопрос о том, прогрессивна или не прогрессивна та или иная конкретная форма государственного административного монополизма в наших условиях, необходимо было в предстоящие годы руководствоваться, прежде всего, оценкой способности той или иной монополистической формы повлиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.  
Сложности встали перед антимонопольной политикой России и при решении вопроса о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, безусловно, необходимо было подавление безудержных стремлений предприятий-монополистов к взвинчиванию цен на свою продукцию, как одного из главных факторов усиления инфляции. С другой стороны, учитывая кризисное состояние экономики России и объективно большие возможности крупных предприятий по увеличению объёма выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, неизбежно сочетание курса на сдерживание производственных монополий с разумной поддержкой определённой их части. 

Безусловно, формирование концернов, обеспечивающих более рациональную и эффективную организацию целой группы ведущих предприятий отрасли, объединяющих предприятия с общей сырьевой базой и технологией, активно проводящих курс на диверсификацию производства, совершенно не равнозначно многочисленным попыткам воспроизводства былых замкнутых гигантских искусственных монополий, объединявших все предприятия той или иной отрасли, независимо от интересов этих предприятий, и координировавшихся соответствующими министерствами или госкомитетами.

Разграничение монопольных структур различного характера, т.е. выделение тех из них, которые способны оздоравливать экономику, и тех, которые тянут её назад, к временам массового экономического иждивенчества, было, да и сейчас является важной задачей современной российской антимонопольной политики.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (с последующими изменениями), федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Эти отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ. 
Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» регулируется монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции[7].

В декабре 1996 года на заседании Правительства РФ была утверждена концепция среднесрочной правительственной программы на 1997-2000 гг. “Структурная перестройка и экономический рост”. Она содержала специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе была спланирована по следующим основным направлениям:

  1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.
  2. Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки других хозяйствующих субъектов.
  3. Противодействие созданию новых монополистических структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе при формировании финансово-промышленных групп. 
  4. Распространение антимонопольных требований на рынки финансовых, в том числе банковских и страховых, услуг.
  5. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество. 

В настоящее время демонополизация и содействие развитию конкуренции в России проводятся в следующих направлениях:

 

  1. Контроль над соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов.
  2. Контроль над крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%).
  3. Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок.
  4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
  5. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.  

 

 

 

Заключение

В заключение курсовой работы по теме «Рыночные структуры в Российской экономике» можно сделать следующие  выводы:

Информация о работе Рыночные структуры