Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, реферат
Приступая к изучению данной темы, рассмотрим сначала вопросы потребления, сбережения и инвестиций. Рассматривая функцию потребления, мы говорим, прежде всего о денежном потоке. Деньги, которые зарабатываются личностью, называются потоком, а деньги, которыми эта личность владеет, называются запасом. Потребление неразрывно связано с такими экономическими показателями, как уровень цен и доход. Жизнь заставляет людей увеличивать свои денежные запасы (сбережения) двумя путями: сокращая потребление или меняя свои не денежные активы (труд) на деньги. Деньги постоянно меняют свое значение: то они запас, а то они поток, т.е. находятся в обращении.
ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………….…………..…..3
Характеристика сбережений, инвестиций………………………………..4
Понятие и структура сбережений ………………………………………...4
Понятие инвестиций……………………………………………………….8
Факторы, влияющие на инвестиции………………………………………9
Сущность и характеристика рынка ценных бумаг……………………...10
Понятие и структура рынка ценных бумаг……………………………...10
Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг………………..15
Характеристика участников рынка ценных бумаг……………………...17
Современное состояние рынка ценных бумаг в России………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...34
Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но, в отличие от денег, они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента.
В отличие от обычного товара, потребительская стоимость которого вытекает из его вещной или материальной природы, потребительская стоимость ценной бумаги не имеет материальной основы, а коренится во взаимоотношениях между владельцем ценной бумаги и лицом, обязанным по ней. Мерой ее потребительской стоимости выступает качество ценной бумаги.
Качество ценной бумаги находит свое отражение, прежде всего, в следующем:
а) ликвидности ценной бумаги, т.е. мере воплощения ее права на переход от одного владельца к другому;
б) доходности ценной бумаги, т.е. мере воплощения ее права на получение дохода ее владельцем;
в) риске ценной бумаги, т.е. неопределенности, неизвестности, связанной с осуществлением прав (и, прежде всего, прав на доход и на обращение), которыми она наделена.
Ликвидность ценной бумаги - это сочетание права на передачу ее от одного владельца к другому с возможностью осуществления этого права. Ликвидность находит свое выражение в перечне разрешенных форм перехода прав собственности на нее (например, бывает, что купля-продажа ценной бумаги ограничена), в объемах и сроках этого перехода и т.д.
Доход по ценной бумаге - это доход, который она приносит в абсолютном (абсолютная доходность) или относительном (относительная доходность) выражении за определенный период времени, обычно в расчете на год. Этот доход распадается на два вида: доход от ценной бумаги как титула капитала, или начисляемый доход, и доход от ценной бумаги как капитала, или дифференциальный доход. Начисляемый доход есть часть дохода, создаваемого действительным капиталом, а поэтому действительный доход, по своей сути, есть часть произведенной прибавочной стоимости. Дифференциальный доход есть доход от капитала, функционирующего как фиктивный капитал, т.е. этот доход - чистое перераспределение уже существующей стоимости.
Владельцу ценной бумаги совершенно безразличен источник получаемого им дохода, поэтому на практике используются следующие базовые экономические понятия доходности: текущая доходность - определяемая на базе начисляемого дохода или обоих видов доходов за период до одного года или от краткосрочной операции; полная доходность - учитывающая сразу оба вида дохода по ценной бумаге за длительный период времени, но в расчете на год. Показатели доходности различаются по методам их расчета; по степени учета в них других экономических показателей (инфляции, налогов и т.п.); по временному интервалу (отчетные, текущие, прогнозные); по совокупности ценных бумаг (отдельной ценной бумаги, группы, всего рынка ценных бумаг) и т.д.
Риск - наряду с доходностью, важнейший показатель качества ценной бумаги. Отражаемая им неопределенность (неизвестность) может быть описана как возможность полного или частичного неисполнения целей, которые ставит владелец ценной бумаги из расчета имеющихся у него прав, так и возможность лишь частичного (вплоть до полного) исполнения этих целей. Следовательно, можно утверждать, что риск -это неизвестная степень осуществимости прав или целей владельца ценной бумаги или, наоборот, неизвестная степень их неосуществимости. В соответствии с основными правами, предоставляемыми ценной бумагой, существуют риск доходности, риск ликвидности и др.
Риск конкретной ценной бумаги не остается постоянным, а непрерывно изменяется в зависимости от состояния обязанного по ней лица и конъюнктуры рынка ценных бумаг в целом.
Структура рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики и главным ее финансовым рычагом.
По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ценных бумаг среди инвесторов на финансовом рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
Кроме
того, в соответствии с мировой
практикой, рынок ценных бумаг
делится на два в значительной
мере независимых друг от
Организованный рынок
требует, чтобы предлагаемые для
продажи акции и облигации
проходили специальную
Свободный рынок в этом смысле не предъявляет жестких требований к продавцам и покупателям. Здесь действуют законодательные нормы, обеспечивающие полный контроль за предпринимательской деятельностью. В той же мере, что и на организованном рынке, компании, выпускающие ценные бумаги, несут административную и уголовную ответственность за обман или дезинформацию покупателя. Посредники действуют в соответствии с официальными нормами и правилами обслуживания клиентов, а сама купля-продажа ценных бумаг подлежит юридическому оформлению и имеет абсолютно правовой характер.
Активный
рынок создает впечатление
Свободный
рынок ценных бумаг можно
Свободный рынок представляет
собой вторую не менее важную сферу
распространения и оборота инвестиционных
ресурсов. По некоторым видам бумаг он
уступает, а по другим - значительно превосходит
биржевую систему. Это касается прежде
всего государственных и муниципальных
облигаций, акций многих банков, страховых
и инвестиционных компаний. Вместе с ними
на свободном рынке обычно циркулирует
огромное число выпусков, которые в силу
различных причин не могут обращаться
на бирже. К ним относятся следующие:
· выпуски, ориентированные на ограниченный
круг потенциальных покупателей, требующие
особых методов распространения;
· малые выпуски;
· бумаги с очень высокой ценой;
· бумаги, в которых предложение соответствует
спросу, т. е. покупатель широко известен
и распространить бумаги легко;
· бумаги, выпущенные под залог недвижимости;
· бумаги, тесно связанные с региональными
хозяйственными комплексами или социально-производственной
инфраструктурой;
· безбумажная форма выпуска, когда эмитент
не хочет себя афишировать.
Цель рынка ценных бумаг - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
Задачами рынка ценных бумаг являются:
мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
развитие вторичного рынка;
активизация маркетинговых исследований;
трансформация отношений собственности;
совершенствование рыночного
механизма и системы
обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;
уменьшение инвестиционного риска;
формирование портфельных стратегий;
развитие ценообразования;
прогнозирование перспективных направлений развития экономики.
К основным функциям рынка ценных бумаг относятся:
учетная - проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др.
контрольная - предполагает проведение контроля за соблюдением норм законодательства участниками рынка;
сбалансирования спроса и предложения - означает обеспечение равновесия спроса и предложения на финансовом рынке путем проведения операций с ценными бумагами;
стимулирующая - заключается в мотивации юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Например, путем предоставления права на участие в управлении предприятием (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации);
перераспределительная - состоит в перераспределении (посредством обращения ценных бумаг) денежных средств (капиталов) между предприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. При финансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализации осуществляется перераспределение свободных финансовых ресурсов предприятий и населения в пользу государства, при этом государство не прибегает к дополнительной денежной эмиссии, значит, не растет инфляция;
регулирующая - означает регулирование (посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем. Во время так называемого банковского кризиса в августе 1995 г. в течение двух дней Центральный банк РФ выкупил ГКО на сумму 1,6 трлн. руб., предоставив тем самым коммерческим банкам средства для «расшивки» неплатежей.
К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.
Характеристика участников рынка ценных бумаг.
Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчёты по ним; это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
Существуют следующие основные группы участников РЦБ:
- эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги в обращение;
- инвесторы – все те, кто покупает ценные бумаги, выпущенные в обращение;
- фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг;
- организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - могут включать организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка), расчётные центры (Расчётные палаты, Клиринговые центры), регистраторов, депозитарии, информационные органы или организации;
- государственные органы регулирования и контроля – в РФ включают высшие органы управления (Президент, Правительство), министерства и ведомства (Минфин РФ, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг, другие), Центральный банк РФ.
Основной мотив, которым руководствуется эмитент, выпуская ценные бумаги - это привлечение капитала (денежных ресурсов). Кроме того, продажа ценных бумаг даёт возможность реконструировать собственность, например государственную в акционерную путём приватизации; позволяет провести секъюритизацию задолженности и т.п. На другой стороне рынка инвестор – покупатель ценных бумаг, основная цель которого – заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении определённых прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса).
В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе имеют отношение к нему, можно условно разделить на три группы:
- к первой группе относятся
«клиенты» или «пользователи» ф
- вторую группу составляют профе
- третью группу составляют орган
Информация о работе Сбережения. Инвестиции. Рынок ценных бумаг