Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить международный кредит, его сущность и современные формы, особенно факторинг, как одну из форм кредитования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и рассмотреть основные формы международного кредита;
2. Рассмотреть факторинг, как одну из форм кредитования
3. Описать рынок факторинга в России;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………… 3
1 Международный кредит как экономическая категория…. 4
1.1 Сущность, принципы, функции и роль международного кредита……. 4
1.2 Формы международного кредита и их классификация………………... 8
1.3 Условия международного кредита……………………………………… 11
2 Факторинг во внешней торговле…………..…………………. 15
2.1 Виды факторинга………………………………………………………… 15
2.2 Состояние мирового рынка факторинга……………………………….. 19
2.3 Разнообразие видов факторинга на мировом рынке………………….. 22
2.4 Перспективы развития рынка факторинга…………………………….. 23
3 Рынок факторинга в России……………………..……………. 25
3.1 Рынок факторинга в условиях кризиса………………………………… 25
3.2 Актуальные проблемы и перспективы развития……………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….….. 35
Данный вид факторинга имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с Фактором своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с Факторами других государств.
В зависимости от того, на кого ложится риск неплатежа (кредитный риск), факторинг может быть с регрессом и без регресса. В случае факторинга с регрессом (recourse factoring) Фактор не страхует кредитный риск, который продолжает нести поставщик. Это означает, что Фактор имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока независимо от причин отказа от платежа.
В случае факторинга без регресса (non recourse factoring) риск неуплаты со стороны дебиторов полностью лежит на факторинговой компании, и последняя не вправе обращаться к поставщику в случае неоплаты требования покупателем.
Таблица 1 – Распределение факторинга с регрессом и без регресса в 2002-2006 гг. среди компаний международной факторинговой ассоциации [14]
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Факторинг с регрессом, млн. евро |
52116 |
58605 |
60925 |
63830 |
73169 |
Факторинг без регресса, млн. евро |
116491 |
144208 |
152738 |
156510 |
177173 |
Доля факторинга с регрессом, % |
30,9 |
28,9 |
28,5 |
29 |
29,2 |
Согласно Таблице
1 факторинг с регрессом в
По признаку даты поступления платежей факторинг классифицируется на: финансирование в форме предварительной оплаты (до 90% переуступаемых денежных требований) или оплаты требований к определенному сроку.
Но не всегда можно определить средний срок оплаты дебиторских задолженностей, например, в тех отраслях, деятельность которых носит сезонный характер, или если Поставщик продает товар Покупателям на различных платежных условиях. В таких случаях фактор может предложить сделку на условиях «pay-as-paid», при которой он платит Поставщику по мере того, как получает платежи от Покупателей. Смысл досрочного платежа при таких сделках теряется для тех Поставщиков, которые испытывают недостаток оборотных средств и заинтересованы в первую очередь в финансировании как элементе факторинга.
2.2 Состоянии мирового рынка факторинга
В мировом обороте факторинга, который в 2007 году составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны. Следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. В Соединенном Королевстве насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2007 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового [Таблица 2].
Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды. Из неевропейских стран довольно большим оборотом факторингового рынка могут похвастаться США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.
Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, в Великобритании он составляет всего-навсего 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении Германия и Тайвань [Таблица 2]. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного факторинга, тем большим будет спрос на него. В Германии – стране с самым большим оборотом международного факторинга – экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта. Для сравнения, в России цена такой услуги может доходить до 1,5% [15].
Просматривая общие тенденции рынка, можно заключить, что лидерство той или иной страны отнюдь не определяется большим количеством факторинговых компаний.
Таблица 2 – Состояние мирового рынка факторинга1
Позиция на мировом рынке |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
4-е место |
5-е место | |
По количеству факторинговых компаний |
Страна |
США |
Великобритания |
Бразилия |
Турция |
Швеция |
Количество компаний |
108 |
100 |
100 |
88 |
60 | |
По обороту международного факторинга |
Страна |
Германия |
Тайвань |
Франция |
Италия |
США |
Оборот, млн. евро |
19 300 |
12 000 |
9 819 |
7 400 |
6 000 | |
По совокупному факторинговому обороту страны |
Страна |
Великобритания |
Италия |
Франция |
США |
Япония |
Оборот, млн. евро |
248 769 |
120 435 |
100 009 |
96 000 |
74 530 |
Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, приблизительно в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании. А Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, и вовсе далеки от ведущих стран мира – их совокупный оборот за 2007 год колеблется около 20 000 млн. евро.
По темпам развития рынка следует сказать, что его рост за 2007 год составил 11,8%. Очень высокие темпы роста у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки. В отдельные годы рынок факторинга тут увеличивался на 35-39 %. Европейские страны тоже «держат марку». Хоть рынок растет в среднем на 11,8 % (по данным 2001-2006 гг.), но тенденция роста тут стабильна, а это говорит о том, что факторинговые услуги в Европе востребованы [13, c.5].
2.3 Разнообразие видов факторинга на мировом рынке
В международной
практике факторинг может
В то же время, стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс дискаунтингу составляет 0,35-1% от суммы сделки, то по классическому факторингу она равняется 0,75-2,5% [10, c.13]. Во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга остается приблизительно одинаковым. Инвойс дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате ее услуг.
Статистика
показывает, что сегодня в мире
преобладает безрегрессный факт
В отдельных странах структура рынка факторинга может существенно отличаться. Это связано с особенностями платежной дисциплины и традициями проведения коммерческих сделок в этих странах. Доминирующее положение в Великобритании занимает инвойс-дискаунтинг, а в структуре полного факторинга преобладает регрессный. В Германии, Италии, Франции и ряде других континентальных стран преобладают инвойс-дискаунтинг и безрегрессный факторинг, что связано с особенностями лицензирования. Право оказывать услугу регрессного факторинга, например, в Германии можно получить только вместе с банковской лицензией. Регрессный факторинг также нашел распространение в Португалии и Австрии, а реверсивный факторинг – в Испании.
2.4 Перспективы развития рынка факторинга
Развитие рынка факторинга весьма противоречиво. Этот способ финансирования начал активно распространяться не так давно, и на современном этапе еще сталкивается с проблемами неосведомленности потенциальных клиентов и недоверием субъектов товарного рынка. В одних странах факторинг прижился, в других – порой, не менее развитых в экономическом смысле, – не смог завоевать должной популярности. Одно несомненно, развитие факторинга во многом определяется тем, как его видят и используют наиболее успешные банки. Лидеры рынка формируют модель, а молодые компании пытаются использовать наработанные до них схемы. Более развитые страны дают толчок, а развивающиеся – следуют примеру своих более успешных соседей. Крупные факторинговые компании стремятся к узкой специализации, как по виду предоставляемого факторинга, так и по сфере хозяйственной деятельности, которую они обслуживают.
В Великобритании
факторы обслуживают
Тенденции развития факторинга в развитых и развивающихся странах несколько различаются. В развивающихся странах лишь начинают использовать инвойс-дискаунтинг. А наиболее успешные факторы в развитых странах уже пытаются диверсифицировать свой продукт, вводить принципиально новые услуги – реверсивный факторинг, финансирование под товары, оборудование и другие активы. Они расширяют сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний, развивают свою деятельность посредством Интернет. Все большую роль тут начинает играть риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности, а не только ее финансирование.
3 Рынок факторинга в России
3.1 Рынок факторинга в условиях кризиса
Факторинг не является панацеей от кризиса, не в состоянии стимулировать спрос и спасти всю российскую экономику. Зато сам рынок факторинга, хоть и с потерями, но выстоял под ударами кризиса и готовится к росту, а это уже само по себе неплохо [18].
Чиновники обеспокоены
проблемой затоваривания
Причина затоваривания складов производителей и оптовиков кроется в отсутствии платежеспособного спроса. Его падение сейчас происходит практически по всем группам товаров. Где-то этот процесс почти не заметен, как в пищевой промышленности, а где-то он оказал существенное воздействие на рынок, как в сегменте производства и реализации предметов роскоши. Например, заказанная девять месяцев назад партия дорогих швейцарских часов в сегодняшних экономических условиях может оставаться на складе производителя сколь угодно долго. И даже если заказчик ее оплатит, то вряд ли он сможет реализовать часы в торговой сети.
Если перед поставщиком стоит вопрос ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, то он может прибегнуть в факторинговому финансированию – отгрузил товар, получил деньги от фактора на время отсрочки и тут же пустил их в оборот на производство или закупку новых товаров. Факторинговое финансирование в данном случае помогает поставщикам не только устранить кассовые разрывы, но и увеличить отсрочки платежа покупателям, что даст дополнительные возможности по реализации товаров.
Если же для поставщика в приоритете сохранность и безопасность, он может прибегнуть к такой услуге, как maturity factoring (поручительство за дебиторов), – отгрузил товар, получил от фактора гарантии оплат. Такие гарантии выручают поставщика, если покупатель не заплатит за поставку по истечении отсрочки. Тогда клиент получит деньги от фактора. Таким образом, панацеей от всех бед факторинг считать нельзя, но решить вопросы, связанные с недоверием и нехваткой оборотных средств, он может.
Рассчитывать, что факторинг спасет компанию от краха, не стоит. Но если предприятие еще держится на плаву, а спрос на его продукцию не иссяк, то факторинг может помочь оживить бизнес и даже немного нарастить его. Использование факторинга – это дополнительное конкурентное преимущество наравне с качеством и востребованностью продукции на рынке. Пока конкуренты ждут оплаты своих поставок, тратят силы и время на «финансовую логистику», вынуждены закупать сырье в кредит, компания, использующая факторинг, не имеет проблем с оборотным капиталом. Более того, если спрос на продукцию есть и растет, то факторинг позволяет быстро «отъесть» у соперников долю рынка.