Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:00, контрольная работа
Развитие процессов интернационализации экономической жизни, в ряде случаев приобретающее формы глобализации, в XXI столетие не протекает как «цепная» реакция простых, линейных зависимостей, а реализуется в сложных, нередко весьма противоречивых формах. Так, интернационализация в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода «точек» наиболее интенсивного международного экономического общения.
Введение
1. История развития свободных экономических зон
2. Характерные черты и классификация свободных экономических зон
3. Свободные экономические зоны в России
4. Свободные экономические зоны в странах различного типа развития
Заключение
Список литературы
Со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.
Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.
СЭЗ – это
часть национальной территории, имеющая
расширенную самостоятельность
в решении хозяйственных
Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:
1. По характеру деятельности.
2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.
3. По отраслевому признаку.
4. По характеру собственности.
I. По характеру деятельности выделяют:
1. Зоны свободной
торговли представляют собой
ограниченные участки
2. Экспортно-производственные
или промышленно-
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
3. Научно-промышленные
парки или технико-
Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.
4. Сервисные
зоны представляют собой
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.
Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.
Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.
Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.
II. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:
1. СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).
2. СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).
Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.
По характеру собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные.
3. Свободные экономические зоны в России
В настоящее время можно говорить о наличии двух тенденций в развитии мировой экономики: с одной стороны, сохранение и углубление неравномерности развития различных групп стран, а с другой - усиление взаимозависимостей национальных экономик. Взаимосвязь этих двух тенденций порождает такую особенность мирового развития, как локализация экономического и научно-технического развития. Организационно это проявляется в создании СЭЗ. По моему мнению, СЭЗ являются качественно новым этапом интернационализации, поскольку здесь преодолевается национальная ограниченность и появляются возможности разнообразных вариантов соединения внутренних и внешних ресурсов.
Изучение мирового опыта показывает, что имеются существенные различия в динамике, формах, методах, а главное, эффективности функционирования СЭЗ в различных странах. В промышленно развитых странах СЭЗ ориентированы, прежде всего, на стимулирование предпринимательства в отсталых районах, развития экспортного производства и рост занятости как в самих СЭЗ, так и в прилегающих районах. В развивающихся странах создание СЭЗ имеет целью развитие экспортного производства в зонах-анклавах обычно слабосвязанных с экономикой страны. Результаты функционирования СЭЗ в развивающихся странах можно оценить как неоднозначные. Наибольший экономический эффект от СЭЗ был получен в тех развивающихся странах, которые отличались ситуацией общего экономического подъема (страны НИС и Китай). Здесь деятельность СЭЗ способствовала структурной перестройке и модернизации национальной экономики, превращению этих стран в крупных поставщиков на мировой рынок современной продукции.
Свободная экономическая
зона - это территория государства,
являющаяся составной частью хозяйственного
комплекса страны (группы стран), где обеспечивается
производство и распределение общественного
продукта для достижения конкретной общенациональной,
региональной или производственно-
Учитывая существование большого числа модификаций свободных экономических зон, наиболее удобно и наглядно их классификацию можно представить по признаку предоставленных льготных режимов:
1. торгово-складские или внешнеторговые зоны (зоны внешней торговли, свободные порты, транзитные зоны);
2. экспортно-промышленные зоны;
3. научно-технологические зоны (технопарки, технополисы);
4. сервисные зоны (оффшорные, банковские и страховые);
5. комплексные зоны (особые экономические зоны, зоны совместного предпринимательства, специальные экономические зоны).
Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
С помощью механизма СЭЗ в отдельных случаях может быть успешно решена проблема региональных неравенств в системе взаимоотношений Федерального центра с субъектами РФ. В целях дальнейшего развития взаимовыгодных отношений между Федеральным центром и субъектами РФ, необходимо принятие ряда законодательных актов, определяющих разграничение прав и полномочий, статус стратегически важных регионов, бюджетных взаиморасчетов. При этом разделение полномочий не должно наносить вред другим субъектам федерации (как это было в случае ЗЭБ «Ингушетия»). Успехи в развитии СЭЗ окажут положительное воздействие на преодоление дезинтеграционных и депрессивных тенденций в экономике всей России.
Для регионов, имеющих благоприятное геополитическое положение, наличие крупных портов, аэропортов рекомендуется создавать торгово-складские комплексы, транзитные зоны, свободные порты размером в несколько квадратных километров с дальнейшей эволюцией этих зон в экспортно-производственные, определенных рамками федерального закона о свободных экономических зонах.
Для депрессивных регионов, учитывая мировой опыт, наиболее целесообразным видится создание зон развития, предоставляющих налоговые льготы отдельным предприятиям или отраслям региона. Такие зоны можно рассматривать как начальный этап создания СЭЗ на данной территории.
Для стратегически важных регионов РФ, таких как Калининградская область, Сахалин, Находка, Выборг, Северный Кавказ, необходим особый подход. Там можно предложить создание режима особой экономической зоны (Калининградская область, о.Сахалин) в силу эксклавного или островного положения, а также режима точечных зон для отдельных хозяйствующих субъектов (на территории республики Дагестан, г.Находка, Кольский полуостров, г.Выборг).
Для приграничных районов возможно создание международных зон. Особенно приоритетными видится создание СЭЗ со странами СНГ.
Весьма важно, чтобы развитие СЭЗ не останавливалось на посредничестве в сфере торговой деятельности, а было направлено на развитие экспортно-производственной и технологической базы экономического роста.
Анализ инвестиционного климата Мурманской области говорит о целесообразности создания точечных СЭЗ на территории региона на базе морского порта, заводов бывшего ВПК и крупных промышленных предприятий различных отраслей.
Организационно-правовая практика создания СЭЗ показывает необходимость принятия такого Федерального закона, единого для всех типов СЭЗ, который может стать базой, отправным документов для законодательных актов, разрабатываемых организаторами каждой конкретной зоны. Вместе с тем высокая степень специфичности условий создания и функционирования СЭЗ делает неотвратимой необходимость разработки пакета законов и актов в каждом отдельном случае.
22 июля 2005 г. президентом
РФ был подписан Федеральный
закон № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в
Создаются ОЭЗ двух типов: промышленно-производственные (в целях размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 10 кв. м, на срок не более 20 лет) и технико-внедренческие (в целях создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники, общей площадью не более 2 кв. км, на срок не более 20 лет).
ОЭЗ будут функционировать следующим образом. При создании ОЭЗ правительство РФ определяет виды деятельности, разрешенные на территории конкретной ОЭЗ. При этом на территории ОЭЗ не допускаются:
1. добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка;
2. производство
и переработка продукции черной и цветной
металлургии (за исключением производства
особо чистых металлов и
сплавов и материалов для электроники);
3. производство и переработка подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей и мотоциклов).
Информация о работе Свободные экономические зоны в странах различного типа развития