Семинарские занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.

Содержание

Введение

1. Теория семинарского занятия

1.1 Сущность семинара

1.2 Функции семинара

1.3 Типы семинаров

1.4 Формы семинарского занятия.

2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия

2.1 Методические особенности организации семинарского занятия

2.2. Подготовка преподавателя к семинарскому занятию

2.3. Подготовка студентов к семинарскому занятию

2.4. Критерии оценки семинарского занятия

Заключение

Приложение 1

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Семенарские занятияфункции и проведение.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Макеевский  экономико-гуманитарный институт

Кафедра «Экономика предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  КОТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ  

                         по дисциплине: «Методика преподавания экономики»

                         на тему: «Семинарские занятия» 
     
     
     
     
     
     
     
     

                  Студентки 4 курса (о/з,)

                  Экономического  факультета

                  Специальности «ЭП»

                  Группы  «А»

                  Митиной Дианы Андреевны 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 Макеевка, 2011

 

      Содержание

Введение

1. Теория семинарского  занятия

1.1 Сущность семинара

1.2 Функции семинара

1.3 Типы семинаров

1.4 Формы семинарского занятия.

2. Методические  особенности организации и проведения  семинарского занятия

2.1 Методические  особенности организации семинарского  занятия

2.2. Подготовка  преподавателя к семинарскому  занятию

2.3. Подготовка  студентов к семинарскому занятию

2.4. Критерии оценки семинарского занятия

Заключение

Приложение 1

Список использованной литературы

 

      Введение 

     Данный  вопрос в настоящее время очень  актуален, так как от того как  организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения. Важным фактором результативности данного вида занятия, его высокой эффективности является процесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентов без направляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом семинаре.

     Для успешного проведения семинара нужна  целенаправленная предварительная подготовка. И преподаватель и обучаемые должны настраиваться на серьезную и глубокую работу.

     Поэтому необходимо научится правильно построить  свою методическую работу по подготовке и организации, как самого себя, так  и всех студентов.

 

1. Теория семинарского занятия 

     1.1 Сущность семинара

     Семинарские занятия как форма обучения имеют  давнюю историю, восходящую к античности.

     Само  слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано  с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских и украинских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.

     В современной высшей школе семинар  является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения. Педагогическая эффективность применения семинарских занятий получила обоснование в трудах отечественных дидактов Б.П. Есипова, В.П. Стрезикозина, А.В. Усовой, В.В. Завьялова и других. В зарубежных источниках условиям эффективного применения семинарских занятий посвящены исследования Дж. Трампа и Д. Бейнам, В.П. Стрезикозин отмечал: «Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают учащихся свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления».

     Семинар - это такая форма организации  обучения, при которой на этапе  подготовки доминирует самостоятельная  работа учащихся с учебной литературой  и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и  задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.

     Успех всего семинара и особенно на этапе  его подготовки во многом зависит  от эффективности самостоятельной  работы учащихся. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу учащихся.

     Семинар в сравнении с другими формами  обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности  в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведения к учащимся предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что и создает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организации дискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.

     Т.к. семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, то главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам  возможность овладеть навыками и  умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

  • развитие творческого профессионального мышления;
  • познавательная мотивация;
  • профессиональное использование знаний в учебных условиях:
    • овладение языком соответствующей науки;
    • навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
    • овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

     По  своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается  та или иная научная проблема, способствует:

    • углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;
    • отработке методологии и методических приемов познания;
    • выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;
    • приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;
    • выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;
    • осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.
 

     1.2 Функции семинара

     Основной  и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие  хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от - сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

     Воспитательная  функция семинара вытекает из его  познавательной функции, что свойственно  всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование философского мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.

Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению  к вышеназванным функциям. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами философской науки еще задолго до экзаменов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении философии. Сказанное не исключает возможности других форм контроля, например, индивидуальных собеседований 

     1.3 Типы семинаров

     Семинары  могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

     Выделяют  три типа семинаров, принятых в университетах:

     1) Просеминар;

     2) Семинар;

     3) Спецсеминар исследовательского  типа по отдельным частным  проблемам науки для углубления  их разработки.

     Просеминар - это занятие, готовящее к семинару, проводиться на первых курсах.

     Цель: ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними.

Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими  источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала.

     В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:

  1. семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;
  2. семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы семинар исследовательского типа с тематикой;
  3. семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

     Семинар – это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

     Опытные преподаватели, формируя атмосферу  творческой работы, ориентируют студентов  на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым  изложением подготовленных тем, заслушиванием  рефератов. Преподаватель дает установку  на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

     Семинар на старших курсах постепенно готовит  студентов к спецсеминару, представляющему  собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной  проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего.

     Спецсеминар – семинар, проводящийся на старших  курсах, представляющий школу общения  начинающих исследователей по научной  теме. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов. 

Информация о работе Семинарские занятия