Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:03, курсовая работа
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
Введение
Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
1.2. Виды социального страхования
1.3. Особенности социального страхования
Глава 2. Современная система социального страхования в
Российской Федерации
2.1. Система государственных внебюджетных фондов
2.2. Принципы построения системы социального страхования в РФ
2.3. Модели финансирования социального страхования
Заключение
Список используемой литературы
федеральное агентство по образованию
Калужский государственный
педагогический университет
имени К.Э. Циолковского
Институт социальных отношений
Курсовая работа
Система социального страхования,
как средство защиты населения
Выполнил студент 4 курса
заочного отделения
Исайкин А.А.
Научный руководитель:
Амарова О.Ф.
Калуга 2008
Содержание
Введение Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования 1.1. Страхование как форма защиты населения 1.2. Виды социального страхования 1.3. Особенности социального страхования Глава 2. Современная система социального страхования в Российской Федерации 2.1. Система государственных внебюджетных фондов 2.2. Принципы построения
системы социального 2.3. Модели финансирования социального страхования Заключение Список используемой литературы |
|
Введение
В 90-е годы в связи с кардинальной
перестройкой экономики и политической
структуры российского общества
предметом пристального внимания ученых
и практиков стала система
государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной
из форм социальной защиты населения,
она становилась все менее
эффективной и неадекватной новым,
порождаемым переходом к
Проблемы социальной защиты личности,
отдельных социальных групп и
всего населения имеют
Государственная система социальной
защиты строится в двух формах: социальное
обеспечение и социальное страхование.
Социальное страхование является одной
из форм общей системы социальной
защиты, характеризуется своей
Эти и ряд других обстоятельств
и порождают актуальность исследования
концептуальных моделей государственного
социального страхования как
формы социальной защиты населения
и обеспечения социальной стабильности
общества, выработки концепции ее
наиболее адекватной потребностям современного
периода. Все вышесказанное определяет а
Объектом исследования - социальное страхование.
Предметом исследования - система социального страхования как средство защиты населения.
Цель работы - рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
определить виды и особенности социального страхования;
проанализировать состояние
выявить принципы построения системы социального страхования;
рассмотреть модели финансирования социального страхования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
Поворот в истории развития нашей
страны от социалистического
Признавая право каждого гражданина
на социальное обеспечение, Конституция
РФ одновременно возлагает на государство
обязанность создавать все
Государственное социальное страхование
- государственная система
И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.
Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий по старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь (медицинское обслуживание, образование). [29, с. 29]
Постепенно системы
Расширение сферы применения систем
социального страхования и
При всех недостатках, присущих системам
социального страхования в
Рост расходов на социальные нужды
как в форме непосредственных
денежных выплат, так и в форме
социального обслуживания стал возможным
в результате бурного и устойчивого
экономического роста и высокого
уровня занятости, которые были характерны
для развитых стран до середины 70-х
годов. Позже рост расходов на социальные
нужды замедлился, программы социальной
защиты достигли высокого уровня зрелости.
Возникли и новые проблемы, и прежде
всего был предпринят поиск новых
эффективных регуляторов
Как показывает опыт развитых стран,
наличие сбалансированных систем социального
страхования и социального
Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятой Международной Организацией Труда (МОТ). Конвенция установила 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, по производственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсия по старости.
На базе Конвенции фактически формировались национальные законодательства во многих странах. Законодательство в социальной сфере наиболее развито в странах Северо-Западной Европы, наименее -- в США, где “центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения, систему арбитража и т.п.” [12, с. 76]
Разница в подходах к построению
системы социальной защиты несомненно
обусловлена национальными
Принципиально иной подход отмечается
в такой стране, как Швеция: так
называемый солидарный подход предполагает,
что в интересах общества должна
быть исключена сама возможность
нищеты, так как это может вызвать
рост социальной напряженности, а также
потребует больших
Таким образом, приведенные примеры построения системы социальной защиты, основаны на диаметрально противоположных принципах. В большинстве стран система основана на принципах, занимающих промежуточное положение между этими двумя крайностями.
1.2. Виды социального страхования
Социальное страхование
Государственное пенсионное страхование.
Для уплаты взносов фиксируется
некоторый верхний предел доходов
работника, выше которого доход освобождается
от уплаты взносов. Взносы по этому
виду социального страхования
Страхование на случай болезни. Здесь
также взносы производятся в равных
долях и работником, и работодателем.
Но превышение некоторого предела дохода
работника освобождает его от
обязанности застраховываться, хотя
ему предоставляется право
Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.
Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит “обложению”.
Размер взносов по обязательному государственному пенсионному страхованию составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложению взносами. Возраст для получения пенсии по старости, как правило, составляет 65 лет, но женщины и безработные получают право на такую пенсию при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятых предусматривается добровольное пенсионное страхование. Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего “чистого” дохода: подразумевается доход, не превышающий предела, с которого исчисляются взносы. Такой же размер пенсий назначается по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия, как правило, равняется 30-45% от прежнего “чистого” дохода. Повлиять на размер пенсии при обязательном государственном пенсионном страховании практически невозможно, разве что увеличением своего дохода, и то здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании размер пенсий прямо зависит от размера уплачиваемых взносов. [22, с. 79]
Информация о работе Система социального страхования, как средство защиты населения