Система социального страхования, как средство защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
1.2. Виды социального страхования
1.3. Особенности социального страхования
Глава 2. Современная система социального страхования в
Российской Федерации
2.1. Система государственных внебюджетных фондов
2.2. Принципы построения системы социального страхования в РФ
2.3. Модели финансирования социального страхования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

Преобразования в социальной сфере  будут направлены на достижение следующих  приоритетных задач: [3, с. 154]

- создание необходимых условий  для обеспечения всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества  базовых социальных благ (прежде  всего медицинского обслуживания  и общего образования);

- повышение защиты социально  уязвимых домохозяйств, которые  не имеют возможностей для  самостоятельного решения социальных  проблем и нуждаются в государственной  поддержке;

- создание для трудоспособного  населения экономических условий,  позволяющих гражданам за счет  собственных доходов обеспечивать  более высокий уровень социального  потребления;

- формирование правовых и организационных  основ для развития институтов  социально-культурной сферы, создающих  возможность максимально полной  мобилизации средств населения  и предприятий, эффективного использования  этих средств, и обеспечение  на этой основе высокого качества  и возможности широкого выбора  населением предоставляемых социальных  благ и услуг.

Первоочередные действия Правительства  Российской Федерации в сфере  образования будут направлены на обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение  их эффективности, создание условий  для привлечения в сферу образования  средств из внебюджетных источников. [38, с. 70]

Необходимо обеспечить софинансирование на конкурсной основе инвестиционных проектов в сфере образования, осуществляемых образовательными организациями. Отдельно предполагается выделять средства на информационное обеспечение образовательных  организаций 

В сфере высшего образования  на переходный период будет введен конкурсный порядок распределения  государственного заказа на подготовку специалистов и финансирование инвестиционных проектов вузов не зависимо от их организационно-правовой формы. Необходимо установление особого статуса образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений, переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрение принципа адресного предоставления стипендий.

В целях повышения эффективности  государственных расходов на образование  Правительство Российской Федерации  намерено реализовать ряд мер, направленных на реструктурирование бюджетной сети, включая реорганизацию учебных  заведений профессионального образования  путем их интеграции с высшими  учебными заведениями и создания университетских комплексов, а также  начало реструктуризации малокомплектных  сельских школ. [16, с. 11]

В течение ближайших лет необходимо решить задачу обеспечения полного  финансирования Программы государственных  гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию  оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений. Это потребует  оптимизации структуры медицинских  услуг, совершенствования нормативной  базы, в том числе разработки минимальных  социальных нормативов обеспечения  населения лекарственными средствами, а также повышения эффективности  организационно-финансовых механизмов системы здравоохранения.

Важнейшим первоочередным мероприятием в сфере здравоохранения является разработка федерального закона о медико-социальном страховании. Его принятие заложит  правовые основы для обеспечения  всеобщей доступности и повышения  качества услуг здравоохранения  в рамках объединенной системы медико-социального  страхования, а также позволит завершить  переход к системе подушевого принципа финансирования, добиться полной реализации программы государственных  гарантий предоставления населению  бесплатной медицинской помощи и  ввести действенные механизмы контроля за выплатой пособий по временной  нетрудоспособности. [37, с. 51]

Правительство Российской Федерации  намерено поддерживать развитие культуры в качестве одной из своих приоритетных задач, провести реформирование организационных  и экономических механизмов, создать  благоприятные условия для привлечения  в сферу культуры средств из внебюджетных источников. В числе первоочередных мероприятий в этом направлении  будут следующие: [27, с. 65]

- внесение изменений и дополнений  в закон Российской Федерации  "Основы законодательства о  культуре";

- создание общероссийской системы  мониторинга состояния и использования  памятников истории и культуры, предметов музейного, библиотечных  и архивных фондов и кинофонда;

- разработка финансово-хозяйственного  механизма, направленного на последовательное  внедрение программно-целевых, контрактных  и инвестиционных методов финансирования  учреждений и работников сферы  культуры.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен  принцип адресного предоставления социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактические доходы или потребление  которых находятся ниже прожиточного минимума. Бюджетные ресурсы для  оказания адресной социальной помощи будут сформированы за счет сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально  неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан. Сохраняемые для ветеранов  войны, инвалидов Великой Отечественной  войны, Героев Советского Союза и  России льготы, предполагается постепенно перевести в денежную форму. Натуральные  льготы и выплаты, установленные  для отдельных категорий государственных  служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, будут  переводиться в форму оплаты труда  и денежного довольствия из федерального бюджета. [40, с. 72]

Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи будут учитываться  в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных  трансфертов на основе показателей  доли бедных домохозяйств и глубины  бедности. При этом необходимо существенно  расширить полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в определении приоритетов в  оказании социальной помощи. Необходимо также принять меры по совершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка. Правительство Российской Федерации предусматривает также разработку концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года.

Глава 2. Современная система  социального страхования в Российской Федерации

2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ

Часть денежных средств, необходимых  государству для выполне-ния своих  функции в Российской Федерации, сконцентрирована внебюджетных средств  государства в виде самостоятельных  денежных фон-дов. Такие фонды носят  статус внебюджетных и имеют ярко выражен-ный социальный характер.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Рос-сийской Федерации  в настоящее время входят: [7, с. 33]

§ Пенсионный фонд Российской Федерации;

§ Фонд социального страхования  Российской Федерации;

§ Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинско-го страхования Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Основными задачами Пенсионного фонда  Российской Федерации как самостоятельного государственного финансово-кредитного учреж-дения являются аккумулирование  и целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Средства Фонда направля-ются на: [2, с. 104]

· выплату государственных пенсий по возрасту, за. выслугу лет, при  потере кормильца, пенсий по инвалидности, военнослужащим;

· выплату компенсаций пенсионерам, материальной помощи преста-релым и  инвалидам;

· выплату пособий на детей в  возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким мате-рям, на детей, инфицированным вирусом иммунодефицита, постра-давшим от аварии на Чернобыльской  АЭС;

· финансирование государственных  программ по социальной поддер-жке  инвалидов, пенсионеров, детей;

· осуществление единовременных денежных выплат;

· капитальные вложения и проектные  работы, создание информацион-ных автоматизированных систем;

· содержание органов управления Фондом, подготовку и переподготовку кадров;

· возврат кредитов и ссуд коммерческих банков;

· создание инфраструктуры персонифицированного учета и организа-цию защиты пенсионных прав работающих граждан и пенсионеров;

· и другие.

Деятельность Фонда осуществляется в соответствии с постановле-ниями  Правительства и макроэкономическими  прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации.

Основные суммы Фонда формируются  на основе отчислений от обя-зательных  платежей по единому социальному  налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений единого  социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации (при сумме  выплат до 100 тыс. рублей за календарный  год) установлены в размере: [12, с. 65]

- для организаций-работодателей  - 28% от налогооблагаемой базы;

- для индивидуальных предпринимателей - 19,2%.

Минимальные ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (при величине выплат более 600 тыс. руб. за календарный  год) установлены в размере:

- для организаций-работодателей  - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб.

- для индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с сум-мы, превышающей  600 000 руб. Кроме обязательных взносов  в Фонд поступают:

§ средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных  пенсий и пособий;

§ средства Фонда социального страхования  Российской Федерации;

§ доходы от капитализации части  временно свободных средств Фонда  и от обслуживания счетов Фонда коммерческими  банками;

§ пени и финансовые санкции;

§ добровольные взносы организаций  и граждан, свободные денежные средства некоторых внебюджетных и бюджетных  фондов, кредиты, ссуды и т. п.

Контроль за полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет  утверждает Правительство Российской Федера-ции.

Фонд социального страхования  Российской Федерации

Средства фонда социального  страхования Российской Федерации  являются средствами государства, находящимися в управлении государ-ственного  финансово-кредитного учреждения. Бюджет фонда и его ис-полнение утверждаются Правительством Российской Федерации.

Фонд социального страхования  Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими за-дачами: [7, с. 36]

§ способствовать материальному обеспечению  граждан, не участвующих в общественном воспроизводственном процессе;

§ обеспечивать гарантированные государством выплаты:

- пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при  рождении ребенка; на погребение;

- денежных средств на санаторно-курортное  лечение и оздоровле-ние работников  и членов их семей;

- другие цели государственного  социального страхования, предус-мотренные  законодательством;

§ участвовать в разработке и  осуществлять реализацию государствен-ных  программно охране здоровья работников, улучшению социаль-ного страхования;

§ обеспечивать стабильность функционирования пенсионного страхо-вания на перспективу;

§ разрабатывать совместно с  Министерством труда и социальной за-щиты Российской Федерации предложения  о размерах тарифов стра-ховых  взносов для достаточного обеспечения  социального страхова-ния граждан;

§ организовывать работу по подготовке и переподготовке кадров спе-циалистов  для системы социального страхования;

§ вести учет страховых взносов, платежей и др.

Формирование денежных ресурсов Фонда  осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172]

* Отчисления от обязательных  платежей по единому социальному  на-логу работодателей и индивидуальных  предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхования  Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный год  составляют для организа-ций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы.

Минимальные став-ки отчислений в  Фонд социального страхования Российской Федера-ции от сумм единого социального  налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год установлены  для организаций-работодателей в  размере 11 700 руб.

* Доходы от инвестирования временно  свободных средств и их капита-лизации.

* Добровольные взносы организаций  и граждан.

* Ассигнования из федерального  бюджета.

* Специальные займы и др.

Контроль за формированием средств  Фонда возложен на Министер-ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Фонд обязательного  медицинского страхования Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование  является обязательной со-ставной частью государственного страхования граждан  Российской Федерации и призвано обеспечивать выполнение потребностей в полу-чении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  в объе-мах и в соответствии с целевыми программами в рамках государствен-ной политики.

Структура Фонда включает в себя Федеральный фонд и территори-альные фонды обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда  являются: [6, с. 36]

ь обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицин-ском страховании  граждан в Российской Федерации»;

ь обеспечение финансовой стабильности системы страхования на пер-спективу;

ь участие в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

Информация о работе Система социального страхования, как средство защиты населения