Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть основные характеристики функционирования смешанной экономики. Задачи:
- рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики;
- рассмотреть формирование смешанной экономики в стране;
- выявить особенности функционирования системы смешанной экономики;
- выявить преимущества и недостатки смешанной экономики.
Введение.......................................................................................................4
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы............5
1.1 Понятие и основные черты смешанной экономики.....................5
1.2 История зарождения смешанной экономики................................8
1.3 Национальные особенности моделей смешанной экономики..11
2. Модели смешанной экономики............................................................14
2.1 Американская модель...................................................................14
2.2 Японская модель............................................................................16
2.3Шведская модель............................................................................19
3. Государственное регулирование, как важнейшая черта смешанной экономики...............................................................................................................24
3.1 Сущность государственного регулирования смешанной экономики, его инструменты..............................................................24
3.2 Национальные модели государственного регулирования смешанной экономики........................................................................27
3.3 Взаимосвязь государственного регулирования и мирового кризиса................................................................................................29
Заключение.................................................................................................33
Список используемых источников...........................................................36
Так, к современной форме
смешанной экономики рыночная система
пришла, пройдя ряд стадий. На первой
стадии это был индивидуалистический,
или "классический", капитализм, основанный
на индивидуальной частной собственности,
при преобладании индивидуальных предприятий.
Его регулирование
На рубеже XIX и XX столетий "классическая", частнопредпринимательская модель начала претерпевать серьезные изменения. На базе концентрации и централизации капитала появились первые крупные корпорации, гигантские тресты и картели, способные монополизировать производство и отраслевые рынки. Эта монополизация
вносила в экономическую систему элементы организации и планирования. Но она же. убивая конкуренцию и свободу ценообразования, грозила загниванием и застоем. Одновременно крепли позиции профсоюзов, способных противопоставить силе монополистических объединений силу организованного рабочего класса, что резко ограничивало рыночные процессы и в определении заработной платы. Экономическая система утратила гибкость. Результатом стал глубочайший кризис 1929-1933 гг. с последовавшей за ним длительной депрессией, которая продолжалась вплоть до начала второй мировой войны [10, с. 521].
Но именно под влиянием потрясений 30-х гг, а позднее -вследствие необходимости преодоления послевоенной разрухи начали проступать контуры новой стадии развития. Она ознаменовалась значительным усилением экономической и социальной роли государства. Собственно процесс этот начался раньше, растянувшись почти на все XX столетие. Но развивался он неравномерно. Скачкообразное расширение функций государства происходило в периоды обеих мировых войн, причем хотя непосредственно после их окончания активность государства несколько убывала, тем не менее она уже не возвращалась к довоенным, более низким отметкам. Нарастание государственного вмешательства продолжалось и в мирные годы, принимая пусть не столь взрывной, но зато непрерывный, поступательный характер.
Рационализация этого процесса произошла на протяжении "славного двадцатилетия" 50-60-х годов, когда производство росло как на дрожжах, были заложены правовые основы "цивилизованного рынка" в отдельных странах, а в рамках международных экономических организаций достигнуты первые договоренности о порядке международной торговли и финансовых расчетов. В итоге сложился довольно эффективный тип рыночного хозяйства с высоким удельным весом общественного сектора, с активной экономической политикой государства [9, с. 82].
Однако, несмотря на усиление
его роли, основной движущей силой
производства оставались рынок и
конкуренция Правда, в новых условиях
рынки уже значительно
Новый этап в развитии смешанной экономики наступил на рубеже 70-х - 80-х гг. Государственное вмешательство достигло к тому времени такого предела, за которым дальнейшее его нарастание уже угрожало эффективной работе рынка. Во всех индустриальных странах началось существенное переосмысление места и роли государства в экономике, целей и методов его экономической политики. Широкие масштабы приобрели процессы приватизации, дерегулирования, дерегламентации и децентрализации большинства сфер хозяйственной жизни. Изменилось соотношение между прямыми и косвенными методами государственного участия в экономике. Все эти процессы, осуществлявшиеся в разных странах по-разному, с неодинаковой последовательностью и интенсивностью, но все же имевшие общую направленность, были нацелены на создание более рациональной, с точки зрения современных требований НТП и интернационализации производства, системы связей между государством и частным капиталом, между центральным и рыночным регулированием. Этот сдвиг в экономической политике получил название "консервативной революции" [7, с. 47].
"Консервативная" рекомбинация
составных элементов смешанной
экономики в пользу ее
1.3 Национальные особенности моделей смешанной экономики
При наличии общих характеристик
экономика разных стран имеет
множество индивидуальных, специфических
черт. Национальные типы смешанной
экономики тесно связаны с
особенностями их исторического
пути, с их культурными традициями,
со спецификой их политической структуры.
Так, формирование смешанной экономики
в европейских странах
В Европе машина государственной бюрократии уходит своими корнями в тысячелетнюю историю. Чрезмерная централизация - одно из наследий этой истории, в частности абсолютистских режимов. Отсюда - острота проблемы сочетания централизации с местной автономией. Не случайно, что в странах, где такой централизации не существовало или она была слаба (Швеция, Германия),- местные органы власти играют огромную роль в экономическом и социальном развитии, обеспечивая его большую стабильность и сбалансированность.
В США капитализм пришел уже в сложившихся формах, в лице предприимчивых, инициативных переселенцев из Европы, у которых на первых порах вообще не существовало потребности в централизованных формах государственной власти. Последняя возникла уже на основе укоренившихся традиций федерализма и никогда не достигала таких масштабов, как в европейских странах.
Существенную роль в отдельных странах играли традиции рабочего и демократического движения, готовность правящих кругов, с одной стороны, и организаций трудящихся - с другой, находить приемлемые формы согласия через реформы, через разнообразные формы "социализации" и демократизации рыночного процесса.
Огромное воздействие оказывали и войны. Для США как первая, так и вторая мировые войны были лишь краткосрочными эпизодами резкого усиления военно-государственного регулирования. В Европе же они вели к периодам длительного вовлечения государства в процессы экономического развития в преодоление послевоенной разрухи [15, с. 213].
Все это определяло и определяет разные масштабы и формы сочетания государственного и частного секторов, неодинаковую степень государственного вмешательства в функционирование частных предприятий и в рыночные отношения, размеры и характер перераспределения национального дохода через бюджетную систему, структуру налогов и расходов, соотношение центральных и местных бюджетов.
Типы смешанной экономики различаются также своими структурными особенностями, способами мобилизации капитальных ресурсов, рынками труда, спецификой внутрифирменной организации и т.п.
В настоящее время различают три основных типа (или модели) смешанной экономики: западноевропейский, американский и японский. Приведенная ниже таблица дает сводную характеристику основных экономических показателей, характеризующих степень участия государства в создании и распределении общественного продукта в ряде стран Европы, в Японии и США .
Если для западноевропейской модели характерны довольно высокий объем государственного предпринимательства и очень большая степень перераспределения ВНП через бюджет (до 50% и выше), то в США и Японии государственный сектор не играет столь важной роли (доля бюджета в ВНП составляет соответственно 31 и 36%). В то же время в Японии огромное значение сохраняют традиционные связи делового мира с правительственной бюрократией, облегчающие выработку совместных решений [6, с. 23].
2 Модели смешанной экономики
2.1 Американская модель
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
- либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику;
- социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме;
- шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий;
- японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран [1, с. 324].
Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:
- прогнозирование в системе государственного регулирования;
- внутрифирменное планирование;
- коммерческое прогнозирование [19].
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
- регулирующий механизм федерального правительства;
- механизм штатов и местных органов власти;
- государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
- аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики [12, с. 53].
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.
Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год [1, с. 378].
Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения [20].
В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность [3, с. 67].
2.2 Японская модель
Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы [4, с. 56].
Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.
Информация о работе Смешанная экономика: национальные модели и государственное регулирование