Собственность в экономической системе общества и проблемы её реформирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является понятие собственности.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
– исследование теоретических основ понятия собственности;
– анализ зарубежного опыта трансформации отношений собственности;

Содержание

Введение 5
1 Собственность: общетеоретический аспект 6
1.1 Сущность собственности как экономической категории 6
1.2 Многообразие форм собственности 8
2 Трансформация отношений собственности: методология и практика 10
3 Реформа собственности в Республике Беларусь: особенности, проблемы и пути их решения 16
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

В июне 1993 г. принята Государственная "Программа разгосударствления и  приватизации, определяющая стратегию развития процесса преобразования государственной собственности, цели, задачи, приоритеты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов. Предполагалось, что этот документ до 1998г. будет реализовываться в ежегодно разрабатываемых программах, содержащих конкретные условия процессов разгосударствления и приватизации, показатели объемов приватизации в разрезе отраслей, ожидаемые финансовые результаты, меры по организационному обеспечению и т.п.

Процесс реформирования государственной  собственности, начиная с 1993-1994 гг. характеризовался доминированием инициативы преобразования предприятий «сверху». Правительство выработало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта должны быть реформированы в ОАО. Для продажи на аукционах, по конкурсу предлагались, как правило, предприятия коммунальной собственности (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), а также объекты незавершенного строительства. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только 251 предприятие, то в 1993— 1994 гг. осуществлена трансформация формы собственности на 885  предприятиях, т.е. темпы приватизации возросли в 3,2 раза. Осознание важности процессов разгосударствления и приватизации со стороны Правительства привело к тому, что в 1994 г. трансформировало форму собственности наибольшее количество предприятий - 641.

С 1993 г. наиболее распространенным способом осуществления приватизации в Беларуси явилось акционирование. Если в первые годы реформирования государственной собственности преобразование государственных и арендных предприятий в ОАО было незначительным и составляло в 1991 г. 4,9%, а в 1992 г. 2,1%, то в 1993 г. в ОАО преобразовано 29,1%, а в 1995 г. - 55% всех реформированных предприятий [ 13,с.317] .

Законодательством определено, что  оплата приватизируемого объекта производится денежными средствами и именными приватизационными чеками «Имущество», порядок применения которых устанавливается Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь». Более 51% государственных и арендных предприятий преобразовано в иную форму хозяйствования с использованием именных приватизационных чеков «Имущество». Из 4,9 млн. чел., получивших чеки, свыше 2 млн. чел. вложили 86,6 млн. чеков в преобразованные предприятия. Вместе с тем по состоянию на 1 марта  2000  г. гражданами страны использовано только 46,1% полученных  именных приватизационных  чеков «Имущество», что объясняется недостаточным уровнем обеспеченности чеков государственным имуществом в связи с низкими темпами преобразование    государственных и арендных предприятий в акционерные общества.

Невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ «Имущество» для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека находится значительно ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.

Третий этап.

С 1995 г. начался этап, который ознаменовался пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг. впоследствии были отменены. Приняты новые нормативные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 03.03 1995 г. «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности», Указ от 17.05 1995 г. «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», Указ от 14.11 1997 г. «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами», Декрет от 20.03 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закон от 05-05 1998 г. «Об объектах, которые находятся только в собственности государства». Внесены изменения и дополнения в приватизационное законодательство (июнь 1996 г., декабрь 1998 г.). - В результате значительно изменилось отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры и «правила игры» по трансформации собственности, с другой. Они коснулись как сути разгосударствления и приватизации, порядка и способов преобразования государственных и арендных предприятий в негосударственную форму собственности, так и организации работ при реформировании, порядка разрешения возникающих разногласий между заинтересованными сторонами.

С 1996 г. существенно изменились и  используемые методы трансформации  собственности. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп физически и морально изношенных фондов становился все более неэффективным и затруднительным. В результате в 1996—2000 гг. выкуп государственного имущества работниками предприятий вообще не осуществлялся.

 Что касается динамики преобразований  по отраслям народного хозяйства,  то наиболее интенсивно приватизировались  предприятия промышленности и  торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания. В то же время предприятия ЖКХ, транспортного и строительного комплекса имели гораздо более низкие темпы трансформации формы собственности.

За это время многие предприятия  не выдержали всех реформ. Очень  многие стали банкротами. Поэтому  наметилась тенденция возвращения  предприятий в госсобственность. Приватизация – процесс, противоположный  национализации, которая проводится с целью превращения частной  собственности в государственную. Кроме того, в отдельных странах  проводится  реприватизация – возврат  национализированной собственности  прежним владельцам.

Преобразование государственной  формы собственности в республике незначительно изменило структуру  основных фондов. В 2000 г. доля государственной собственности составила 72,4%, т.е. за десять лет снизилась только на 7,2%. Основной рост негосударственной собственности за указанный период произошел за счет увеличения доли собственности АО. За этот период сократился удельный вес арендных предприятий в связи с преобразованием значительного их количества в иные формы хозяйствования.

В Беларуси за время проведения реформ (с 1991 г.) преобразовано 4,8 тыс. предприятий. Среди них 630 (13,2%) – объекты промышленности, 339 (7,1%) – строительства, 25 (2%) – транспорта и связи, 1772 (37,1%) – торговли и общественного  питания, 535 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 888 (18,6%) – агропромышленного  комплекса, 580 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность  работающих на реформированных предприятиях составляет 958,9 тыс. человек, или более 22% от числа занятых в экономике  республики. В сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, реформировано более 70% объектов, в промышленности – около 40%, в  строительстве – свыше 30%.

В 2005 г. реформировано 27 организаций  республиканской собственности  с общей численностью работающих более 5, 3 тыс. человек и 19 объектов коммунальной собственности с численностью 1,8 тыс. человек.

Невысокие темпы проведения приватизации в 2005 г. обусловлены повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства  по модернизации производства, обеспечить социальные гарантии для работников реформируемых предприятий.

В 2008–2010 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы прозрачным и открытым образом. Постановление Совета Министров №1021 2008 г. подтвердило, что 519 предприятий подлежат приватизации в период между 2008 и 2010 гг. 223 предприятий  из 519 были реформированы. [13,с.319]

В интересах совершенствования  управления государственной собственностью в период 2011-2013 гг. будет продолжена работа по отчуждению неиспользуемых, неэффективно используемых или не завершенных  строительством производственных объектов. В соответствии с планом Совета Министров  и на 2011-2013 гг. предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране:

1) Определение порядка предоставления  недвижимого имущества в безвозмездное  пользование юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям  под оформленные договором обязательства  по созданию рабочих мест;

2) Совершенствование законодательства  по вопросам приватизации государственного  имущества;

3) Установление возможности:

– продажи акций, находящихся в государственной собственности, на аукционе с применением метода понижения первоначальной цены после нерезультативных аукционов (по аналогии с продажей недвижимости);

– продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности с отсрочкой платежа;

– передачи в доверительное управление иностранным инвесторам акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

4) Подготовка предложений по  каждому предприятию о необходимости  реформирования на основе разгосударствления  и приватизации;

5) Оптимизация объектов государственной  собственности, не подлежащих  приватизации;

6) Расширение реализации программ  приватизации на базе дополнительных  предложений по расширению перечня  организаций, пакеты акций которых  (в том числе контрольные), принадлежащие  государству, могут быть реализованы  на определяемых государством  условиях в период до 2013 г. и вовлечению в хозяйственный (биржевой) оборот акций приватизированных предприятий;

7) Реализация на практике принципов  частно-государственного партнерства  путем участия государства в  создании инфраструктуры, а также  в практической реализации инвестиционных  проектов через уполномоченные  организации и др. [14] .

Таким образом несмотря на то, что  в Республике Беларусь как и в  большинстве стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная  форма собственности, на протяжении всего периода независимого существования  в стране предпринимались попытки  увеличения доли частной собственности  в структуре национальной экономики. Приватизация в стране официально началась в 1991 году, но большинство сделок осуществлялись между 1994 и 1996 гг. Первая стадия приватизации была малоэффективной, в первую очередь по причине того, что большинство активов, выставляемых на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющихся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. В 2008–2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации.

В соответствии с Совместным планом Совета Министров и Национального  банка Республики Беларусь на 2011-2013 гг. предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Собственность как экономическая  категория выражает отношения между  людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых  с их помощью материальных благ в  процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Отношения  собственности есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают  материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и  услуги), а субъектами – человек, товарищества, ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники  государственного аппарата. Собственность  – это целое, а ее элементами (частями  целого) являются владение, пользование  и распоряжение. Основная задача теории прав собственности, как она формулируется  самими западными экономистами, состоит  в анализе взаимодействия между  экономическими и правовыми системами. Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие  отношения между людьми, которые  возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

На основе анализа зарубежного  опыта можно заключить, что частная  собственность лежит в основе товарного производства и рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую  свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность  производителя. Несмотря на снижение ее удельного веса, роль индивидуальной частной собственности по-прежнему велика, особенно в сфере услуг. В  современных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность  Основной вклад в развитие современной  экономики западных стран вносят крупные частные акционерные  корпорации. По поводу конкурентоспособности  государственных предприятий оценки расходятся. Чаще встречаются аргументы  об их неэффективности. Уровень прибыльности у них обычно ниже, чем у частных  корпораций одного и того же масштаба, а это объясняют незаинтересованностью  работающих, а также бюрократизацией  управления.

Несмотря на то, что в Республике Беларусь как и в большинстве  стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная  форма собственности, на протяжении всего периода независимого существования  в стране предпринимались попытки  увеличения доли частной собственности  в структуре национальной экономики. Приватизация в стране официально началась в 1991 году, но большинство сделок осуществлялись между 1994 и 1996 гг. Первая стадия приватизации была малоэффективной, в первую очередь по причине того, что большинство активов, выставляемых на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющихся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. В 2008–2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы прозрачным и открытым образом. Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. В соответствии с Совместным планом Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь на 2010 г. в текущем году предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране.

Информация о работе Собственность в экономической системе общества и проблемы её реформирования в Республике Беларусь