Совершенная конкуренции: противоречия, достоинства, недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции и ее влияние на экономику в целом, охарактеризовать один из видов конкуренции – совершенную конкуренцию, рассмотреть проблему недостатка в России условий для возникновения совершенной конкуренции и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….4
Понятие конкуренции и виды……………………………………………
Совершенная конкуренция и условия её возникновения …………….
Противоречия, достоинства и недостатки совершенной конкуренции…
Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции ………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Совершенная конкуренция1.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

Совершенная конкуренция  – такой вид рыночной структуры, который предполагает: наличие множества  фирм на рынке; выпуск однородного (стандартизированного) продукта; наличие множества информированных  покупателей; легкость (низкие барьеры) вхождения на рынок и ухода  с рынка.

Следствием условий совершенной  конкуренции является то, что доля выпуска каждой отдельно взятой фирмы  в общем объеме отраслевого производства крайне мала, а в силу того, что  товар является однородным, покупателям  совершенно безразлично, у какой  фирмы покупать. Ко всему прочему, покупатели хорошо осведомлены о  том, кто продает свой товар по самой низкой цене. Такое положение  не позволяет отдельной фирме  заметно влиять на цену, варьируя количество выпускаемой продукции.

Фактически в таких  отраслях у фирмы нет выбора, по какой цене сбывать свой товар: она  может продавать только по уже  сложившейся цене.

Если фермер, например, попытается реализовать зерно дороже, он не сможет найти на него покупателей. Продавать  дешевле ему также нет смысла, ему это не выгодно, потому что  он может сбыть имеющееся у  него зерно и по более высокой  цене.

Помимо того, новым производителям достаточно легко влиться в такую  отрасль, а старым прекратить свое существование  на данном рынке. Возможность быстрого проникновения новых производителей на сложившийся рынок чрезвычайно  обостряет конкуренцию и не позволяет  старым компаниям навязывать высокие  цены.

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много  мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной  игрой спроса и предложения в  соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка  называют "рынок свободной конкуренции".

Существование огромного  количества покупателей и продавцов  означает, что ни один из них не владеет  большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти,  ведь рынок сам  диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым  продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной  конкуренции:

- большое количество мелких  продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт  однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

- невозможность контроля  над ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного  колебания этих величин под  влиянием изменения рыночной  конъюнктуры,

- полная свобода "входа"  на рынок и "ухода".

В реальной экономической  действительности рынок совершенной  конкуренции в строгом теоретическом  значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все- таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой – "биржевой" – формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии конкуренции  на рынке производители с целью  получения максимальной прибыли   стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность  снижения цены, что увеличивает объем  продаж у производителя и его  доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование  научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение  научно-технических достижений позволяет  увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме – новатору больший доход.

Конкуренция создает у  производителей стимулы к постоянному  разнообразию предлагаемых товаров  и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.1

Теория совершенного конкурентного рынка может без всяких изменений применяться для отдельных реально действующих отраслей либо служить основой для выявления закономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух основополагающих предположений:

1) объемы производства  отдельной фирмы столь незначительны  в (сравнении с выпуском всей  отрасли и изменяются в таких  пределах, что это не оказывает  никакого влияния на цену продаваемого  ею товара;

2) отрасль, где функционирует  рассматриваемая нами фирма, является свободной для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Из первого предположения  вытекает, что кривая спроса отдельной  фирмы горизонтальна, т. е. спрос  на продукцию отдельной фирмы  абсолютно эластичен. Такой вид  кривой спроса вовсе не означает, что  фирма может продавать любое  количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо принимать в том смысле, что  в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на цену товара.

Как и в случае издержек, введем понятия суммарного и среднего дохода (определение предельного  дохода мы дали ранее):

– суммарный доход (TR) –  общая сумма поступлений от продажи всех единиц товара. Если продано q единиц товара по цене p руб. за единицу, то TR = q х р ;

– средний доход (AR) –  доход, получаемый за единицу проданной продукции. Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равняется цене продаваемого товара.

Поскольку предельный доход (MR) определяется как сумма, полученная от реализации одной дополнительной единицы товара, то можно сделать  вывод, что в условиях абсолютно конкурентного рынка MR также равняется цене товара.

Из вышесказанного следует: если поведение отдельной фирмы  не оказывает воздействия на цену реализуемого ею товара, то для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Они представляют собой  одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем цене продаваемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равняется предельному доходу, то для максимизирующей свою прибыль фирмы (на основании универсального правила 2) цена должна равняться предельным издержкам.

Каковы условия возникновения  такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической  эффективности?

Идеальный «храм» совершенной  конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в его  фундаменте присутствуют все необходимые  «кирпичики» - условия:

    1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

Теоретически описанная  выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального  предложения любого производителя  неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение  равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы  устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Фирма, имеющая свою продукцию  на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут  воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

      1. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.1

Информация о работе Совершенная конкуренции: противоречия, достоинства, недостатки