Совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:43, контрольная работа

Краткое описание

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere сталкиваться, состязаться).
Конкуренция соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………… 3-4 стр.
1. Совершенная конкуренция
1.1Основные понятия совершенной конкуренции……… 5-6стр.
1.2 Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции…………………...... 7-9 стр.
1.3 Равновесие фирмы и отрасли на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде…………………………………… 10-12 стр.
1.4 Равновесие фирмы и отрасли на рынке совершенной конкуренции…...................................................................................... 13-17 стр.
2.Условия совершенной конкуренции в России и поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции
2.1 Мировой опыт и существовании в России условий для совершенной конкуренции………. 18-19 стр.
2.2 Изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………. 20-23 стр.
Заключение……………………………………………………. 24-25 стр.
Список используемой литературы…………………………... 26 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенная конкуренция.docx

— 89.23 Кб (Скачать файл)

 

Развал экономики России и вопиющая неэффективность пореформенной  экономики связаны как раз  с тем, что проводники этой политики изо всех сил пытались проводить  в жизнь именно те рецепты, которые  советуют западные эксперты. Факт остается фактом - эти рецепты и формы  отторгаются Россией как кровь  чужой группы, порождают нежизнеспособный химерический симбиоз.

 

Реальный выход из ситуации заключается вовсе не в том, чтобы  превратить русских в американцев  и ввести для них совершенную  конкуренцию. При выполнении первого  условия второе окажется возможным  и даже несложным, но как выполнить  само первое условие? Реальный выход  заключается в построении экономической  системы, адекватной условиям страны. Построение системы патерналистского государственно-монополисти-ческого характера, близкой к дальневосточному образцу, но учитывающей западнический характер внутренних талассократий, как раз и обеспечит столь же эффективный менеджмент, как тот, что мы видим в Японии, Корее, Тайване или Франции, промышленная система которой также имеет много черт, которые мы увидим у адекватной русской системы. Такая система обеспечит не только столь быстрый рост, как тот, что показывала Япония в первые два десятилетия после синтеза адекватной экономической системы, но и обеспечит крайне высокую эффективность инвестиций. Синтез эффективной финансовой системы, по примеру той же Японии, позволит найти грандиозные по нынешним понятиям внутренние источники финансирования этих инвестиций.[1]

 

2.2  ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ  ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения  образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в  таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под  свою имущественную ответственность. Фирма - сложное экономическое явление [6 с.127].

 

Рыночная структура, или  специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние  на поведение фирмы и выбор  ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими  показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение  и результативность фирмы не могут  не сказаться на функционировании и  преуспевании всей отрасли, а состояние  последней влияет на национальную экономику  в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности  контрагентов в рыночной экономике  организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

 

Данный тезис можно  изобразить в виде условной логической схемы: Структура рынка - поведение  фирмы - преуспевание фирмы - преуспевание отрасли - преуспевание национальной экономики.

 

Структура рынка в той  или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем  в ней присутствуют характерные  принципиальные черты, позволяющие  провести классификацию. В современной  экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную  конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены  промежуточные формы монополистической  конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится  к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают  ее как отсутствие конкуренции вообще.

Было бы ошибочным полагать, что фирма всегда получает экономическую  прибыль. Более того, далеко не всегда фирма может получить нормальную прибыль. Ситуация на рынке может  оказаться не благоприятной, а рыночная цена может опуститься настолько  низко, что общие средние издержки не будут целиком компенсироваться, следовательно, не будет и нормальной прибыли. Рыночная цена  и соответствующая  ей кривая спроса на продукцию фирмы  расположена ниже всей кривой средних  издержек. Поэтому в точке равновесия, равно как и при другом любом  объеме производства, фирма будет  нести экономические убытки. Величина убытков на единицу продукта составляет разность между средними издержками и рыночной ценой продукта.

 

Однако помимо постоянных издержек существуют еще и переменные издержки. Если цена достаточно высока, чтобы покрыть этот вид издержек, то рациональным для фирмы будет  решение продолжать производство, чтобы  получить операционную прибыль и  минимизировать убытки. В силу этого  данная цена позволяет фирме получить операционную прибыль (избыток цены над средними переменными издержками, умноженный на объем выпуска продукции).Эта  прибыль позволяет уменьшить  экономически потери фирмы. Реальные убытки составят в этом случае величину, равную разности постоянных издержек и операционной прибыли.

 

Таким образом, при цене, которая ниже средних, но выше средних  переменных издержек, фирма не может  получать прибыль в точке равновесия, но она может минимизировать экономические  потери. В краткосрочном периоде  рациональным будет решение продолжать производство.

 

Если же рыночная цена спускается настолько низко, что она не может  покрыть не только средние издержки в целом, но даже и средние переменные издержки, производство становится нецелесообразным даже в краткосрочном периоде. При  этом точкой закрытия фирмы будет  самая нижняя точка кривой средних  переменных издержек.

В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на:

 

- ценовую или конкуренцию  на основе цены;

 

- неценовую или конкуренцию  на основе качества (потребительной  стоимости).

 

Ценовая конкуренция применяется  главным образом фирмами –  аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и  возможности в сфере неценовой  конкуренции. Кроме того, ценовые  методы используются для проникновения  на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где  они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся  на рынке товары.

 

Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план более высокую, чем  у соперников, надежность, меньшую  «цену потребления», более современный  дизайн и так далее. К числу  неценовых методов относят также  предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только доносят  до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и  формируют доверие к своей  товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы.

 

Конкретная стратегия  фирмы должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли  и процесса её изменения. В любой  отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,–  суть конкуренции выражается пятью  силами [10 с.209]:

 

угрозой появления новых  конкурентов, которая для рынка  совершенной конкуренции очень  высока;

 

угрозой появления товаров  или услуг – заменителей, так  же высокой для чистой конкуренции;

 

способностью поставщиков  комплектующих изделий и покупателей  торговаться. Нужно отметить, что  на рынке чистой (совершенной) конкуренции  способность всех субъектов рынка  существенно влиять на цену низкая;

 

соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой. Оно  на рынке, включающем почти неограниченное число производителей является достаточно жёстким;

 

позиция в отрасли, определяемая конкурентным преимуществом. Никакая  из фирм на рынке совершенной конкуренции  не может занимать главенствующую или  хотя бы более высокую позицию  чем другие.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок совершенной конкуренции  состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны  отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому  одна фирма не может оказывать  заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой»,принимать  ее как заданный параметр.

 

Участники конкурентного  рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление  о цене, технологии производства, возможной  прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа  и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного  товара или беспрепятственно покинуть рынок

 

На рынке с условиями  чистой конкуренции спрос на продукт  отдельно взятой фирмы является абсолютно  эластичным. При этом следует отметить, что это утверждение по отношению  ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все  они вмести могут оказать влияние  на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.

 

На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет  равна предельным издержкам и  одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что конкуренция вынуждает  фирму на конкурентном рынке производить  товар в точке минимума средних  издержек и устанавливать цену, которая  соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.

 

Совершенная конкуренция  предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и  к технологической информации. Поэтому  в долгосрочном периоде каждая фирма  может выбрать и реализовать  наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут  идентичны, и можно говорить, что  в долгосрочном периоде отрасль  состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

 

Выбор конкурентной стратегии  для фирмы, работающей на рынке совершенной  конкуренции (или близком к нему) должен проводиться с учётом основных характеристик этого рынка, выбирая  в основном из двух видов конкуренции  – ценовой и неценовой.

Список Использованной Литературы

 

1.      Журавлева  Г.П. Экономика: учебник/ Г.П.  Журавлева.- М.: Экономистъ, –2005.

 

2.         Гальперин В. М., Игнатьев С.  М., Моргунов В. И.Микроэкономика

 

В 2-х томах. Институт "Экономическая  школа", Санкт-Петербург, 2004.

 

3.      Курс экономической  теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, - 2003.

 

4.      Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов/  под ред. А.Г. Грязновой и  А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД «  КноРус», « Издательство ГНОМ  и Д», – 2005

 

5.      Микроэкономика. Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А. В. Сидоровича. –  М.: ДИС, 2007.

 

6.      Микроэкономика. Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. – М.: Питер, 2004

 

7.      Носова  С.С. Экономическая теория: Краткий  курс: Уч. пособие для студ. высших  уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр  ВЛАДОС, – 2003.

 

8.      Нуреев  Р.М. «Курс микроэкономики» М., 2005.

 

9.      Основы  микроэкономики: Учеб. Пособие для  вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2006.

 

10.  Основы предпринимательской  деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М.  Власовой.- М.: Финансы и статистика, – 2000.

 

11.  Борисов Е.Ф. Экономическая  теория в вопросах и ответах:  учебное пособие. - М.: Проспект, 2008

 

12.  Базылев Н.И., Базылева  М.Н. Экономическая теория: учебник  для вузов. - 2-е изд., перераб. и  доп. - М.: Норма, 2006.

 

13.  Макконелл К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: принципы, проблемы  и политика. - М.: Инфра-М, 2006.

 

14.  Кураков Л.П., Яковлева  Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.

 

15.  Салимжанов И.К. Цены  и ценообразование - М.: Проспект, 2006.

 

 

 

[1] Газета «Вестник Ленинградской  АЭС» №9 (562) Логачев М. «Либеральный  патернализм как имманентная  России экономическая модель».

1 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование  фирмы в условиях совершенной  конкуренции

 

Введение

 

 

 В условиях рыночных  отношений возникновение конкуренции  имеет как социально – психологические,  так и экономические причины.  Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.

 

 Конкуренция играет  в экономической жизни общества  положительную роль, побуждая граждан,  фирмы и страны искать наиболее  рациональные способы получения  и использования ограниченных  ресурсов всех видов.

 

 В современном национальном  хозяйстве участвует множество  хозяйствующих субъектов. Среди  них – те, которые принято называть  фирмой – домашние хозяйства,  государство в целом и его  хозяйствующие структуры, банки,  страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и  товарищества, акционерные общества. Главным действующим лицом на  фирме выступает предприниматель.

 

 Целью предпринимательской  деятельности является получение  прибыли, т.е. превышение денежной  выручки, полученной от реализации  товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию. Содержанием предпринимательской  деятельности является поиск  таких комбинаций, имеющихся в  распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда  и т.д.), которые обеспечивают ему  достижение указанной цели.

Информация о работе Совершенная конкуренция