Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономической деятельности предприятия с помощью маркетинга.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- рассмотреть сущность и роль маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия;
- проанализировать экономическую деятельность ООО «Автохим»;
- провести анализ внешнеэкономической и маркетинговой деятельности предприятия;
- проанализировать проблемы стоящие перед ООО «Автохим» и предложить рекомендации по их устранению;
- разработать стратегию совершенствования маркетинговой и внешнеэкономической деятельности предприятия;
- рассчитать эффективность реорганизации структуры управления ООО «Автохим».
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Маркетинг и его роль во внешнеэкономической деятельности предприятия….................................................................................................................7
1.1 Сущность, значение и содержание маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………………………………….7
1.2 Сущность и содержание международного маркетинга………….………..22
Глава 2. Состояние внешнеэкономической деятельности ООО «Автохим»……………………………………………………………………….….…39
2.1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности и среда маркетинга ООО «Автохим»……………………………………………………...….39
2.2. Анализ внешнеэкономической и маркетинговой деятельности ООО «Автохим»……………………………………………………………………………..45
Глава 3. Совершенствование организации маркетинговой и внешнеэкономической деятельности на ООО «Автохим»………………………....71
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой и внешнеэкономической деятельности ООО «Автохтим»…………………………...71
3.2. Экономический эффект мероприятий по совершенствованию маркетинговой и внешнеэкономической деятельности ООО «Автохим»………...79
Заключение……………………………………………………………….…….86
Список использованных источников и литературы………………..………..91
Сеть продаж и сервиса ООО «Автохим» охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные рынки сбыта. Система технического обслуживания построена на принципах единого стиля и максимального приближения услуг к потребителю. Развитие сервисной сети идёт по двум направлениям - строительство новых и реконструкция имеющихся сервисных центров. Одним из главных направлений реализации стратегических целей, стоящих перед ООО «Автохим» в настоящее время, является отношение к своему персоналу как к основе организации, её главной ценности и источнику благополучия. Для осуществления процесса служебного продвижения персонала на основе утвержденной «Концепции отбора в резерв руководящих кадров в ООО «Автохим» и дочерних обществах» создана система формирования резерва руководящих кадров. Резерв группы организаций ООО «Автохим» подразделяется на внутренний резерв подразделений/организаций и резерв ООО «Автохим».
При формировании внутреннего резерва подразделений/организаций используется традиционный способ подбора замены на конкретные позиции в виде дублеров: на каждую руководящую должность в резерве планируется два кандидата (оперативный и перспективный резерв).
В процессе формирования резерва ООО «Автохим» («золотого» резерва корпорации) используются технологии современного менеджмента с расширенным поиском и привлечением максимального количества перспективных, заинтересованных в служебном росте работников. Участвуя в программе «Активный выбор», работники ООО «Автохим», не отобранные непосредственным руководителем во внутренний резерв (по причинам: сокрытия талантов, профессиональной конкуренции, неприязни и др.), имеют возможность самостоятельно заявить о себе. Резерв ООО «Автохим» формируется путем участия в конкурсном отборе как наиболее перспективных представителей внутреннего резерва подразделений/организаций и работников ООО «Автохим», так и имеющих намерение к самовыдвижению на руководящую должность через программу «Активный выбор». Состав резерва ООО «Автохим» подразделяется по уровню управления на резерв высшего звена управления и резерв среднего звена управления.
В настоящее время численность внутреннего резерва составляет 386 человек, из них оперативный резерв - 248 чел., перспективный - 138 чел. В списках резерва ООО «Автохим», утвержденных заместителем ГД ООО «Автохим» по управлению персоналом и организационному развитию, числится 77 человек: из них резерв на должности высшего звена управления - 32 чел., на должности среднего звена управления - 45 чел.
Процесс подготовки резерва ООО «Автохим» осуществляется с октября 2006 года по утвержденной заместителем генерального директора ООО «Автохим» по управлению персоналом и организационному развитию корпоративной «Программе подготовки резерва руководящих кадров ООО «Автохим». Учебный курс программы составляет для представителей резерва среднего звена управления - 3 года, высшего звена управления - 5 лет; который разбивается на этапы и состоит из теоретической и практической подготовки, а также регулярной оценки деятельности резервистов. Ноу-хау подобной программы является зачетная книжка резервиста, в которой приведена вся программа подготовки и будут отмечаться успехи резервистов в обучении.
Цель политики закупок- создание взаимоотношений с поставщиками материальных ресурсов на основе партнерства и взаимной выгоды, которые базируются на принципах:
Компания гарантирует: оплату поставленной продукции согласно заключенному договору; объективную оценку поставщиков и их продукции на всех стадиях жизненного цикла последней.
При прочих равных условиях преимущество предоставляется поставщикам, территориально приближенным к производству компании.
Поставщик должен гарантировать: наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта МС ИСО 9001 или ГОСТ Р ИСО 9001; соответствие продукции установленным по договору требованиям; постоянное улучшение системы менеджмента качества на предприятии; мониторинг своей продукции при ее производстве и в эксплуатации; разработку и внедрение с 2008 года ISO/TS 16949 или ГОСТ Р 51814.1.
Компания оставляет за собой право иметь альтернативных поставщиков.
Компания стремится к развитию своих поставщиков через: обучение персонала и внедрение современных методов менеджмента, основанных на международных стандартах и спецификациях - ISO/TS 16949, ИСО 14001; совместную разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов и методов контроля.
Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Автохим» на макроуровне предусматривает определение эффективности экспорта и импорта продукции по отдельным товарным группам. Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность должна привести к повышению ответственности в обосновании управленческих решений.
ООО «Автохим» имеет следующие показатели по экспортным, импортным операциям за 2009 год.
Таблица 1
Экспортно-импортные операции ООО «Автохим» в 2009 году
Страны-партнеры |
Экспорт (тыс. долл.) |
Импорт (тыс. долл.) |
Беларусия |
36,1 |
10,2 |
Украина |
17,1 |
14,4 |
Германия |
20,1 |
53 |
Россия |
76 |
18,3 |
Всего |
149,3 |
95,9 |
Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы, что общая сумма экспортно - импортных операций за 2009 год составляет 242,5 тыс. долл., из этой суммы на долю импортных операций приходится 31,1 %, а на долю экспортных операций приходится 68,9 %.
Самым крупным экспортные поставки ООО «Автохим» осуществляет в Россию, на долю которой приходится 64,3 % всех экспортных операций.
Второе место по объему экспортных операций занимает Беларусия - 24,1 % от суммы всех экспортных операций.
На долю Украины в экспортных сделках приходится 11,6 % от суммы всех экспортных операций.
Самые крупные импортные операции «Автохим» осуществляет с Германией, на долю этих сделок приходится 81,9 % всех импортных операций.
Второе место, здесь, занимает Украина, на ее долю приходится 18,1 % от суммы всех импортных сделок. Самым крупным деловым партнером «Автохим» по экспортно - импортным операциям является Германия, на ее долю по эти операциям приходится 44,3 % от суммы всех эспортно - импортных операций.
Вторым по общему объему экспортно - импортных операций партнером «Автохим» является Украина, на его долю приходится 24,4 % от общей суммы экспортно - импортных операций.
На долю Беларусии и России приходится 16,6 % и 14,7 % соответственно.
ООО «Автохим» имеет достаточно большое количество деловых партнеров за пределами региона. Из вышеприведенного анализа внешнеэкономической деятельности ООО «Автохим» можно сделать следующие выводы: самые крупные импортные поставки ООО «Автохим» осуществляет из Германии; основным импортируемым ООО «Автохим» товаром является запчасти и тосол.
Основные экономические показателями ООО «Автохим» свидетельствуют об экономической стабильности предприятия.
Как видно из таблицы 2 выручка ООО «Автохим» увеличилась в 2009 году на 106608тысяч рублей и составила 421383тысяч рублей по сравнению с 2008 годом.
Себестоимость увеличилась на 95057тысяч рублей в 2009 году и составила 350422 тысяч рублей. Не смотря на это валовая прибыль увеличилась на 11551 тысяч рублей и составила в 2009 году 70961 тысяч рублей. Также в 2009 году произошло увеличение коммерческих и управленческих расходов на 3865 тысяч рублей и 2283 тысяч рублей по сравнению с 2008 годом и составили 35816 тысяч рублей и 8590 тысяч рублей соответственно.
В итоге чистая прибыль в 2009 году увеличилась на 33198 тысяч рублей и составила 76806 тысяч рублей по сравнению с 2008 годом.
Рентабельность продаж по сравнению с 2008 г. снизилась на 0,3 процента.
Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли к совокупным расходам организации, составила 2,6 процентов. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного в течение рассматриваемого периода в рамках финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автохим», было получено 2,6 коп. прибыли, на 0,7 коп. с рубля меньше, чем в 2008 г. и на 0,3 коп. с рубля больше, чем в 2007 г.
В течение 2009 г. каждый рубль, вложенный в основные фонды и материально-производственные запасы, обеспечил прибыль от продаж в размере 0,43 рубля (в 2008 году – 0,34 руб., в 2007 году – 0,2 руб.)
Таблица 2
Анализ финансовых результатов ООО «Автохим», тыс.руб.
Наименование |
2008 год |
2009 год |
Отклонение | |||
сумма |
% к |
сумма |
% к итогу |
сумма |
% к итогу | |
итогу | ||||||
Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг |
314775 |
100 |
421383 |
100 |
106608 |
0 |
Себестоимость от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
255365 |
81,1 |
350422 |
83,1 |
95057 |
2,0 |
Валовая прибыль |
59410 |
18,8 |
70961 |
16,8 |
11551 |
-2,0 |
Коммерческие расходы |
31950 |
10,1 |
35816 |
8,4 |
3866 |
-1,6 |
Управленческие расходы |
6307 |
2,0 |
8590 |
2,0 |
2283 |
0,03 |
Прибыль (убыток) от продаж |
21153 |
6,7 |
26555 |
6,3 |
5402 |
-0,4 |
Прочие доходы |
44583 |
14,1 |
88186 |
20,9 |
43603 |
6,7 |
Прочие расходы |
8357 |
2,6 |
13681 |
3,2 |
5324 |
0,5 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
57379 |
18,2 |
101060 |
23,9 |
43681 |
5,7 |
Текущий налог на прибыль |
13770,96 |
4,3 |
24254,4 |
5,7 |
10483,44 |
1,3 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
43608,04 |
13,8 |
76805,6 |
18,2 |
33197,56 |
4,3 |
В структуре пассива наибольшую долю имеют капитал и резервы – 76,5 процентов и 67,6 процентов в 2008-2009 гг., краткосрочные заемные средства – 18,5 процентов и 17,2 процентов в 2008-2009 гг.
Таблица 3
Анализ структуры пассивов ООО «Автохим» в 2008-2009 гг., тыс.руб.
Пассив |
Абсолютная величина |
Удельный вес (%) | ||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
8. Уставный капитал |
137 |
137 |
0,01 |
0,01 |
9. Добавочный капитал и резервный капитал |
131408 |
131408 |
10,5 |
8,4 |
10. Капитал и резервы (собственный каптал) |
959353 |
1054270 |
76,5 |
67,6 |
11. Долгосрочные пассивы |
20883 |
20818 |
1,7 |
1,3 |
12. Краткосрочные заемные средства |
231464 |
268424 |
18,5 |
17,2 |
13. Кредиторская задолженность |
40197 |
213483 |
3,2 |
13,7 |
14. заемный капитал |
1361080 |
234301 |
80,6 |
15,3 |
15. Итого баланс |
1253347 |
1558445 |
100 |
100 |
Таким образом, руководству ООО «Автохим» необходимо изыскать такие резервы, которые привели бы к увеличению доходности предприятия. Например, увеличение разности между ценой и затратами – рост цены должен опережать рост затрат. Это реализуется за счёт повышения качества обслуживания, а также предоставление новых дополнительных сервисных услуг, что приводит к увеличению доходности.
Поиск резервов повышения доходности предприятий необходимо вести в русле стратегических направлений изменения уровня цен, снижение затрат, рационализации их структуры, снижения дебиторской задолженности и оптимизации перечня оказываемых услуг.