Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономической деятельности предприятия с помощью маркетинга.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- рассмотреть сущность и роль маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия;
- проанализировать экономическую деятельность ООО «Автохим»;
- провести анализ внешнеэкономической и маркетинговой деятельности предприятия;
- проанализировать проблемы стоящие перед ООО «Автохим» и предложить рекомендации по их устранению;
- разработать стратегию совершенствования маркетинговой и внешнеэкономической деятельности предприятия;
- рассчитать эффективность реорганизации структуры управления ООО «Автохим».
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Маркетинг и его роль во внешнеэкономической деятельности предприятия….................................................................................................................7
1.1 Сущность, значение и содержание маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………………………………….7
1.2 Сущность и содержание международного маркетинга………….………..22
Глава 2. Состояние внешнеэкономической деятельности ООО «Автохим»……………………………………………………………………….….…39
2.1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности и среда маркетинга ООО «Автохим»……………………………………………………...….39
2.2. Анализ внешнеэкономической и маркетинговой деятельности ООО «Автохим»……………………………………………………………………………..45
Глава 3. Совершенствование организации маркетинговой и внешнеэкономической деятельности на ООО «Автохим»………………………....71
3.1. Предложения по совершенствования маркетинговой и внешнеэкономической деятельности ООО «Автохтим»…………………………...71
3.2. Экономический эффект мероприятий по совершенствованию маркетинговой и внешнеэкономической деятельности ООО «Автохим»………...79
Заключение……………………………………………………………….…….86
Список использованных источников и литературы………………..………..91
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды ООО «Автохим», как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
Классификацию и ранжирование проблем проведем с помощью построения матрицы Глайстера и матрицы выбора приоритетов в проблемном поле ООО «Автохим».
Таблица 8
Матрица Глайстера для определения проблем
Иерархический уровень управления |
Суть проблемы |
Признаки проявления |
Методы решения |
Ожидаемые результаты |
Организация |
Хаотическое распределение функция. Не освоены новые территории. |
Неспособность быстро реагировать на изменения во внешней среде. |
Донести до персонала всю значимость отдела качества |
Поддержание конкурентоспособности, финансовой стабильности |
Подразделение (отдел маркетинга) |
Несоответствие организационной структуры стратегическим целям предприятия. Неэффективные коммуникации маркетинга с другими подразделениями |
Уменьшение числа заказчиков. Медленная скорость документооборота между отделами |
Совершенствование организационной структуры. Создание единой базы данных. |
Эффективно функционирующий отдела маркетинга. |
Сотрудник (менеджер) |
Низкая исполнительность. Недостаточный уровень знаний и навыков. Несовершенная система мотивации. |
Опоздания на работу, перекуры. |
Повышение квалификации менеджеров. Совершенствование системы мотивации труда. Вовлечение в процесс управления. |
Повышение ответственности, активности работников. |
Технологии |
Недостаточное использование информационных технологий, компьютерных программ. |
Потеря большого количества времени в результате ручной обработки информации. |
Организация обучения сотрудников применению компьютерных программ в своей работе. |
Повышение эффективности деятельности предприятия. |
Главная проблема ООО «Автохим» находится на уровне подразделения – отдела маркетинга. Наличие проблемы свидетельствует о необходимости изменений. Так как, в компании нет отдела по работе с внешнеэкономическими связями, его функции выполняют менеджеры отдела маркетинга. Вследствие чего, менеджеры сильно загружены, не успевают выполнять и оформлять заказы, а также недостаточно полно разрабатывают новые каналы сбыта.
Стратегии предприятия – занять лидирующее положение на рынке и удержание этого места. Стратегия развития предприятия.
Для реализации миссии предприятия и достижения поставленной цели – стать предприятием с расширенным рынком сбыта, таким образом, необходимо создать эффективный отдел внешнеэкономических связей, который с успехом претворял в жизнь избранные стратегии.
Анализ среды ООО «Автохим», как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.
Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
Таблица 9
Обоснование оценок в матрице SNW для ООО «Автохим»
Показатель |
Оценка для ООО «Автохим» |
Оценка для «Atlan» |
Обоснование оценок |
Подсистема «ресурсы» | |||
Достаточность внешних ресурсов |
4 |
4 |
У обоих предприятий достаточно внешних ресурсов |
Наличие внутренних резервов |
4 |
3 |
ООО «АВтохим» дольше существует на рынке |
Нематериальные активы |
4 |
4 |
На предприятиях работают высококвалифицированные сотрудники |
Подсистема «компетенция предприятия» | |||
Степень уникальности |
3 |
3 |
У первого п/п имеется больше конкурентные преимущества |
долгосрочность |
5 |
5 |
Предприятия нацелены на долгосрочную перспективу |
Цепь добавления ценностей организации | |||
Надежность поставщиков |
4 |
4 |
Поставщики у п/п достаточно надежны, постоянно работают с компаниями. |
Эффективность процессов |
5 |
3 |
На 2 предприятии отсутствует отдел маркетинга, его функции исполняют другие отделы, а на «Автохим» достаточно сформированный отел маркетинга, но работа отдела не достаточно слажена |
Финансовая подсистема | |||
Доступность инвестиций |
2 |
5 |
2 предприятие более известное и у него больше возможностей для инвестиций |
Оперативность оценок |
4 |
4 |
Оценки совершаются недостаточно быстро и слаженно |
Подсистема компетенции «человеческие ресурсы и культура» | |||
Обучаемость персонала |
4 |
4 |
Персонал легко обучаем, стремится к знаниям нового |
Клиенториентированность |
5 |
5 |
Клиенты-главная ценность п/п |
Инновационная восприимчивость |
3 |
4 |
Инновации могут быть внедрены |
Подсистема «маркетинг и сбыт» | |||
Эффективность продаж |
3 |
4 |
Продажа у 2 предприятия намного выше |
Продолжение таблицы 9
Показатель |
Оценка для ООО «Автохим» |
Оценка для «Atlan» |
Обоснование оценок |
Дополнительные выгоды |
4 |
3 |
Дополнительных выгод имеется немного, но у «Автохим» они выше |
Широта номенклатуры |
5 |
5 |
У предприятий представлен широкий ассортимент услуг |
Подсистема «НИОКР и технологии» | |||
Способность к лидерству |
5 |
4 |
«Автохим» существует на рынке дольше, и зарекомендовала себя с хорошей стороны, но у 2 п/п тоже есть стремление к лидерству |
Способность к восприятию |
4 |
4 |
Несовершенство системы развития персонала, уменьшает восприятию к новому |
Наличие «ноу-хау» |
3 |
3 |
На «Автохим» имеется программа по оптимизации издержек |
Операционная система основной деятельности | |||
Уровень использования |
5 |
4 |
Мощность 1 п/п выше чем у 2 п/п |
Гибкость |
5 |
4 |
Конкурентоспособность у 2 п/п ниже, поэтому гибкость уменьшается |
Удобство размещения |
4 |
3 |
У 1 п/п место расположение более выгодно чем у 2 п/п |
Подсистема «стиль управления» | |||
Степень инновационности |
5 |
4 |
Директора п/п используют новые методики стимулирования персонала, это в частности психологические и экономические методы |
Степень участия |
5 |
5 |
Директора поддерживают инициативность своих подчиненных |
Соответствие ситуации |
5 |
5 |
Максимальное у обоих п/п |
Подсистема «менеджмент и структура» | |||
Способность к прогнозированию |
5 |
4 |
Менеджеры «Автохим» более опытны в прогнозировании ситуации |
Продолжение таблицы 9
Показатель |
Оценка для ООО «Автохим» |
Оценка для «Atlan» |
Обоснование оценок |
Способность менеджеров к делегированию полномочий |
4 |
4 |
На достаточно высоком уровне у обоих п/п |
Подсистема «Специфические факторы успеха» | |||
Характеристика имиджа |
5 |
4 |
Высокая деловая репутация у обоих п/п. |
Отношение к персоналу |
4 |
5 |
На 2 п/п выше, так как меньше персонала |
Наибольшее несоответствие наблюдается в факторах эффективности процессов, эффективности продаж, гибкости реагирования. В других факторах ООО «Fdnj[bv» ничем не уступает своему конкуренту. Повышение конкурентоспособности улучшит протекание процессов в организации, увеличит эффективность оказываемых услуг на рынке и значительно увеличит скорость реагирования организации на изменение среды.
Самой сильной стороной у предприятия является наличие свободных финансовых ресурсов (27 баллов), затем высокое качество услуг (24 балла).
Самой большой возможностью у компании «Автохим» является возможность создания дополнительного отдела по приему неисправных запчастейв (31 балл) и возможность расширения перечня услуг (30 баллов).
Из угроз по значимости лидирует усиление конкурентов – 26 баллов.
Количественная оценка проблем складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой в соответствии с таблицей 11.
Таблица 10
Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды, в процентах
Сильные стороны |
Слабые стороны | |||||||
Высокое качество |
Наличие финансовых ресурсов |
Высокопроф. команда |
Отсутствие аналогов |
Недостаток площади |
Наличие дебеторской задолженности |
Недостаточное материальное стимулирование персонала | ||
Угрозы |
Срыв поставок материала |
4 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
4 |
Усиление конкурентов |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 | |
Возможности |
Рост рынка |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
Доступ к технологиям |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 | |
Создание дополнительного отдела по приему неисправных запчастей |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 | |
Расширение перечня услуг |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Таблица 11
Общая значимость сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокое
качество услуг |
Недостаток
площадей |
Сводные финансовые ресурсы 27 |
Дефицит
кадров |
Высокопрофессиональная команда 23 |
Наличие дебиторской задолженности 17 |
Отсутствие
аналогов |
Недостаточное материальное стимулирование
персонала |
Угрозы |
Возможности |
Срыв
поставок материала |
Рост
рынка |
Усиление конкурентов 26 |
Доступ к технологиям 28 |
Развитие сети 31 | |
Расширение перечня услуг 30 |
В таблицу 12 вынесены наименования проблемных полей и значения их итоговых оценок.
Таблица 12
Количественная оценка проблемных полей
Стратегическая позиция |
Оценка |
Открытие новых центров в регионах России |
66 |
Новые услуги |
43 |
Модернизация предприятия до уровня лучшего в России |
19 |
Увеличение вложений в персонал |
19 |
Увеличение норматива запасов материала |
16 |
Эта технология количественной оценки позволяет достаточно точно определить относительную и абсолютную конкурентную силу сильных и слабых сторон. Необходимым условием применения данной технологии является наличие количественной информации о фирмах-конкурентах.